Андрусово

Один из полуостровов восточной стороны Ладожского озера, находящийся в 25 верстах от Олонца, до революции считался пристанищем Андрусово-Николаевской пустыни. Время, революции и войны разрушили строения Андрусовского монастыря, а неглубокий залив, защищённый практически со всех сторон от коварных ладожских штормов, надолго облюбовали рыбаки.
Прошло время, и земли Андрусова были возвращены Церкви, но ещё долго берег залива в буквальном смысле был усеян домиками и вагончиками местных рыболовов-любителей. Тут же, уткнувшись в прибрежную гальку, спокойно стояли рыбацкие лодки. О том, что здесь когда-то была святая обитель, ещё совсем недавно отдаленно напоминали только груды колотого кирпича да большой деревянный крест, сооруженный в память не только о самой пустыни, но и основателе её.
У настоятеля Ильинского прихода иеромонаха Андриана из документов фонда Олонецкой духовной консистории хранилась копия отчёта об обозрении внешнего устройства, владений, хозяйства и средств Андрусово-Николаевской пустыни, составленная 10 марта 1906 года кафедральным протоиереем Александром Надежиным и через два дня прочитанная епископом Олонецким преосвященным Мисаилом.
С северной стороны,  к месту, где располагался монастырь, прилегает небольшой мысок. С южной, северо-западной и юго-западной сторон,  святая обитель была окружена лугами, которые весной заливались водами Ладожского озера, делая проход и проезд сюда практически невозможными. До революции здесь действовали две церкви: одна – во имя святого Николая Мирликийского Чудотворца – тёплая. Размерами она была небольшая, с иконостасом столярной работы. Важнейшей достопримечательностью этой церкви являлся чудотворный образ Святителя Николая древнего письма в сребро-позолоченной ризе. Из этой церкви за левым клиросом находился вход "въ соборъ", в честь и память введения в храм Пресвятой Богородицы. Именно здесь почивали святые мощи преподобного Андреана.
Еще задолго до ознакомления с информацией по истории Андрусово-Николаевской пустыни в карельской деревушке Обжа мне рассказали легенду о трагической гибели Андрея Андрусовского. Будто бы однажды Андрей, уже во время своей иноческой жизни, возвращался с крестин какого-то сродника царя Иоанна Васильевича (Грозного).
Неподалеку от деревни Обжа (карельское название Пижи) он был убит разбойником, коих было в те времена немало. Злоумышленник, думая, что Андрей возвращается от царя с богатыми дарами, забил монаха куриком. Курик – это увесистая дубина, использовавшаяся карелами в виде вспомогательного орудия при колке дров. Сначала в чурку загонялся клин или топор, а затем сверху по нему били этой самой дубиной-куриком. У убиенного монаха, в торбе злодей обнаружил только алтын (три копейки) –  велико же было его разочарование! В память об Андреане (или Андрее?) на месте преступления сооружён деревянный крест, а жителей деревни Обжа прозвали и до сих пор называют обжанскими куриками.
Кроме двух церквей Андрусовской пустыни принадлежали еще две часовни: во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца – в 6 верстах от монастыря при устье реки Олонка, и другая – во имя преподобного основателя пустыни вблизи села Обжа в 30 верстах от пустыни.
Основанная в первой половине XVI века схимонахом Валаамской обители Андреаном, учеником преподобного Александра Свирского, Андрусово-Николаевская пустынь испытала множество перемен. Историческая судьба ее замечательна и трагична. В несчастные времена междуцарствия пустынь была разрушена поляками, храмы ее соответственно ограблены, иноки побиты, и место святое на время запустело. С воцарением дома Романовых, около 1687 года, на андрусовских развалинах устроилась девичья обитель. Но существование её было непродолжительным. Неизвестно по каким причинам все монахини разошлись, а в Андрусове снова собрались несколько старцев.
    Составляя отчет об обозрении внешнего устройства, владений, хозяйства и средств пустыни, кафедральный протоиерей Александр Надежин все строения Андрусово-Николаевского монастыря разделил на три группы: постройки внутри пустыни, вне её и вдали.
    Внутри имелись три каменных корпуса, из коих в одном жили настоятель с иеродиаконом. В другом корпусе находились братская трапезная, кухня, хлебопекарня и просфорня. В третьем размещалась братия пустыни. Здесь же находились деревянный корпус для приезжающих богомольцев и деревянный погреб для хранения съестных припасов.
    За каменной оградой располагались ещё один деревянный дом на каменном фундаменте – для приходящих богомольцев из простого люда, изба для скотниц, скотный двор, погреб, прачечная, избы для конюха и рабочих, баня, другие хозяйственные постройки, включая кузницу и ветряную мельницу...
    "Все монастырские сооружения, - писал Александр Надежин в своем отчете, - не исключая и храмов Божиих, пришли в ветхость, а некоторые и в полную негодность и нуждаются в капитальном и неотложном ремонте".
    При монастыре на Ладожском озере имелись рыбные тони, пожертвованные пустыни ещё царём Иоанном (IV) Грозным. Долгое время эти тони арендовались разными лицами, и пустынь получала за них арендной платы ежегодно до 450 рублей.
    Скота в пустыни имелось достаточно: 9 лошадей, 16 коров, 10 "подростков".
    "Хлебопашество, - сообщал Александр Надежин, - в пустыни ведется плохо не столько в отношении количественном, сколько в качественном..." И как резюме звучало: "...чрезвычайно плохой урожай объясняется халатным отношением братии монастыря к полевым работам и их нежеланием трудиться на пользу своей обители. Земледельческие орудия почти все изломаны и лежат кое-где в полном беспорядке. Сена собрано до 1000 пудов. Огородничество ведётся более удовлетворительно: овощей хватает на братию в течение круглого года".

    Неспокойно было на душе у Александра Надежина, когда он составлял свой отчет. В разделе "Число живущих в пустыни, их образовательный ценз и внутренний быт" кафедральный протоиерей сообщал, что Андрусовская пустынь – это одна из малочисленных по количеству в ней проживающей братии и едва ли не единственная по их отрицательным качествам. Два иеромонаха, из коих один управляющий пустынью и один иеродиакон, составляли тогда весь состав священнослужащих. Но иеромонах Варсонофий, исполнявший обязанности казначея, был человек больной, "с непонятными для человека странностями, благодаря которым нередко по целым дням о. Варсонофий не выходит из своей кельи и никому не позволяет входить в нее..." Иеродиакон Геннадий был болен физически. "Остальная часть братии, - писал А. Надежин, - состоит из 4 монахов, или, вернее, людей, носящих только одежду монашескую, одного рясофорного послушника и 5 богорадников". Из четырех монахов только один был грамотный - умел читать, остальные совершенно безграмотные...
    Выписка из протокола собрания от 21 марта 1906 года гласила, что по Указу Её Императорского Величества Олонецкая духовная консистория, заслушав управляющего Андрусовской пустынью иеромонаха Иоиля, постановила уволить его от занимаемой должности с помещением его в число братии Александро-Свирского монастыря. На должность управляющего был назначен иеромонах Александро-Свирского монастыря о. Амвросий с предписанием немедленно отбыть к месту нового назначения.
    Когда земли Андрусова государством были возвращены Церкви и стали принадлежать Ильинскому приходу Олонецкого района, в сердцах священнослужителей затеплилась слабая надежда, что в обозримом будущем удастся здесь возродить святую обитель. Но безжалостное время не пощадило пустынь, не оставив от неё камня на камне. Планы на возрождение пустыни пришлось отложить до лучших времён - для этого понадобились бы колоссальные деньги.
И вот, казалось бы, лёд тронулся. Как сообщал сайт newskar.ru, в 2011 Олонецкая районная администрация, руководила которой Ольга Терво, безвозмездно, но без согласования, предоставила монастырю 15 гектаров земли. Данное и все последующие действия породили конфликт между местным населением и монахами Андрусовского монастыря. А всё началось с того, что жители посёлка Ильинский не смогли попасть на своё излюбленное место для рыбалки – Андрусовскую бухту, поскольку проезд к Ладожскому озеру был перекрыт железными воротами, которые установила братия Никольского Андриано-Андрусовского монастыря. После состоявшихся публичных слушаний ворота были перенесены, но конфликтная ситуация себя не исчерпала, ибо непонятно, каким образом земля была передана РПЦ. В настоящее время, как сообщает наш источник, на полуострове собственными силами и силами трудников монастырская братия строит жильё.
Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь, как известно, был основан ещё в XVI веке преподобным Адрианом Ондрусовским. В годы советской власти он был закрыт, открыли возрожденный монастырь лишь 19 марта 2014 года. Найдут ли между собой общий язык монахи и местное население, покажет время, а пока наша газета займёт нишу стороннего наблюдателя, периодически освещая события, происходящие в Андрусово.
Василий Вейкки


Рецензии