Человек с планеты успешных людей Аскольд Запашный

для журнала "Психология для жизни"

Братья Аскольд и Эдгард продолжили династию цирковых артистов Запашных, став и душой, и руководителями, и идейными вдохновителями современного циркового искусства в России. За свои 37 лет Аскольд Запашный попробовал многое: детство по расписанию гастролей, школы по всей стране по очереди, юность в освоении дрессуры, эквилибра, жонглирования, становление личности на манеже…  Цирк – особый мир, живущий по своим законам, но братья – одни из немногих, которым удалось почти невозможное: быть открытыми, привлекая своим мастерством, интеллектом и позитивом людей в гости в свой дом – Цирк! Теперь Народный артист РФ уже художественный  руководитель Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, но планов и идей хватит на много лет вперед. И он надеется, что свою любовь к Цирку и, возможно, мастерство передаст двум очаровательным дочерям по наследству. С Аскольдом невероятно приятно разговаривать: энергия и спокойствие, рассудительность, мудрость и озорство сплетены в замысловатый клубок. Но больше всего поражает невероятная сила личности!

Л.В. Аскольд, Вам в жизни часто приходилось действовать через «не хочу», «не буду»,  «не получается»?
А.З. Я совмещаю много функций сразу – я и чиновник, и артист, и администратор. И надо разграничивать ту работу, которая предполагает творчество, и работу, без которой не состоится номер или не будет нормально функционировать цирк. Даже в административной работе можно найти элементы для творческого подхода. А есть такая работа, рутинная, надоедающая своим известным заранее результатом, обыденная, но крайне важная. Я говорю о том, что в народе называют тренировкой мышечной памяти. Хотя, на самом деле, это больше тренировка мозгов. Это касается всех:  жонглеров, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков. Знаешь, например, как сесть на шпагат, понимаешь, как выглядит результат, но повторяешь движения раз за разом, несмотря на настроение, самочувствие, усталость. Вот тут и начинается переламывание себя, действие по принципу «Надо!» Необходимо выработать привычку - в Цирке на этом все базируется. Ты же хочешь покорить каждого нового зрителя, не записывая одно выступление на видео и потом демонстрируя запись из раза в раз, а выкладываясь на каждом выступлении снова и на все свои возможности. Чтобы так всегда получалось, необходимо постоянно поддерживать себя в форме.

Л.В. Какие черты характера выработались именно благодаря специфике цирковой работы?
А.З. Здесь идет обмен: какие-то черты характера укрепляются, какие-то рождаются. Трудоголизм, - Аскольд засмеялся, - уж точно присутствует у всех коллег. Мне всегда было интересно понять природу вещей, а при работе с хищными животными я стал уже конкретно изучать язык тела.  Пусть это является производным от мотивации, но есть закономерность: существо получает ответную реакцию на свои поступки, а после реакции изменяет поведение. За этим интересно наблюдать и анализировать.  И не только в мире животных применима такая аналитика. При работе с хищными животными все мотивации поведения очень обострены, потому что общение идет все же на грани риска. Надо понимать, почему хищник сделал так или иначе, и хотел ли он поступить именно так. Действие рождает реакцию, реакция – анализ и ответное действие. Ты не имеешь права ошибиться или расслабиться. И когда проведешь разбор случившегося и докопаешься до мотива поведения – понимаешь, какая сила таится в знании!

Л.В. Наверное, интуиция тоже как-то обострилась из-за работы с хищниками?
А.З. Я не верю в интуицию вообще. Были в моей жизни случаи, в которых можно искать интуитивное, но я склоняюсь больше к естественным причинам. Просто не надо игнорировать простой здравый смысл: не ходить в позднее время суток по незнакомому городу при плохом освещении, например. Вот и все! (Это мы затронули случай в Самаре, когда на артиста и его девушку напали хулиганы). Конечно, работа с хищниками научила быть начеку. Уже давно выработалась привычка отслеживать движения сбоку и сзади боковым зрением, настораживаться на нелогичное движение. Но надо еще и не забывать, что иногда мы действуем, опираясь на подсознание, помнить: оно опирается на какие-то реальные факты, действия, обстоятельства. Я с удовольствием поверю в мистику, доверяю приметам, но строить на всем этом свою жизнь не буду. Считаю, что там, где нет логики – рождается хаос.

Л.В. Творческий человек говорит о логике?! Парадокс!
А.З. Я вообще парадоксальный человек - умею совмещать логику и творчество. Без внутренней организации, четкой иерархии внутри себя любое творчество можно превратить  в  абсурд и логику, только тебе понятную. Я стараюсь не потеряться, считаю, что в режиссуре состоялся и успешен, потому что научился сочетать важные качества для созидателя. Идейный вдохновитель – это одно, но созидатель – совсем другое. Он должен уметь воплощать то, что задумано. В реальности невозможно для успешности проекта отметать бытовые составляющие, которые влияют на успех, ведь всегда найдется  фактор, который может  притормозить или наоборот продвинуть вперед задуманное. Поэтому так важно уметь видеть и анализировать свои идеи.
 
Л.В. Каждая Ваша программа сильно отличается от других. «Цирк с другой планеты» собрал под своей крышей людей, совсем далеких от арены в прошлом. Как такие идеи рождаются?
А. З. Как и всегда, здесь был целый комплекс причин и обстоятельств, которые помогают и рождению и воплощению любой идеи. Есть временные рамки: раз в год надо ставить один крупный спектакль и обновлять программу. Все циклично. Иногда надо отставить номер, который еще можно эксплуатировать, даже если очень хочется его довести до совершенства. Надо умерять свою жадность. Просто, если ты умеешь и не боишься работать, то новый номер будет создан без переживаний, что отставил старый. И потом, нужно уметь себя организовывать. Себя, и людей, которые пойдут за тобой. Все проще становится, когда ты находишь или собираешь креативную команду единомышленников. Эта работа и интересна, и не напрягает. Потому что делаешь то, что нравится. Я уже не только идейный вдохновитель, но и организатор, и реализатор идей. На данный момент времени оценивает мою работу непосредственно зритель. Я уже зарекомендовал себя, мне верят безоговорочно, потому что практикой получилось доказать, что смогу сделать на высоком уровне то, за что берусь. А был, конечно, период просто риска, когда нащупывал какие-то решения на свой страх и риск. Это было как вызов моим способностям и талантам. Результат нашей работы, вся психология общения зритель – артист  строится на интересе, а интерес – понятие абстрактное. Все надо учесть, что может повлиять на впечатление зрителя, вплоть до политической ситуации, до моды. Например, камеди. Это стало столь популярным, что делать в таком же ракурсе программу – абсурдно, уже можешь предполагать провал.

Л.В. Часто стремление усовершенствовать каждый номер до идеала мешает спать по ночам? И как нащупать грань, предел усовершенствований?
А.З. Я – счастливчик, что смог взять что-то от матери, что-то от отца, а потом вырос сам и встал у руля, убедив всех, что справлюсь. В 2007 году не было никого на горизонте, кто мог бы взять на себя ответственность. Мне дали возможность поэкспериментировать. Но не совсем верили даже родные в меня. Их в этом никак нельзя обвинить: люди верят в то, что видят, и мне надо было еще доказать, что это по силам. Ну, и конечно надо было еще осознать, что мальчик-то уже вырос! Начался процесс самопознания. Я и до сих пор познаю себя и свои возможности, потому что ставлю новые планки и пытаюсь их преодолеть, заодно поняв и свой предел. Как нормальный человек, я понимаю, что есть пределы моих физических возможностей, но как креативщик, пытаюсь найти варианты, чтобы обойти их, не перенапрягаясь.  А творческие возможности – фонтан идей, и мне нравится экспериментировать, пробовать. Останавливаешься в процессе улучшения - по сути: делаешь и понимаешь, что для зрителей ты сделал больше, чем достаточно. Надрывать себя не надо, лучше еще что-то обдумать. Цирк – это свой мир, из которого люди уходят по старости или травме. Никто не работает здесь с принципом  «не хочу» - цирк таких не терпит.  И потом, если ты к 40-50 годам чего-то добился, есть результаты, то, сменив резко профессию и образ жизни, понятно, что не стоит надеяться, что таких же высоких результатов ты можешь достичь еще где-то. В современном мире сложилось так, что самыми успешными становятся те, кто с 5-6 лет движутся в одном направлении, тогда к 18-20 годам уже есть результат, который потом только отшлифовывается. Как говорят в народе: до 30 лет ты накапливаешь багаж, а потом на нем ездишь.

Л.В. Ваш отец многое сделал впервые в цирке, добиваясь идеального результата. Вас воспитывал достаточно твердо и жестко. Может, в этом тоже кроется Ваш секрет успеха?
А.З. Касательно моего отца – я не могу назвать его перфекционистом, скорее максималистом. Это разные вещи. Перфекционизм – это дотошное доведение дела до идеала, известного только самому этому человеку. Это постепенно скатывает к логике, понятной только ему самому. И я тоже не перфекционист в роли артиста, а вот в режиссуре могу сказать, что близок к этому понятию, потому что режиссура подразумевает влияние работы на подсознание. Для артиста подчас необходимы такие качества, которые в других профессиях имеют только отрицательный оттенок – например, амбиции. Без них артист – не артист, иначе он ошибся профессией. Иначе ты просто амеба на арене, заполняешь собой пустоту, но зритель не понимает, зачем ты вышел. И не получает тех положительных эмоций, за которыми пришел.

Л.В. Есть какие-то личные правила жизни, чтобы стать успешным человеком и при этом успевать замечать радости жизни, не впасть в перфекционизм?
А.З. Нытики есть всегда, в любой профессии, в любом обществе. Но, я считаю, что  на жизнь жалуются только неудачники. Мне нужна удача только в здоровье. Если никаких форс-мажоров не случается, то в остальном я рассчитываю только на себя. По разным причинам у многих не получилось прочно встать на ноги, реализовать себя: есть и ленивые, и бездарные, и трусливые, и просто случайные в профессии люди. И много таких, кто, попав в профессию как-то работать на зрителя: удивлять, смешить, радовать – не анализируют свою работу, не трудятся над собой. Просто плывут до какого-то момента по течению. Вот и становятся нытиками. Обвинить всех и каждого, в своих неудачах всегда можно! И даже найдутся те, кто поддакнет. Но самое трудное, но единственно верное решение – взять себя в руки и работать! Много, и каждый раз ставя планку выше. Вспомним Майкла Джексона и пойдем по его принципу: хочешь что-то изменить – начни с человека в зеркале. Это мой жизненный принцип. Поэтому у меня все получается. Я принимаю ошибки как опыт. Есть ведь великие высказывания о том, что только дурак может говорить, что он умный и все знает, а умный человек всегда скажет, что ему есть, чему учиться. Я не могу сказать, что все в своей профессии знаю, несмотря на большой опыт. Труд, умение анализировать и внутренняя дисциплина в сплетении с желанием творить каждый день толкают на новые вершины, вот и все!


Рецензии
Лариса - интервью со знаменитостью - всегда интересно, но давайте подумаем вместе, как свой хлеб Запашный заработал - фактически, мучая и насилуя животных, заставляя их посредством голода и кнута делать неестественные для них "трюки". Я не какой-то там зафанатизированный защитник животных из какого-нибудь фонда - но мне, просто как человеку, было всегда мучительно и как-то стыдно и противно смотреть на дрессировку диких животных в цирке (с кошками и собаками совсем другое дело - они, за тысячи лет эволюции, частенько получают удовольствие от трюков - особенно собаки!) Если честно - дрессировка диких животных - анахронизм, варварство, насилие в чистом виде.

Давид Майзлин   02.02.2015 20:56     Заявить о нарушении
Давид, возможно, что, увидев, как достигается послушание диких животных, я бы иначе относилась к дрессировке. Но я этого не видела. Недавно узнала, что для того, чтобы положить в пасть льва голову, дрессировщик подворачивает язык хищника на его же зубы. Не думаю, что это в удовольствие животному, но и особой жестокости тут нет.
Может ли быть, что всегда действуют так гуманно? Не знаю. Но и осуждать не могу, не видя методов...
Спасибо за рецензию.

Лариса Вер   02.02.2015 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.