Устремленный к вершинам- Николай Рерих

                Памятные даты
                К 130-летию Николая Константиновича Рериха

УСТРЕМЛЁННЫЙ К ВЕРШИНАМ
(09.10.1874-13.12.1947)

                Вперед, вперед без оглядки!
                Девиз Н.К. Рериха.
                Мир через культуру.
                Девиз Н.К. Рериха.

Человек-легенда

Даже его биографам оказалось не по силам ответить на вопрос: кем был на самом деле этот необыкновенный человек? Кем только его не объявляли: духовным водителем человечества, главой Коминтерна, руководителем мирового масонства, советским шпионом, антихристом, перевоплощением одного из буддийских божеств, перевоплощением Сергия Радонежского, объявляли пророком грядущего...
Легенды о нем ходили еще при его жизни... Такая загадочность, возможно, от многогранности его личности.
Этот удивительный человек оставил человечеству огромное научное и художественное наследие: тридцать томов сочинений, семь тысяч картин, огромный научный архив. Многие культурные и художественные общества в мире носят имя этого замечательного русского художника, писателя, ученого, искусствоведа, философа, просветителя, исследователя духовной культуры Востока и общественного деятеля- Николая Константиновича Рериха.
Сам Рерих сравнивал себя с одиноким медведем. При этом подчеркивал, что именно с медведем, а не с волком.
Уже сама его фамилия (она скандинавского происхождения) многообещающая: в переводе означает «богатый славой». Он оправдал свою фамилию.

Детство

Его отец- Константин Федорович Рерих принадлежал к шведскому роду, жившему на территории сегодняшней Латвии. Он служил в Петербурге нотариусом окружного суда, был членом императорского Вольного экономического общества, принимал участие в подготовке реформы по освобождению русского крестьянства от крепостной зависимости. Мать- Мария Васильевна Коркунова-Калашникова принадлежала к купеческому сословию.
Николай Константинович первое образование получил в частной гимназии Карла Мая, в которой к ученикам относились как к равным. Уже в семь лет его трудно было оторвать от бумаги и красок. И сочинительством он начал заниматься ребенком. Его рассказы «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря» печатались в журналах «Природа и охота», «Русский охотник».

Интересное хобби

А особенным хобби у него были археологические раскопки. Ими увлек юного Рериха археолог Лев Ивановский, часто гостивший в имении Рерихов- Изваре, расположенном в окрестностях Петербурга. 14-летний Коля собственноручно раскопал несколько серебряных и золотых монет X-XI веков в курганах, расположенных недалеко от имения. Еще в 1883 году он получил свидетельство императорской Археологической комиссии на право осуществлять археологические раскопки, а с 1899 года много ездил по России, изучая памятники русского искусства. Он задумал и выполнил целую серию картин, посвященных начальной истории Руси. Эти картины созданы им на основе глубоких знаний о Древней Руси. Отец хотел, чтобы Николай, как самый способный из трех его сыновей, наследовал нотариальную контору. Но сын мечтал стать художником. И он нашел компромисс с отцом. В 1893 году Николай стал студентом императорской Академии художеств и одновременно поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Колоссальную нагрузку переносить помогали выносливость, сила, неутомимость. Поработав с утра в мастерской художника Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910), бежал на лекции в университет, а по вечерам занимался самообразованием. Он и друзей увлек: организовал кружок самообразования. Его жажда знаний была неутолимой. Друзья изучали славянское и древнерусское искусство, западную философию, античную литературу, историю, религиоведение... Он не был молодым ученым сухарем. Ему не чужды были здоровое честолюбие, а также обидчивость, экспрессия...

Рерих-художник

Он совершил стремительный взлет. Успешно закончил Академию художеств. На формирование Рериха как художника оказали большое влияние И.Е. Репин (1844-1930) и В.В. Стасов (1824-1906). Его талант художника заметил П.М. Третьяков (1832-1898), купивший для своего музея выставленную на дипломной выставке картину Рериха «Гонец. Восстал род на род». Затем его работы выставлялись и в Академии художеств, и в «Мире искусства», и в «Союзе Русских художников», а позже- за границей. Рерих продолжил художественное образование в Париже (1900-1901) в студии Ф. Кормона. Здесь он снова работал над «славянской» серией: «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь», «Идолы», «Заморские гости»...  Вернувшись на родину, он совершил в 1903-1904 годы большую поездку по России. Под впечатлением этой поездки он продолжил серию картин о Древней Руси. Увлекся он и театральной живописью: оформил балет «Весна священная» И.Ф. Стравинского (1882-1971) для постановки в Париже (1913), создал  эскизы декораций к опере А.П. Бородина (1833-1887) «Князь Игорь» для «русских сезонов» С.П. Дягилева (1872-1929), создал декорации к опере «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова (1844-1908).
Список его ранних работ огромен. 30-летнего Рериха назначили директором школы  Общества поощрения художеств, а в 1909 году он стал действительным членом императорской Академии художеств.
28 октября 1901 года в его жизни произошло событие, давшее ему верного друга и единомышленника на всю оставшуюся жизнь. Он обвенчался с юной красавицей Еленой Шапошниковой, дочерью известного петербургского архитектора, двоюродной внучкой полководца Михаила Илларионовича Кутузова.
В 1910 году Рерих возглавлял археологическую экспедицию в Новгороде по раскопкам в Кремле. А в 1911-1914 годы он выполнил заказ М. Тенишевой по росписи храма Святого Духа в ее имении в Талашкине, расположенном недалеко от Смоленска.

Таинственный Восток…

У Рериха рано сформировался интерес к Востоку, его культуре, философии. В его картинах и очерках все чаще и чаще появляется Индия. Его очень интересовали общие корни России и Азии. Он предполагал наличие общности между Россией и Азией во всем: в истории, искусстве, верованиях, складе души. На Востоке он надеялся найти ответы на так называемые «вечные» вопросы бытия: взаимосвязь духовного начала человека с Космосом; загадки жизни, смерти, бессмертия; многомерность мироздания; тайны высших духовно-психических способностей человека; тайны легендарной обители Высшего Разума- Шамбалы.
Февральская революция 1917 года застала Рериха с семьей (женой Еленой Ивановной и сыновьями Юрием и Святославом) в Карелии, в арендованном ими деревянном доме, расположенном в лесу. Сюда Рерих был вынужден  перебраться из сырого Петербурга в связи с тяжелым воспалением легких. Дело было настолько серьезным, что он даже написал завещание. После гражданской войны Финляндия потребовала возвращения ей Карелии и всего Кольского полуострова. Карелия вдруг стала заграницей, а граница оказалась на замке. Рерихи уехали сначала в Швецию, а затем в Англию. Лондон был для Рериха началом пути в Индию. Он добивался получения визы в колонию Англии- Индию. В 1920 году он получил приглашение возглавить Институт объединенных искусств в Чикаго и провести в Америке турне с демонстрацией своих картин. Рерих согласился. Таким путем он собирался заработать деньги для поездки в Индию. Его картины три года путешествовали по  29 городам Америки. На его лекции приходило много слушателей.

Рерих об искусстве

Пережив сначала Первую мировую войну, а затем русскую революцию и возмущаясь тем, что разумные существа могут вести себя. как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества: красота спасет мир. Но эта мысль была высказана до него его соотечественником- Федором Михайловичем Достоевским.
Рерих считал, что инструментом этой спасительной красоты должно стать искусство: «Искусство объединит человечество, искусство едино и нераздельно. У него много ветвей, но корень один». И он организует Институт объединенных искусств в Чикаго, создает объединение художников «Пылающее сердце».                А в 1922 году его стараниями возник Международный культурный центр «Венец мира». В Америке Рерихи установили контакт с буддийскими общинами Индии и вышли на лам высокого духовного ранга. Весной 1923 года Рерихи вернулись в Европу, путешествуют по Италии и Швейцарии, а в ноябре отправились на корабле из Марселя в Индию. Здесь они стали жить в княжестве Сикким. Рерих проводит исследования, пишет картины, изображающие горы. За целую серию этих картин его окрестили «мастером гор».               

Первая научная экспедиция
                Наконец для них стала реальной возможность проведения первой центрально-азиатской научной экспедиции. Она была организована при помощи и финансировании американцев и проходила под американским флагом. По мере продвижения  в глубь Азии состав экспедиции постоянно менялся, но костяком ее оставалась семья Рерихов: Николай Константинович, его жена Елена Ивановна, сыновья- Юрий (закончил индоиранское отделение восточных языков Лондонского университета, художник) и Святослав- художник. В 1924 году двинулись через Индию древним маршрутом в сторону границы СССР. Исследовали важнейшие памятники искусства, осматривали монастыри, слушали легенды и предания, делали зарисовки местности, снимали планы местности, собирали минералогические и ботанические коллекции. Накопили огромный исследовательский материал. 29 мая 1926 года трое Рерихов в сопровождении двух тибетцев перешли советскую границу в районе озера Зайсан. А 13 июня 1926 года Рерихов неожиданно видят в Москве... Николай Константинович посетил дома высокопоставленных советских чиновников: Свердлова, Чичерина, Луначарского, Каменева...Бывшие его знакомые удивляются: что он забыл здесь? Ведь его прежнее отношение к большевикам как к «извергам» было общеизвестно. В Москве Рериху предложили пост министра просвещения. Но не для этого он приехал сюда. Рерих явился в Москву за разрешением посетить советский горный Алтай, а также привез «приветственные письма к советским властям» от Учителей Востока- махатм. Привез он от них и небольшой ящичек со священной землей из тех мест, откуда происходил Будда Шакьямуни. Учителя писали: «Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина. Примите привет наш».
Разрешение на продолжение экспедиции по территории советского Алтая было получено, и экспедиция взяла курс на священный Тибет. Эта территория всегда была закрытой для иностранцев. До Рериха здесь в 1879 и 1883 годах были экспедиции Н.М. Пржевальского, который прошел 8 тысяч километров. Позднее его путь повторили Г.Ц. Цыбиков и Н.Я. Бичурин.
Экспедиция Рериха медленно, черепашьим шагом перемещалась через Алтай, Барнаул, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Улан-Батор. Приходилось преодолевать наводнения, песчаные бури, обрушивающиеся с гор камни, болотистые равнины, озера и «мертвые горы», напоминающие кладбища, глубокие ущелья...Огромные опасности подстерегали экспедицию на каждом шагу. Вся центральная Азия была тогда адским котлом: шла гражданская война в Монголии, неспокойно было в Китае, Англия вела войну за свои колонии, в горах господствовали бандиты и грабители... Помимо этих опасностей предстояло преодолеть тяжелейшие горные перевалы. Для того, чтобы найти следы великого переселения народов, Рерих применял свой любимый метод исследования: внимательное наблюдение и сравнение. Это позволяло сравнивать разные культуры и находить в них много сходства: в искусстве, языке. Каждая  этническая культура оставляла свой след в общей культуре. В начале декабря 1926 года местные власти арестовали экспедицию, запретили делать зарисовки... Лишь в январе 1927 года удалось продолжить путь. Пересекли страшную пустыню Гоби и соляную пустыню. Английская разведка, считавшая Рериха советским шпионом, перекрыла экспедиции дальнейший путь. На полюсе холода Чайтанг экспедиция вынуждена была провести пять месяцев без зимней одежды в летних палатках.  Умерли пять человек: три монгольских ламы и два тибетца. Из 104 караванных животных погибли девяносто. Мороз был такой, что у врача замерзал в бутылке коньяк. Наконец очередное разрешение продолжить путь было получено. Но разрешили двигаться в обход столицы Тибета- Лхасы. Прошли 25 тысяч километров, преодолев  35 высочайших горных перевалов мира. 26 мая 1928 года вернулись в Сикким. Впервые было проведено комплексное изучение культуры, истории и географии центральной Азии. Из экспедиции Рерихи привезли огромный исследовательский материал и их новое философское учение- Живую этику. Николай Рерих пытался объяснить законы эволюции человечества взаимодействием космических энергий. И эти мысли он высказывает еще в начале XX века, то есть тогда, когда его друг, нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн только задумывался о проблемах космологии и единой теории поля, академик Вернадский только еще закладывал основы своего учения о Ноосфере, а профессор Чижевский писал первые работы о влиянии космических излучений на биосферу. В первой экспедиции у Рериха была сверхзадача, ради которой он подвергал себя и самых близких людей огромной опасности. Эта сверхзадача носила имя Шамбалы. В буддийской мифологии это символический центр мира, в котором у пришедших туда открываются «центры мудрости». Географическое положение Шамбалы указывалось всегда очень туманно: «севернее Индии», «за океаном», «за снежными горами Тибета». Добросовестные ламы намекали Рериху, что Шамбала- понятие исключительно духовное и находится во внутреннем мире, а не во внешнем. Другие многозначительно намекали, что им известен путь в Шамбалу и неопределенно указывали наверх- в непроходимые горные дебри Тибета. Не найдя в первой экспедиции таинственную Шамбалу, Рерих мечтал продолжить исследование центральной Азии. Он не терял надежду найти свою Шамбалу. И он осуществил в 1935-1936 годы вторую свою экспедицию. Но и она была свернута. На этот раз американцами. С 1936 года до самой своей кончины Рерих безвыездно прожил в Индии, в своем поместье в Кулу.                В годы Великой Отечественной войны Николай Рерих создал несколько патриотических полотен: «Князь Игорь", "Александр Невский» и другие.             В течение многих лет он с лучшими представителями культуры работал над созданием так называемого «Пакта Рериха». Он много занимался просветительской  деятельностью в области охраны памятников культуры. К 1947 году окончательно укрепилось решение Рериха вернуться на родину, в Россию. Он пишет друзьям: «Итак, на новую ниву. Полные любви к Великому Народу Русскому». Но осуществить эти планы ему не удалось. Он не дождался желанной визы- 13 декабря 1947 года Николая Рериха не стало. Тело его было предано сожжению. В далекой Индии, в окружении вечных гималайских снегов, в долине Кулу воздвигнут памятник с надписью: «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха- великого русского друга Индии. Да будет мир».                Умирая, он завещал свои произведения русскому народу. Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати- в Индии, три года- в США, два- в Финляндии, один- во Франции, более года- в Англии, два- в Китае, полтора- в Тибете, один год- в Монголии. После смерти мужа Елена Ивановна подала прошение в советское консульство, чтобы ей и двум сыновьям разрешили вернуться на родину. Но прошению не дали хода. Елена Ивановна умерла в Индии 5 октября 1955 года. Вернуться на родину удалось в 1957 году лишь старшему сыну Рерихов, известному востоковеду Юрию Николаевичу Рериху, давшему определенный стимул развитию советского востоковедения. Он вернул наследие Рерихов из Индии в Россию: всю гималайскую серию картин, реликвии, огромный архив, библиотеку... В России наследие Рерихов хранится  в Государственном музее Востока и в Музее Н.К. Рериха.  Картины замечательного художника разошлись по всему миру...
                Ю. Жданов      18.10.2004   

Н. Рерих
Детская сказка

В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом, и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать ее. Среди этих женихов были и князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знатных домах и выискивают, чем бы услужить; были разные люди.
Царевна назначила день, когда могут прийти к ней женихи и сказать громко при ней и при всех, что каждый надеется предоставить своей жене; царевна была мудрая. Женихи очень ожидали этого дня, и каждый считал себя лучше всех других. Один перед другим хвалились женихи: кто именитым родом за тридевять поколений, кто богатством, но один из них ничем не хвалился, и никто не знал, откуда пришел он. Он хорошо умел складывать песни; песни его напоминали всем их молодые, лучшие годы, при этом он говорил красиво, и его любили слушать, даже забывая спросить, кто этот певец. И хотя он не был князем, но все женихи обращались с ним, как с равным.
В назначенный день все женихи оделись получше и собрались в палату, к царю. Согласно обычаю, женихи поклонились царю и царевне. Никого не пустил вперед князь древнего рода, за ним слуги несли тяжелую красную книгу. Князь говорил:
-Царевна, мой род очень знатен. В этой книге вписано более ста поколений…  - И князь очень долго читал в своей книге, а под конец сказал:
-И в эту книгу впишу жену мою! Будет она ходить по палатам моим, а кругом будут образы предков весьма знаменитых.
-Царевна,- говорил именитый воевода,- окрест громко и страшно имя мое. Спокойна будет жизнь жене моей, и поклонятся ей люди- им грозно имя мое.
-Царевна,- говорил залитый сокровищами заморский торговый гость,- жемчугом засыплю жену мою; пойдет она по изумрудному полю и в сладком покое уснет на золотом ложе.
Так говорили женихи, но певец молчал, и все посмотрели на него.
-Что же ты принесешь жене своей?- спросил певца царь.
-Веру в себя,- ответил певец.
Улыбнувшись, переглянулись женихи, изумленно вскинул глазами старый царь, а царевна спросила:
-Скажи, как понять твою веру в себя.
Певец отвечал:
-Царевна! Ты красива, и много я слышал об уме твоем, но где же дела твои? Нет их, ибо нет в тебе веры в себя. Выходи, царевна, замуж за князя древнего рода и каждый день читай в его алой книге имя свое и верь в алую книгу! Выходи же, царевна, замуж за именитого гостя торгового, засыпь палаты свои сверкающим золотом и верь в это золото! В покое спи на золотом ложе и верь в этот покой! Покоем, золотом, алыми книгами закрывайся, царевна, от самой себя! Моего имени нет в алой книге, не мог засыпать эту палату золотом, и куда иду я- там не читают алой книги и золото там не ценно. И не знаю, куда иду я, и не знаю, где путь мой, и не знаю, куда приду я, и нет мне границ, ибо я верю в себя!
-Подожди,- прервал певца царь,- но имеешь ли ты право верить в себя?
Певец же ничего не ответил и запел веселую песню; улыбнулся ей царь, радостно слушала ее царевна, и лица всех стали ясными. Тогда певец запел грустную песнь; и примолкла палата, и на глазах царевны были слезы.            Замолчал певец и сказал сказку; не о властном искусстве говорил он, а о том, как шли в жизнь разные люди и пришлось им возвращаться назад, и кому было легко, а кому тяжко. И молчали все, и царь голову опустил.
-Я верю в себя,- сказал певец, и никто не смеялся над ним.- Я верю в себя,- продолжал он,- и эта вера ведет меня вперед;  и ничто не лежит на пути моем. Будет ли у меня золото, впишут ли имя мое в алых книгах, но поверю я не золоту и не книге, а лишь самому себе, и с этой верой умру я, и смерть мне будет легка.
-Но ты оторвешься от мира. Люди не простят тебе. Веря лишь в себя, одиноко пойдешь ты и холодно будет идти тебе, ибо кто не за нас- тот против нас,- сурово сказал царь.
Но певец не ответил и снова запел песню. Пел он о ярком восходе; пел, как природа верит в себя и как он любит природу и живет ею. И разгладились брови царя, и улыбнулась царевна, и сказал певец:
-Вижу я- не сочтут за врага меня люди и не оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живет в мире, и мир живет песней; без песни не будет мира. Меня сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на земле ничто не подлежит уничтожению, и я создаю и не трогаю оплотов людских. Царь, человек, уместивший любовь ко всей природе, не найдет разве в себе любви- к человеку? Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, и человека ли сметет он с пути?
И кивнула головой царевна, а царь сказал:
-Не в себя веришь ты, а в песню свою. Певец же ответил:
-Песня лишь часть меня; если поверю я в песню мою больше, чем в самого себя, тем разрушу я силу мою и не буду спокойно петь мои песни и не будут, как теперь, слушать их люди, ибо тогда я буду петь для них, а не для себя. Все я делаю лишь для себя, а живу для людей. Я пою для себя, и пока буду петь для себя, дотоле будут слушать меня. Я верю в себя в песне моей; в песне моей- все для меня, песню же я пою для всех! В песне люблю лишь себя одного, песней же я всех люблю! Весь для всех, все для меня- все в одной песне. И я верю в себя и хочу смотреть на любовь. И как пою я лишь для себя, а песнью моей живлю всех,- так пусть будет вовеки. Поведу жену в далекий путь. Пусть она верит в себя и верой этой дает счастье многим!
-Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высокой горы смотреть на восход!..- сказала царевна.
И дивились все.
И шумел за окном ветер, и гнул деревья, и гнал на сухую землю дожденосные тучи- он верил в себя.

Рассказ Юрия Жданова «Устремленный к вершинам- Николай Рерих» опубликован:
1. Юрий Жданов. Устремленный к вершинам. Газета «Радость» № 9- 10, 2004. Стр. 29- 34
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140 с. Стр. 93- 104 (Устремленный к вершинам)
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009. 184с. Стр. 93- 104 (Устремленный к вершинам)
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. 184 с. Стр. 93- 104 (Устремленный к вершинам)

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)


Рецензии