Идти в горы, избегая боя

- Скажи, мастер, что значит «идти в горы, избегая боя»? - спросил ученик.
- Однажды, когда воин с севера был уже очень стар, к его дому пришел юный воин. Он жаждал поединка с воином с севера. Однако когда увидел его, не узнал в нем мастера боя.
- Где тут воин с севера? — крикнул он через забор.
- Господин отправился в горы, собирать мед горных пчел — отозвался воин с севера.
- Когда он явится? - спросил молодой воин.
- Если хочешь я отведу тебя к нему завтра, но при одном условии — ответил воин с севера.
- Говори, старик.
- Помоги мне по хозяйству, я стар и не могу сам нарубить дров и принести воду.
- Еще я не помогал старым дурням, вроде тебя, - отозвался тот.
- Как тебя воспитывали, не ужели в тебе нет  ни капли сострадания и уважения к старости?! - возмутился воин с севера.   
- Хорошо, - устыдившись согласился молодой забияка.
Целый день он таскал воду и рубил дрова, полол грядки и подметал двор. Затем,когда наступила ночь, воин с севера сказал:
- Я старый человек, а мой бессовестный хозяин заставляет меня охранять предместья его дома. Добрый юноша, не откажи, подежурь за меня ночью. Здесь водятся страшные дикие звери. Дай один раз мне, старику, выспаться.
Хоть это было и не по душе юному воину, но он был храбр и благороден. Он согласился. Всю ночь он ходил по округе с фонарем. Утром он был измучен. Под его глазами были синяки, сам он был бледен и пошатывался от усталости при ходьбе.
Воин с севера спросонья, как только рассвело, повел его в горы. Они шли самой трудной тропой, поднимаясь все выше и выше. В какой-то момент юный воин споткнулся и упал, разодрав об острые камни себе правую руку и выронив меч в пропасть. На его ступнях были кровавые мозоли, потому, что его обувь не годилась для горных прогулок.
Выйдя на террасу. Они остановились на привал. Тогда воин с севера обратился к юноше:
- Ты искал боя с воином с севера — так вот это я! - и принял боевую позицию «горный поток».
- Старый лжец, я убью тебя! - закричал юноша.
- Послушай меня, благородный юноша, - остановил его воин с севера, - В этом бою не будет чести. Ты уже проиграл. Моя старческая немощь уравновешена твоей усталостью и твоими ранами. Ты можешь легко проиграть этот бой! Но если ты даже победишь — какая в этом тебе честь, люди скажут: «юный и сильный убил старика». Ты опозоришься. Не лучше ли признать, что каждый из нас достоин быть воином и расстаться друзьями!  Хитрость ради благородной цели — тоже воинская добродетель!
Помолчав немного, юный воин все же решил согласиться со стариком. 
- Ты прав, ответил он, я просто хотел добыть славы.
- Слава и нажива — худшие цели для воина, ибо цель воина — утверждать мир, - сказал он юноше.
- Простите, учитель, — ответил тот.
Затем воин с севера взвалил юношу на плечи и так понес его вниз с горы.
Когда я спросил воина с севера об этом бое, тот ответил, что убивать вспыльчивого юношу, у которого вся жизнь впереди - не достойно мастера боя. 
В старости воин с севера любил две вещи — кормить прилетавших к его дому мелких птичек и пить чай, - вздохнул мастер.
 
          


Рецензии