188. Астрелла Лебедь

                188. Астрелла «Лебедь»

…Но летит, улыбаясь мнимо,
Над Мариинской сценой prima,
Ты, наш лебедь непостижимый! -
И острит запоздавший сноб.

Звук оркестра, как с того света
(Тень чего-то мелькнула где-то),
Не предчувствием ли рассвета
По рядам пробежал озноб?

Анна Ахматова о своей «Поэме без героя» говорила, что автор ее  чувствует себя уткой, высидевшей лебединое яйцо…

Лебедь, в воздушной пачке, венчике и пуантах, летит через весь мега-текст.

К эманации, воплотившийся в «Лебеде», причастен художник (гость фэнсиона) Лев Бакст. Нарисовал он чудный тюник, похожий и на оперение  лебедя, и на струю водомета, и на тонкий кубок из молочного стекла. Сценические костюмы Павловой – часть ее успеха. Они всегда поражали публику неповторимой гармонией скромности, даже строгости и какой-то нездешней, фантастичной элегантности.

Недалеко образ Царевны-Лебедя из оперы Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане» (написана в нашем фэнсионе). Певица Забела-Врубель (гостья фэнсиона), воплотила его на сцене. Михаил Врубель написал знаменитое полотно.

Лику Мизинову Чехов называл Царевной-Лебедью.

В школе Балетного искусства на Николаевской преподавали Александр и Иван Чекрыгины, превосходные педагоги, сами много лет танцевавшие в Мариинке. Среди учениц их хочется вспомнить Любовь Белозерскую, вторую жену Михаила Булгакова. О своих занятиях здесь эта красавица аристократического происхождения (родственница князя Александра, Аполлона фэнсиона и его дочери Зинаиды-Камены) всегда вспоминала с большим теплом. Она танцевала Одетту в «Лебедином озере», правда, не на большой сцене, в любительских спектаклях.

В парижской эмиграции уроки Чекрыгиных позволили Любови Белозерской  с легкостью поступить в танцевальную труппу легендарного мюзик-холла в Фоли-Бержер, навеки связанного с именами Дега («Голубые танцовщицы»), Тулуз-Лотрека, Модильяни (Фэнсион-Алеф).

Астреллы – самая незамутненная эмблема Бессмертия, самая чистая его аналогия, которую я знаю.

Звездочка, брошенная в раствор национального самосознания, вокруг которой формируется кристалл: культура.

Возможно, весь фэнсион со всеми его имаджинами, люсиями, фатэмами, эффектами Трапеции, историями любви и гибели, трагедий и триумфов, с никогда не смолкающим эхом – существует  ради астрелл.


Рецензии