Улица имени крылатого комиссара

       На юге Подмосковья в 99 км от Москвы расположен древний город Серпухов. Это очень зеленый город с множеством парков, скверов и находящимся в городской черте прекрасным сосновым бором. Расположен Серпухов в живописных местах на реке Нара недалеко от места ее впадения в Оку. Служивший крепостью в период длительной борьбы с монголо-татарскими и литовско-польскими завоевателями, Серпухов долгое время оставался надёжным форпостом Московского княжества. Надёжным оплотом южных подступов к Москве остался Серпухов и в годы Великой Отечественной войны.

       Перед войной в Серпухове проживало чуть более 90 тысяч человек, а в городе действовали 24 промышленных предприятия, главным образом текстильной и металлообрабатывающей промышленности. С началом войны предприятия Серпухова перешли на выпуск военной продукции. На многих заводах стали изготавливать обмундирование и снаряжение для бойцов, стали выпускать гранаты и даже минометы.   

       В первые дни войны на фронт по мобилизации и в качестве добровольцев отправились несколько тысяч жителей Серпухова. Были организованы посты противовоздушной обороны, а 8 июля 1941 года для защиты города с воздуха сюда перебазировался 178-й истребительный авиационный полк под командованием опытнейшего летчика, участника войны в Испании, подполковника Р. И. Ракова. Базировался полк на аэродроме у деревни Липицы на пойме Оки. Ангаров на аэродроме не было, а взлетная полоса была грунтовая, на заливном лугу, который тогда еще не распахивался. До сентября летчики воевали на истребителях И-16, а потом пересели на ЛаГГ-3, который, по отзывам летчиков, был немного лучше своего предшественника, хотя, в чем-то и уступал ему.

       Главной задачей летчиков 178-го полка было прикрытие самого города, его железнодорожной станции, железнодорожного моста через Оку и стоявшего рядом автомобильного моста, а также многих других военных объектов. По мостам шло снабжение Тульского гарнизона и войск 49-й армии. Насколько важны для обороны были эти мосты, говорит тот факт, что летчикам полка пригрозили трибуналом и расстрелом, в случае если они не смогут отстоять мосты. Кроме истребителей мосты защищали 19 зенитных орудий и пулеметов. Аэродромы в Калуге и Подольске, где также базировалась истребительная авиация ПВО, располагались далеко, поэтому летчики 178-го полка были единственной силой, способной противостоять немецкой авиации. Разумеется, самолетов одного полка было явно не достаточно для защиты Серпухова от систематических налетов немецкой авиации. Достаточно сказать, что в начальный период войны немецкие летчики совершили на город 140 налётов, сбросили более 500 фугасных и 35.000 зажигательных бомб, при этом было уничтожено и повреждено 597 зданий, погибли 202 мирных жителя, получили ранения 317 человек. Летчики 178-го полка делали всё возможное и невозможное, чтобы защитить город и сами в тяжелых боях теряли боевых друзей: одни за одним погибли младшие лейтенанты А. С. Баскин, И. Н. Лузанчук, сержанты В. И. Волков, С. П. Коваленко, Е. Е. Павлов, А. С. Новиков, П. Д. Махов…

       В октябре 1941 года линия фронта приблизилась вплотную к Серпухову и 10 числа вражеская авиация подвергла бомбардировке аэродром «Липицы», в результате чего погибли один летчик и два авиационных механика, а также были ранены 11 человек. Начались и обстрелы аэродрома из дальнобойных пушек. Поэтому было принято решение перебазировать аэродром под Каширу и, в тот же день, полк прибыл на аэродром «Крутышки» у Ступино. Взлетная полоса у деревни Липицы продолжала использоваться как аэродром подскока, где дежурили несколько истребителей полка.

       Это было очень тяжелое время. Начиналась битва за Тулу и Серпухов, за левый фланг обороны Москвы. Немцы продолжали наступать…

       13 октября 1941 года бомбардировщики Люфтваффе совершили 469 вылетов, нанося бомбовые удары по железнодорожным коммуникациям и городам Подмосковья, по колоннам и позициям советских войск. Советские летчики-истребители ПВО Москвы совершили 450 вылетов на патрулирование, прикрытие войск и железнодорожных перевозок на участках Москва – Коломна, Фрязево – Костерево, Шатура – Окатово. В ожесточенных боях нашими  истребителями было сбито 7 вражеских самолетов, один из них – тараном. Кто же был героем воздушного тарана?

       Героем тарана оказался заместитель командира эскадрильи по политчасти, то есть комиссар эскадрильи, уже известного нам 178-го полка, 26-летний младший лейтенант Иван Михайлович Швагирев.

       К сожалению подробностей биографии Швагирева нет, поэтому упомянем о нем лишь кратко.  Родился он в 1915 году в деревне Меркульево Вяземского района Смоленской области. По национальности был он русским, а по убеждениям – коммунистом. Он был уже женат и, на станции Бабушкин в Московской области, в доме 29 по улице Тургеневской его ждали супруга Варя – Варвара Ивановна Швагирева и, родившаяся перед войной, дочурка Лера - Валерия… 

       Вообще-то, Швагирев часто вылетал на перехват немецких самолетов и даже трижды участвовал в воздушных боях, но сбить противника ему никак не удавалось. В своем первом бою, 28 сентября, он атаковал Юнкерс-88 над Алексином, но немцу, дымя подбитым мотором, удалось всё же уйти. Очередная неудача постигла летчика 5 октября, когда он вместе с ведомым, сержантом С. П. Коваленко, атаковал в районе Серпухова шесть бомбардировщиков Ю-88. Яростно отстреливаясь, немцы сбили ЛаГГ-3 Коваленко и, тот упал на территории, занятой врагом. Потрясенный гибелью своего напарника, Швагирев снова и снова бросался в атаку, а когда был израсходован весь боекомплект он, в отчаянии, пошел на таран. Однако, поторопившись, он не сумел рассчитать скорость сближения и… проскочил мимо самолета врага! Догнать его он уже не смог и вынужден был вернуться на аэродром, буквально, на последних каплях горючего. Неудачей закончился и его третий бой 11 октября с одиночным Юнкерсом-88. Поэтому Швагирев решил в следующем бою сразу идти на таран. Но, обсудив свои бои с бывалыми летчиками, он пришел к выводу, что излишняя торопливость и неумение атаковать внезапно, мешали ему добиться победы. Учтя свои ошибки, летчик с нетерпением ждал очередной своей встречи с противником.

       И вот, 13 октября в 8 часов 46 минут, при патрулировании в 120 километрах от Серпухова, ему снова повстречался одиночный Юнкерс-88. На этот раз Швагиреву удалось подойти к нему незаметно и внезапно атаковать. Стрелок «Юнкерса», не успев открыть ответный огонь, был убит сразу и, оставшийся без защиты пилот отчаянно бросился вниз, пытаясь уйти на бреющем полете. Чтобы легче было уходить, немец даже сбросил на поле весь бомбовый груз, но это ему не помогло. Более ста километров, вплоть до Юхнова, преследовал противника Швагирев, не давая ему передышки. Внезапно на истребителе отказало оружие. Что делать? Идти на таран, как и обещал Швагирев? Но высота всего около 100 метров, а таранить на такой малой высоте крайне опасно: из потерявшего управление самолета, в таком случае, спастись на парашюте не хватит времени. Кроме того, бой происходил уже над вражеской территорией. И всё же, несмотря на смертельный риск, Швагирев решается на таран.

       Однако сразу это сделать летчику не удалось. Трижды Швагирев предпринимал таранные атаки, но каждый раз его истребитель отбрасывало мощной воздушной струей от винтов «Юнерса». Упорный поединок закончился лишь в 9 часов 30 минут, когда с четвертой попытки, причем в облачности, крылатому комиссару удалось ударом винта отрубить хвост вражеского самолета, который свалился у Юхнова. Таран прошел удачно, и Швагиреву даже удалось посадить на аэродром свой ЛаГГ-3, на котором были погнуты две лопасти винта и полностью отбита одна.

       За свой подвиг комиссар эскадрильи был награжден 28 октября 1941 года орденом Красного Знамени. Вскоре, 16 ноября он сбил ещё один Ю-88, а спустя всего два дня, 18 ноября, боевой комиссар погиб…

       В тот день он, в паре с младшим лейтенантом П. К. Максимовым, вел неравный бой над Серпуховым с девяткой вражеских самолетов. В жестоком бою, летчики уничтожили Юнкерс-88 и Мессершмитт-109, но и сами погибли смертью героев. Горящий истребитель Швагирева упал в пригороде Серпухова, у станции Лесная…

       В конце ноября 1941 года наступление немецкой армии было остановлено, а вскоре советские войска перешли на московском направлении в решительное контрнаступление и нанесли немецко-фашистским войскам серьезное поражение. Постепенно война ушла из этих мест.

       Сейчас только памятники и обелиски напоминают о героях войны, грудью защитивших страну. На Соборной горе города Серпухова в одной братской могиле захоронено более 1.200 солдат и офицеров, павших на полях сражений Великой Отечественной войны. В том числе 33 авиатора 178-го истребительного полка: младшие лейтенанты И. М. Швагирев, П. К. Максимов, В. И. Башилов, подполковник Р. И. Раков, старшина В. А. Соколов и многие другие…

       За боевые заслуги и трудовую доблесть, проявленные защитниками и жителями Серпухова в годы войны, город был награжден в 1982 году орденом Отечественной войны 1-й степени.

       А одной из улиц города, находящейся недалеко от станции Лесная, дали имя крылатого комиссара. Она так и называется «Улица Швагирева»...


Рецензии
Вечная память Героям ! Мой дядя был летчиком в Подмосковье. И погиб в декабре 1941 года,идя на таран немецкого самолета ! Они защищали Москву и Родину !

Тамара Зажирило   13.09.2014 21:27     Заявить о нарушении
Уважаемая Тамара! Большое спасибо за Ваш отзыв. Как фамилия Вашего дяди, может быть я знаю о его подвиге?

Олег Каминский   14.09.2014 20:10   Заявить о нарушении
Я жадно вчитывалась в фамилии в вашем рассказе. Его фамилия Зажирило Василий Данилович. Это младший брат папы . Спасибо ,если что то узнаете. За все годы после войны, родители так ничего и не узнали подробно !

Тамара Зажирило   14.09.2014 22:09   Заявить о нарушении
К сожалению, летчик Зажирило Василий Данилович в списках погибших не значится.

Олег Каминский   15.09.2014 16:48   Заявить о нарушении
Нам так и ответили пропал без вести! Спасибо за внимание !

Тамара Зажирило   15.09.2014 18:35   Заявить о нарушении
Думаю, что я всё таки нашел данные о судьбе Вашего дяди: Зажерило (Зажирило) Василий Данилович, 1918 г.р., уроженец Доманевского района Одесской (ныне Николаевской) области, в звании капитана был заместителем командира батальона по строевой части 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады. Погиб 16 октября 1943 года. Похоронен в селе Григорьевка Киевской области.

Олег Каминский   16.09.2014 07:19   Заявить о нарушении
Олег,огромное спасибо! Очень признательна. У нас были сведения ,что он пропал без вести. Но очень жаль,,что никого нет уже в живых. 2 папиных брата и 3 сестры ушли из жизни. Что же память останется в моим сердце. Еще раз большое спасибо!! Здоровья и удачи !

Тамара Зажирило   16.09.2014 09:15   Заявить о нарушении
Спасибо за память Олег!
Прочитал Ваш исторический очерк о человеке который является моим родственником.
Иван Михалович Швагирев мой двоюродный дед. Его родная сестра- моя бабушка Копытова (Швагирева) Дарья Михайловна.
В семье было пятеро детей. Иван Михайлович старший сын! Далее брат Павел,сестра Дарья, брат Михаил,
У Ивана Михайловича перед войной от жены Варвары родилась дочь Валерия (Лера).
Я сам к сожалению не так давно узнал,о подвиге Ивана Михайловича. Я ездил в г. Серпухов и нашел там улицу названную именем Ивана Швагирева.
К сожалению ,уже не у кого спросить о тех временах. Но война не обошла и мою бабушку, которая с четырмя маленькими детьми (старший из которых -мой отец) более года находилась в немецкой оккупации на территории Смоленской области Вяземский район,дер. Быково. Сумела выжить и спасти детей.
Низкий Вам поклон !!!! От меня и моей семьи.
С уважением , Копытов Андрей Викторович.


Андрей Копытов   25.02.2015 20:23   Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей Викторович! С большим волнением прочитал Ваше письмо. Очень рад, что мои работы находят отзыв в душе не только простых читателей, но и у родственников наших героев, подвигами которых я давно занимаюсь. Желаю Вам и всем Вашим родственникам всего доброго и быть такими же патриотами своей Родины, каким был Иван Михайлович Швагирев!
С уважением
Олег Александрович Каминский

Олег Каминский   28.02.2015 13:02   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег Александрович!
Еще раз хочу выразить Вам признательность за труд по сохранению памяти о защитниках Отечества. В связи проводимым к 70-летию нашей Победы в Москве и стране проекта "Бессмертный полк" , я воспользовался Вашим произведением и в качестве описания тех событий и подвига Ивана Михайловича Швагирева, поместил его на сайт http://polkmoskva.ru/. Просматривая его через некоторое время, я обнаружил ,что там кем-то еще выложены письма, извещение о гибели, заметки из старых газет о подвиге Ивана Михайловича,его фото, материал об открытии памятника в Серпухове.Олег Александрович пожалуйста, сообщите располагаете ли Вы сведениями от том кто бы мог поместить эти данные.Возможно это такие же как Вы энтузиасты, а может быть это родственники по линии дочери Ивана Михайловича!?или еще кто то!.Если Вас это заинтересует, вот ссылка на на эту страницу http://polkmoskva.ru/people/701922/.
В любом случае, спасибо!
С уважением,
Копытов Андрей Викторович!

Андрей Копытов   07.04.2015 21:37   Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей Викторович!
Всю известную мне информацию, я изложил в своей статье. Возможно, у кого-то есть и другая информация, но мне это не известно.
С уважением

Олег Каминский   12.04.2015 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.