Сочинение на тему Осень

     На уроке литературы учительница объявила, что дома дети самостоятельно будут писать сочинение на тему «Осень». Для того чтобы работа была написана правильно, Анна Николаевна познакомила класс с несколькими подобными сочинениями, посоветовала прочитать стихотворения русских поэтов, рассказы писателей на эту тему. В конце урока дети записали в рабочие тетради несколько предложений, характеризующих осеннюю погоду, растительный и животный мир средней полосы.
     Галя, простившись с подругой около дома, наскоро переоделась, поела и стала обдумывать свое будущее сочинение. Она хорошо училась в школе и была лучшей ученицей в классе по литературе, а ее работы часто приводились в пример одноклассникам. Вот и теперь девочка с воодушевлением трудилась над домашним заданием, написала о своем отношении к осени, осеннему лесу. Ей очень нравились тихие осенние дни в конце сентября, начале октября, когда осеннее солнце ещё неназойливо грело всё живое; нравилось наблюдать полет длинных белесых паутинок, которые иногда прилипали к лицу и одежде. Галя написала о том, как хорошо бродить в осеннем парке и шуршать опавшими листьями кленов и берез. Девочке доставляло огромное удовольствие собирать красивые разноцветные листья клена, срывать алые горьковатые ягоды рябины, собирать в траве, у корней дубов, будто лакированные желуди. Она очень любила последние осенние цветы, астры и хризантемы, радующие взор своими яркими разноцветными соцветиями, ей очень дороги были эти цветы перед длинной однообразной осенней и зимней погодой.О своем восприятии осени Галя и написала в сочинении. Закончив работу,  она перечитала написанные строки и осталась довольна, потом сложила учебники и тетради в портфель и отправилась к подруге.
     Оля, так звали подругу, усердно подбирала цитаты к сочинению. В руках у девочки был томик Алексея Толстого. Оля предложила:
– Галя, прочитай стихотворение, какое я подобрала,– и подала книгу подруге.
Та начала читать и первые же его строки ошеломили её:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
     Она прочитала этот стихотворный отрывок и поняла, что именно вот так и представляла всегда осенний день, осеннюю природу. Поэт будто прочел ее мысли и написал об этом.Галя похвалила подругу за удачно подобранную цитату и поспешила домой. Там опять перечитала свою работу и вписала в нее выбранные подругой строки, подумав, что сочинения у нее и Оли совершенно разные, и ничего страшного не произойдет, если она тоже использует это четверостишие.
     Через два дня Анна Николаевна попросила девочек остаться после урока. У Гали защемило сердце от нехорошего предчувствия. Учительница выложила на стол оба сочинения и сказала:
– Ну, признавайтесь, кто у кого списал эти строчки?
Обе девочки молчали, опустив головы. После короткой паузы Анна Николаевна сказала:
– Что ж, я и сама знаю, кто у кого списал. Оля ведь всегда слабо писала сочинения, а у Гали прямо талант, лучше ее никто не пишет творческие работы. У меня дома почти все твои сочинения и изложения сохранились, – обратилась она к девочке.
     Галя съежилась от таких слов учительницы, хотела было признаться в своем промахе, но почему-то промолчала. Оля тоже ничего не ответила, она просто стояла и плакала. Анна Николаевна сказала Оле, что не станет ей ставить двойку за сочинение, потому что оно неплохое, но за то, что цитата списана у подруги, она получит только оценку «удовлетворительно». Домой девочки шли разными дорогами, хотя жили в одном доме.
     До окончания школы Оля никогда не заводила разговор на эту тему. Галя же всегда думала об этом случае и ругала себя за то, что не хватило у неё силы признаться в своем проступке. Корила себя и после окончания школы, все хотела извиниться перед подругой за свой некрасивый поступок, но время разбросало девушек по разным городам. Так и остался на душе Гали камень непрощенной подругой обиды. Мысленно девушка часто извинялась перед Ольгой, но услышала ли та ее или нет, неизвестно. Галя непременно вспоминала это злосчастное сочинение, когда вновь на глаза попадалось стихотворение Толстого и строки из него, когда-то так взволновавшие ее и запавшие в душу.
 


Рецензии
Сюжет истории довольно распространенный, много раз описаны школьные ссоры и обиды, которые не забываются всю жизнь. В данном случае нужно было выбрать другой способ подачи истории. Сейчас она очень прямолинейна и похожа на школьное сочинение.
Мало переживаний от главной героини. Не чувствуется, как она сожалеет о содеянном.
Когда учительница разоблачает девочек "что ж, я и сама..." она повторяет, то, что мы уже и так знаем: Галя - отличница, умница. В начале не надо это говорить, а сказать уже в речи учительницы или наоборот. А то похоже на ремарку для читателя.
Еще я бы изменил эпизод с написанием сочинения Галей. Каждое предложение начинается "Она написала о том". Можно сначала сказать, через что она хочет показать осень, а потом раскрыть. Показать, что она начала писать сочинение, а мысленно совершает прогулку по лесу. Пригласить читателя прогуляться вместе с Галей. А в конце "Она поставила точку" - сочинение закончено.
Успехов!

Андрей Волгин   29.07.2014 13:24     Заявить о нарушении
Спасибо за критику! И Вам успехов и творчества!

Таисия Медведева   30.07.2014 15:27   Заявить о нарушении