Саша

 


                Александру Егоровичу Иванину


     Саша, подросток пятнадцати лет, среднего роста, худенький, симпатичный, с густой шевелюрой, окончил восьмилетнюю школу в родной деревне и теперь стоял перед секретарем приемной комиссии педагогического училища. Женщина средних лет подняла глаза на юношу и спросила:
– Хочешь учителем стать?
     Юноша неопределенно пожал плечами и ничего не сказал в ответ, вспомнил разговор с отцом.
     После экзаменов в школе отец заговорил с сыном о будущей профессии. Саша хотел поступить в сельскохозяйственный техникум, мечтал стать механизатором, как отец, который много лет работал в совхозе. Ему очень хотелось работать на земле, в родной деревне. Родители воспротивились такому выбору сына.
– Ты что, сынок, не видишь, как я болею? Всю спину отбил на этих тракторах, вечно соляркой благоухаю, а руки посмотри какие,– он протянул к сыну заскорузлые руки. – Не о такой доле я мечтал для тебя, – продолжал отец.
– Вон, посмотри на Ивана Ильича. Работает человек с детишками, все его уважают, в костюме всегда ходит. Я и мать хотим, чтобы ты стал учителем, а поэтому я тебя завтра отвезу в город сдавать вступительные экзамены. У тебя все задатки для этого есть, ты и вожатым у третьеклассников был. Вспомни, как они за тобой по пятам ходили.
      Да, это так, ребятишки любили его. Юноша все свободное время проводил с соседскими детьми, играл с мальчишками в футбол, летом ходил с ними в лес за грибами и ягодами. В жаркую пору родители не боялись отпускать детей на реку купаться потому, что за ними присматривал Саша.
Сын отрицательно закрутил головой, но отец сказал:
– И не мотай головой, как наш козел Яшка. Я уже поговорил с директором училища, он велел тебя привозить на экзамены.
С такими доводами Саша не мог не согласиться и покорно пошел укладывать свои вещи.
     Рано утром отец подъехал к дому на повозке, набитой соломой, в которую запряжена была крепкая лошадка. Город находился в двадцати пяти километрах от деревни, ехать нужно было по проселочной дороге, солома не помешает в таком долгом пути. Мать постелила сверху соломы покрывало, Саша поставил на повозку свой рюкзак и подошел к ней прощаться. Женщина заплакала, обняла сына и поцеловала – она жалела его и не хотела расставаться. Полезли прощаться младшие сестренки и брат. Юноша с грустью смотрел на близких, ему не хотелось никуда уезжать из родного дома.
     Дорога до районного города заняла почти три часа. Есть свои прелести в поездке на повозке. Впереди перед ней бежала шустрая лошадка, помахивая хвостом от оводов. Мимо проплывали деревеньки, поля, леса. Июльское солнце грело землю, в утренней росе искрилась зелень лугов и лесов. Дорогу обступали начинающие желтеть поля пшеницы, по которым виднелись голубые глазки васильков, обочины щедро белели зарослями ромашек. Высоко в небе распевали свои песни жаворонки. Монотонность дороги убаюкала мальчика, он заснул и проснулся только тогда, когда лошадь замедлила ход на подъеме перед городом.
     Районный город располагался на высоком берегу речки Нугрь, впадающей в Оку. Мощеная дорога вела мимо колхозного рынка с коновязью у ворот, центральной улицы с административными зданиями. Педагогическое училище находилось на другом конце города. Отец подвез юношу к общежитию, дождался, когда дежурная выделила тому место, попрощался с сыном и поехал домой. Саша остался один в этом чужом городе.
И вот теперь ему предстояло сдавать вступительные экзамены. Первый экзамен – музыка. Учительница, маленькая худенькая интеллигентная старушка, постучала карандашом по столу и попросила Сашу повторить. Молодой человек верно уловил ритм, но решил провалить экзамен и постучал кое-как по столу. Женщина только тяжело вздохнула и попросила спеть что-нибудь. Он набрал полные легкие воздуха и завопил, что было мочи:
Я люблю тебя, жизнь…
     Учительница замахала руками, поставила в ведомость оценку и отправила Сашу в коридор. Юноша развернул свой экзаменационный лист и, увидев оценку «неудовлетворительно», вздохнул с облегчением, и пошел к секретарю забирать документы. Он ликовал – задумка провалить экзамены удалась.
В приемной секретаря сидел пожилой строгий человек. Когда Саша попросил свои документы, он подошел к юноше, заглянул в его экзаменационную ведомость и сказал:
– Пройди, пожалуйста, Саша, ко мне в кабинет, – а там продолжил:
– Я посмотрел твое свидетельство об окончании школы, оценки в нем хорошие и по пению «отлично», так что завтра приходи на следующий экзамен. Я прослежу за тобой. Учителей – мужчин не хватает, а у тебя все данные есть для этой профессии. Вон какую характеристику хорошую тебе дали в школе. Не глупи, молодой человек, родителей не огорчай.
     Директор училища сдержал свое слово и посещал каждый экзамен, подходил к юноше, читая написанное через его плечо, сам лично проверял все выполненные мальчиком работы.
Саше было стыдно за свой обман, он сдал все экзамены хорошо. После последнего экзамена юношу вызвали к директору, который протянул абитуриенту записку и сказал:
– Иди к Ирине Александровне и нормально сдай экзамен по музыке, не дури. Потом можешь уезжать домой, родителям скажи, что тебя приняли в училище.
– Но ведь зачисления еще не было,– возразил Саша.
Директор засмеялся и сказал:– Иди, я тебя уже зачислил, обрадуй родителей.
Юноша покорно пошел в кабинет музыки, экзамен во второй раз сдал хорошо.
     С тяжелым сердцем поехал Александр домой. Не сбудется его мечта о профессии механизатора, но воле родителей он противиться не мог, так как очень их любил и уважал.
     Так Саша стал учителем, о чем ни разу не пожалел за всю свою жизнь. Много лет он преподавал географию, работал директором школы в России и за рубежом и всегда с благодарностью вспоминал своего отца и мудрого директора педагогического училища, которые вовремя направили его жизнь в нужное русло, помогли правильно выбрать профессию.


Рецензии