Хаим Сутин - счастливчик. Часть 3
Он скупил за три тысячи долларов все картины этого очень странного художника. Поль Гийом пишет о Сутине большую статью в журнале «Искусство в Париже». Нищета отступила.
Зборовский начинает выплачивать на ежедневные расходы в пять раз больше и нанимает ему собственного водителя. У «эксперта по голоду», как Сутина назвал Шолом-Алейхем, появились деньги, а на Монпарнасе Хаим становится героем.
Все деньги он тратит на одежду, постепенно превращаясь в модного денди. Друзья учат его, как носить костюм, что покупать, как пользоваться носовым платком.
Сам Сутин любит маленькие серые шляпы, которые покупает в большом количестве. Элегантные рубашки, шелковые шейные платки, дорогие костюмы, красный шарф, дорогие галстуки...
Но в душе он остается тем же маленьким мальчиком из бедной Российской окраины, буржуа из него не получился. Все заводили кошечек или собак, он стал водить к себе многочисленных старушек, которых называл своими родственницами. Некоторые говорили, что он с ними спит, но он их просто кормил и рисовал.
Но, самое главное,наконец-то у него появилась собственная студия на площади Клема, из окна которой открывался великолепный вид на Сену, напоминавший ему о Двине, реке его детства.
Он покупает большую бычью тушу, такую, какую видел, когда они с Осипом Цадкиным жили в подвале, на скотобойне. Она находилась прямо у них во дворе. Здесь художник мог наблюдать, как каждый день несчастных животных сначала ведут на убой, а потом разделывают их кровавые туши.
Свою тушу Хаим подвешивал в мастерской и начинал ее рисовать. Когда туша теряла цвет, его подруга Пуалет Журден вкачивала шприцем в тушу порцию настоящей крови, чтобы она вновь стала кроваво-красной.
Вскоре вокруг туши начинали летать мухи, потому что художник писал медленно, на улице стояла жара, соседи сбегали от смрада и запаха, посыпались жалобы в службу гигиены.
Однажды они пришли в мастерскую, Хаим испугался и спрятался, на защиту встала его верная Пуалет, которая объяснила, что художник еще не закончил работу.
Так в 1925 году Хаим Сутин создал серию «Битые животные», в том числе «Забитые быки», на создание которых его вдохновил Рембрандт.
Всего было создано шесть картин с бычьими тушами, пять из которых сегодня находятся в известных музеях мира, а шестая продана в 2006 году в частную коллекцию почти за четырнадцать млн долларов.
В этот же период у него появляется множество других натюрмортов с битой птицей («Курица», «Петух), мертвой рыбой, подвешенными за ноги и головы животными, которых он притаскивает себе в мастерскую. Запах стоял еще тот! За это его мастерскую прозвали «Бойня Сутина».
С женщинами, которые всегда опекали художника, ему везло. Жить с таким странным человеком было нелегко. Пуалет рассказывала, что, кроме язвы желудка, Хаим страдал лунатизмом. Однажды ночью он встал и начал с ней танцевать. Потом также неожиданно снова лег.
Пуалет была помощницей и дальней родственницей Зборовского. Сутин увидел ее в галерее коммерсанта и попросил стать его моделью. Девушка согласилась. До этого у Хаима были другие женщины, с которыми его знакомил Модильяни. Одна из них, самая полная, ему особенно нравилась, потому что напоминала о детстве, матери и родном доме: именно такие теплые женщины его окружали в далекой России.
Позднее у него появилась Дебора Мельник, давняя знакомая из Вильно, у которой родилась от него дочь, но он ее не признал. Перед самой войной Хаим Сутин познакомился с еврейкой, бежавшей из нацистской Германии, Гердой Грот.
Вместе они прожили три года. Правда, Герда говорила, что он стал бы жить с любой женщиной, которая согласилась бы ухаживать за ним. Герда действительно стала ему хорошей помощницей, она заботилась обо всем, даже о том, чтобы у него всегда была натура.
Когда Хаим Сутин замыслил написать серию пейзажей с детьми, она им покупала шоколад и приводила к художнику, чтобы он мог с них писать. Герда оставила свои воспоминания о жизни с Сутиным.
Вскоре он сходится с Мари-Берт Орнеж, бывшей женой художника Макса Эрнст. С ней художник жил до самой смерти, она же его, смертельно больного, везла в Париж на операцию, но спасти его было уже невозможно.
В 1927 году, в тридцать три года, проходит первая выставка Хаима Сутина в Париже, чуть позднее Барнс устраивает выставку его работ в Америке, в 1928 году выходит первая монография о гениальном художнике XX века, написанная Вальдемаром Джорджем.
С этого времени краски пейзажей Хаима Сутина светлеют, становятся не такими кроваво-красными, наступает лирический период его живописи. Наконец-то он может поехать на курорт подлечить свою язву.
В 1926-1927 годах художник живет в доме, который купил Зборовский специально для работы в нем художников, но отношения со Зборовским становятся все более и более напряженными. Ссоры возникают из-за денег и происходят все чаще. Сутин вынужден переехать из своей мастерской в отель.
(Окончание следует)
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/xaim-sutin-3/
Свидетельство о публикации №214073000713