Изыскания дилетанта-1

Откуда есть пошли мои предки? Вопрос не философский, а скорее исторический. Определенно могу сказать, что род наш зародился и укрепился на территории современной республики Беларусь. Откуда конкретнее? Может быть Могилевская, Минская или Гомельская области. Поиски продолжаются, но определенно могу сказать, что архивных подтверждений тому «кот наплакал», потому что архивы и той и другой области сильно пострадали во время Великой Отечественной войны и какая-то, надеюсь, толика свидетельств, подтверждающих сей факт, находится в архиве Томской области, где хранятся «переселенческие дела» белорусских крестьян.
Пока нет документов, свидетельствующих о времени переселения предков в Каинский уезд Томской губернии (современный Кыштовский район Новосибирской области), обойдемся историческими изысканиями исследователей по данному вопросу.
Итак, массовое переселение крестьян за Урал началось только после отмены крепостного права в 1861 году. Причем самый активный этап переселения длился около 20 лет и был «нелегальный» (то есть против государевой воли). Причина была одна – повинности и выкупные платежи за новые наделы земель были настолько обременительные, что крестьяне сдавали государству не только «потом и кровью» добытый урожай на выделенных, плохих землях, но и доплачивали сверх собранного урожая деньгами. Непосильное бремя платежей вынуждало крестьян бросать выделенные наделы и «пускаться в бега». Куда? Лучше Сибири не придумаешь. Как пишет томский историк Д.Н. Белянин «крестьяне  предпочитали  путь «хоть  с  крестом,  да  на волю».            
 Многие крестьяне не получали земельные наделы в силу своей «неплатежоспособности» и «маломочности», то есть таким крестьянам  нечем было не только платить выкуп, но и даже обрабатывать землю из-за неимения лошадей и сельскохозяйственного инвентаря. Из числа именно безземельных крестьян и формировался слой новоявленных пролетариев – будущих вершителей судьбы Отечества в 1917 году, которые от «безнадеги» шли в города на появившиеся заводы и фабрики.
Наши предки были, скорее всего, из числа «безземельных», «маломочных» крестьян, которые городу предпочли добрую, старую землю. За ней-то, родимой они и двинулись в Сибирь!
Историк Д.Н. Белянин приводит вот такой пример:  «В  региональных  и  центральных  архивах  сохранилось немало ходатайств крестьян о переселении в Сибирь по причине «крайней нужды» в землепользовании или  незначительности  наделов. Эта же причина называлась и многими современниками, тесно общавшимися с переселенцами. На вопрос о причинах, побудивших к переселению, нередкими были ответы «от безземелья», «мало земли  было», «землей наголодались», «тесно  стало», «под деревнями больше места было, чем под пашнями» и т.п.  Не скрывался этот факт и в официальных  документах.  Томский  губернатор в отчете за 1881 г. причиной растущего переселения называл увеличение населения и недостаток земельных наделов в Европейской  России» (См. Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378, стр. 102).
А, может быть, предков в Сибирь толкнул и разразившийся в 1891 году урожайный голод, который был самый массовый и страшный, не считая ужасающего голода 1921 года и 1933 года. В любом случае XX век наши предки с фамилией Журавковы встречали уже в Сибири. Этому есть подтверждения из метрических книг архива Новосибирской области, которые я приведу ниже.
Итак, обезземеливание и голод – две главные причины. Осталось только узнать – когда переехали в Сибирь наши предки? Либо с 1861 года по 1891 год, либо после 1891 года, но никак не позже 1900 года, поскольку именно в том году наши Журавковы уже «сидели на земле» в Каинском уезде Томской губернии.
Многие белорусские крестьяне – переселенцы в Приобье привезли с собой массу традиций кулинарной национальной кухни.
О повседневной кухне белорусских переселенцов и культуре питания приведу факты, почерпнутые из статьи исследователя А.Ю. Майничевой («Питание переселенцев из Белоруссии в Сибири. Конец XIX - первая треть XX вв»).
 На выделенных землях новоселы сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, гречиху. Поэтому многочисленны были блюда, в которых использовались мука и крупы. Это и разнообразная выпечка — хлеб (булки), пироги с начинкой, пряники, и каши, крупени (крупеники) на молоке и сыворотке, кулеши, болтухи, затирки. Как правило, хлеб пекли сами в каждой семье на чисто выметенном поду печи или металлических листах, иногда на специально высушенных капустных листьях. Именно в Сибири белоруссы в основном стали выращивать пшеницу, предпочтя ее ржи. Большим недостатком было то, что большинство принадлежавших переселенцам полей было поражено сорной травой гуколь, из-за этого мякиш выпеченного хлеба приобретал синеватый оттенок. Для выпечки делали кислое тесто на дрожжах, сделанных из хмеля. В пирожки клали разнообразную начинку — капусту, мясо, печень.
Варили каши ячменную, гречневую, пшенную (просяную). Болтухи и затирки делали из пшеничной муки на сладком ягодном отваре и просто воде. Распространена была тюра (тюпка) — кусочки хлеба, сдобренные квасом или простоквашей. На праздник часто пекли коржи — сочни, посыпанные сахаром и сухарями. Любили варить клецки и комы, которые делали из крутого теста, замешанного на яйцах и пшеничной муке. Комы отличались от клецок способом приготовления: на подготовленные сочни клали кусочки свежего сала, а затем сворачивали их в виде ушек. С сибирскими пельменями белорусы познакомились уже здесь, в Приобье; научились их готовить, но все равно предпочитали делать вареники с разнообразной начинкой — картошкой, капустой, ягодой, творогом. Делали и начинку из мяса, но обязательно мясо вначале варили в отличие от коренных сибиряков-чалдонов, которые в пельмени всегда клали сырой фарш.
Пекли блины, ладки — оладьи, налисники — тонкие блинцы. Из белой муки или крахмала делали лапшу с молоком или мясом.
Хотя в хозяйстве белорусы держали скот и домашнюю птицу, но в их рационе мясные блюда были в меньшем количестве, чем вегетарианские. ись хорошо. В скоромные дни тушили свинину, баранину, жарили сало, варили курятину, на праздничный стол подавали жареную утятину, индюшатину или гусятину. Блюда из говяжьего мяса были редкостью. Впрок заготавливали колбасы из свинины. По правилам в рубленый фарш для колбас добавляли лавровый лист, перец, чеснок или лук, причем чаще клали лук. Одновременно и луком, и чесноком никогда не приправляли. Кроме того, делали кровяную колбасу, по желанию смешивая ее с перловкой. Фарш набивали в кишки, сформированные колбасы обваривали в кипятке и клали на хранение. Сырые колбасы-полуфабрикаты замораживали в леднике, а при употреблении в пищу — жарили.
После забоя скота готовили блюда из осердия, желудков — ковбухов, студни из голов, ножек, коленей, окорока замораживали в леднике, а часть мяса («свежанины») жарили или тушили на обед или ужин.
Рыбу ели только в пост. Ловили карасей, щук, из Томска привозили налимов, кету. Рыбу жарили, делали уху. А вот любимых сибиряками пирогов с рыбой не пекли, считали, что и другой начинки достаточно.
Из молока наши белорусские предки готовили сметану, творог. Сами делали сыр — творог варили с молоком, яйцами и маслом. Часто пили простоквашу (сыроквашу), ряженку. Сливочное масло использовали в качестве приправы к блюдам — как закрасу. Для хранения масло перетапливали, получая так называемое «русское масло». Во многих семьях масло было роскошью.
В рационе белорусов большую долю составляли огородные культуры. В семьях готовили овощные супы, борщи, паренки или пареки — пареные свеклу (бураки), морковь (моркву), турнепс, репу, брюкву. В каши добавляли тыкву.
Делали заготовки на зиму — квасили капусту, солили огурцы. Весной заквашивали свеклу. Много сеяли лука (цибули) и чеснока. Летом готовили окрошку из свежих огурцов, пера зеленого лука и яиц на квасе или обрате со сметаной. Лакомились огурцами с медом. Огуречные пустоцветы обрывали и добавляли вместе с резаным укропом к вареным или пареным овощам, отварному картофелю, в окрошку. Зимой ели тертую редьку с вареной картошкой и квасом.
Горох и бобы варили, молодые бобы часто прямо в стручках. Из мака делали макуху — затирку на воде с пшеничной мукой. Мак служил и хорошей начинкой для пирогов. Из конопли и льна давили масло. В богатых семьях было даже маковое масло.
В отличие от сибиряков белорусы выращивали фасоль («квасоль»), кукурузу и очень много картофеля. Фасоль добавляли в супы и варили как отдельное блюдо. Кукурузу варили початками и ели с солью. Можно сказать, что в рационе белорусов преобладал картофель, который по праву назывался «вторым хлебом». В неурожайные для зерновых годы картошка была хорошим подспорьем и заменителем хлеба. Использование картошки в качестве корма для свиней послужило основой развития свиноводства. Белорусы считали, что они лучше умели хозяйствовать, чем сибиряки, именно потому, что знали, как правильно кормить свиней, чтобы получать достаточно сала и мяса. Чалдоны и сами признавали, что за свиньями они особо не ухаживали, животные гуляли, где хотели, и жили на подножном корме. Поэтому принадлежавшие им свиньи были поджарые, проворные, прекрасно прыгали через ограды, и только благодаря их количеству, а не весу отдельных животных, чалдонские семьи не испытывали недостатка в свинине.
Обычно картофель отваривали, тушили, добавляли в супы и похлебки, даже иногда супы называли «картошка жидкая». Из картофеля делали кислые блины-бульбовики. По рассказам на каждого члена семьи на ужин или завтрак пекли по два-три блина, что было вполне достаточно для насыщения из-за размера бульбовиков — 35–40 см в диаметре и 2–2,5 см в толщину. Из тертого сырого картофеля делали дранки (драчки). Картошку натирали и парили в чугуне в печи, а затем подавали с молоком. В отварной картофель добавляли коноплю и катали колобки — лямешки. Из толченой вареной картошки, смешанной с мукой, делали клецки. Очень любили и картофель просто запеченный в печи клубнями.
Хотя многое выращивалось в поле и огороде, белорусы активно занимались собирательством — в лесу брали ягоду (малину, чернику, клубнику, землянику). Ягоды сушили в больших количествах — по несколько мешков. Зимой из них варили кисели, добавляли в кулагу (калагу), делали начинки. Калину парили вместе со свеклой или саму по себе. В конце лета и осенью собирали грибы (белые, подобабки, волнянки, грузди, белянки, подосиновики), заготавливали их впрок — солили, сушили, или сразу подавали на стол в вареном или тушеном виде. Коровники не собирали, они считались ядовитыми. В соленья для вкуса добавляли чеснок, укроп, листья кукурузы и смородины (смороду). Часто собирали дикоросты — щавель, лук.
Для чая рвали лист черники, малины, клубники, смородины, иван-чая, лабазника, душицы. Готовили и чай из сушеной моркови. В отличие от коренных сибиряков -чалдонов чай редко пили, а больше молоко, обрат, квас. Одним из распространенных напитков было толокно (овсяная мука, заваренная горячим молоком). Многие белорусы сожалели, что в Сибири нельзя было варить привычный им «узвар» — компот из яблок. На солоде из пророщенных ржи или ячменя делали пиво. Варили ягодные, молочные (бяленые — так называли витебские переселенцы) и овсяные кисели.
Сладости были редкостью: это сахар, покупные конфеты, пряники (их обычно привозили к празднику), мед. Ребятишки весной в поле искали мерзлую сладковатую картошку, ходили в лес за пучками, медунками, саранками, тем и лакомились.
Когда ехали работать в поле, обычно брали хлеб, творог, сметану, вареные яйца, воду или квас. Сырое сало жарили на костре. В дальней поездке имели с собой малопортящиеся продукты долгого хранения: соленое сало, колбасу, сухари.
Было принято есть три раза в день. Вставали рано и к 5–6 утра готовили завтрак — «снеданье». Пекли бульбовики, блины из пшеничной муки, подавали молоко, сметану. Сразу же начинали готовить обед: варили супы, борщи, каши, овощи, в мясоед запекали мясо. Старшие дочери помогали матери печь хлеб. Обедали в полдень, а ужинали («вячеряли») вечером, придя после работы. На «вячерю» варили картошку, доставали закуски — соленые огурцы, квашеную капусту, летом свежие овощи, квас, обрат, молоко. За стол старались собраться всей семьей. Перед едой обязательно молились. Обычно на стол накрывала мать или бабушка — хозяйка, старшая женщина в семье. Если старшая дочь уже была невестой, то подавать на стол было ее обязанностью. Подросшие дети помогали. Хлеб и мясо делил «старший обеда» — старший сын или хозяин дома, а иногда и хозяйка (хозяйка стола). Хлеб считался святыней, нельзя было уронить ни кусочка, а упавшие крошки собирали со стола и отправляли в рот. Самые большие куски мяса доставались хозяину, меньшие — хозяйке и снохам, детям — самые маленькие. Чалдоны рассказывали, как удивлялись, что в некоторых семьях белорусов мясо не резали, а все члены семьи по очереди откусывали от большого куска.
Все ели из одной миски деревянными ложками. Детям не разрешалось разговаривать, баловаться. Нарушителям следовало незамедлительно наказание — удар ложкой по лбу, иногда и выставляли из-за стола. После еды не благодарили, но когда вставали из-застола — крестились. Если приходили гости, то дети должны были находиться в другой комнате и ничем не высказывать своего присутствия. Если приходил кто-нибудь из родни и его приглашали к столу, то дети могли себя вести намного более свободно, они сидели вместе со взрослыми, но обязательно, поев, должны были спросить разрешения выйти из-за стола, тогда как обычно в своей семье этого не требовалось.
Надеюсь, вы получили полное представление о житье-бытье наших предков.
Идем далее.

(Продолжение следует)


Рецензии