Рассказ татарского муллы
Умер грузин, учитель всех народов. В школе, в конце коридора, установили его огромный портрет, кругом развесили кумачевые флаги с привязанными к ним черными ленточками, знак горя и траура. Потом всех учеников, по очереди, пускали к портрету великого сатаны. И они давали клятву верности идеям великого вождя. Мы с Равилем открыли окно в классе и выпрыгнули на улицу. Так что мы не давали клятву и не целовали знамя, а потому не продавали компартию. Как те иуды, кто целовал знамя, клялся и продал ее. День был теплый, весенний, всё-таки Азия, с ее двумя сковородками, т.е. пустынями Кызыл Кум и Кара Кум. Отправились в центр города на пятачок. Там устроила импровизированный концерт Першина Тамара, у телеграфного столба, где висел репродуктор. Она падала в обморок и горько-горько плакала и скорбила. Ее поднимали, за ней ухаживали, но она вновь падала и падала. Конечно, она работала секретарь-машинисткой в райкоме. Потом все спорили в чайхане, сколько раз она падала на площади, а сколько в больнице? Куда ее увезли на телеге. Были большие споры и разногласия по поводу ее количества падении, но все сказали одно. Да, она действительно была самой ярой и святой мироносицей вождя всех народов. Но не взирая на это, она все же подгуливала с 1 -м секретарем райкома. Равиль жил не далеко от центра, за железнодорожным вокзалом. Знаешь дружище, пойдем ко мне в гости. Мама сварила лапшу, и мы покушаем. Муниру-мулле, его прихожане, узбеки, по дешевке продали неплохую корову местной породы. Так что у них в доме всегда было молоко, каймак – сметана, сыворотка и кислое молоко - катык. Когда мы пришли домой к Равилю, Мунир-мулла уже сидел за дастарханом. Он усадил нас рядом с собой, а Венера она - тетя, принесла нам в алюминиевых чашках лапшу. В каждую чашку она положила по большой ложке густого кислого молока. Суп был из лапши сделанной вручную тетей Венерой, соль, вода, пара головок лука и по большой ложке катыка. Но с каким вкусом мы ее ели. А ведь это была почти ежедневная еда, с черным хлебом. Когда доели лапшу, без разговоров, Венера опа принесла чай, заваренный немного черным чаем, так как его в магазинах не было, и с добавкой травы зверобоя и немного мяты. Но все равно, это был лучший в мире чай, вкусный и душистый. За чаем Мунир-мулла начал рассказывать нам о Беляле Морозове.
Сегодня встретился с ним на базаре и говорю ему на чистейшем татарском языке. Дружище - ипташ, приходи в мечеть, не бойся никого. Хотя люди из ГБ постоянно наблюдают за нами, но не трогают. «Мунир - мулла, я крещенный татарин и не могу посещать мечеть» - сказал он. Вот ведь как бывает дети мои. Он татарин и я татарин, оба разговариваем на одном языке, но веры у нас разные. А получилось вот что. Русские воины прорвались в Казані,. Часть татар дралась до последнего, а другая половина татарского войска не выдержала натиска русского князя и его воинов, и рванула вниз по реке Итиль-Волге. Князь загнал татарских багадуров в Волгу и крестил их серебряным крестом. Вот так часть татар стала веровать в христианский крест и Господа. Потом, между татарами, началась вражда. Те кто убежал с поля боя. начали измываться над теми кто принял христианскую религию, называя их предателями. И вот тут возникает вопрос вопросов. А кто все же предатель? Тот кто бился до последнего или ток кто сбежал с поля боя?! Я всегда говорил, и буду проповедовать. Господь один, а веры пусть будут разные. Но вести войну только из-за того, что кто-то молится Господу по-другому? Это преступление. В общем, чтоб закабалить насильно другой народ. Запугать часть мира выдумываются разные причины, чтоб один человек угнетал и жил за счет других людей. Но вернемся к нашему татарскому вопросу. Ребята, дети мои, перед началом боя, между русскими и татарами, в небе возникла женщина в золотых и красного бархата одеяниях. Ее видели не только русские воины, но и наши татарские воины. Русские, когда увидели эту женщину, то крик радости вырвался из их ртов. Их мать божья явила им лик свой и влила в них великую силу. Это было знамение небесное, которое видели обе армии. Но не заключили мир и не захотели остановить побоище. Потому что каждый считал себя сильнее и умнее другого. А видение? Ну мало ли чего, подумали татары. И они проиграли сражение. Это поразительный факт. Но меня поражает другой факт, который преподнесла эта русская богиня. Я не утомил вас, дети мои? Может побежите играть? Дядя Мунир, вы расскажите другой факт, потом мы уйдем в центр города. А так у нас животы болеть будут, будем думать, а что вы хотели нам рассказать? Он рассмеялся и погладил свою седеющую бороду. Хорошо слушайте. Очень большой татарский отряд во главе с князем своего рода ехал вдоль левого берега великой Итиль-реки, вверх, против ее течения. Вдруг один разведчик увидел в водах реки плывущую большую доску. Отнес шло свечение. Все заинтересовались, что это такое? Разведчик, умевший плавать, разделся и бросился в воду ловить эту доску. Он поймал ее и доставил к своему князю. Все увидели на доске лик женщины в золотом одеянии. От доски шло свечение. Князь, да и другие увидели облик женщины и узнали ее. Да это же та женщина, что мы видели в небе в день решающего боя за Казань. Князь слез со своего аргамака и подошел к доске. Затем он вынул свою саблю и разрубил доску на две части. Потом заставил воина бросить два куска доски в воды реки. Все посмеялись, что смелый князь так поступил с русской богиней. Но когда князь начал поднимать ногу и попытался стопу своей ноги просунуть в медное стремя, он не увидел до блеска начищенного стремени. Глаза его покрылись слизистым туманом и появилась острая резь. Князь понял что он ослеп и тут же заставил своих воинов догнать и поймать плывущие по реке доски. Воины выполнили приказ и принесли князю доски. Он встал на колени, сам на ощупь правильно соединил две половинки доски. Слезы полились из его карих очей и он начал просить Казанскую матерь божью, истинно русскую богиню, чтоб она вернула ему зрение. И произошло чудо, доски срослись в единое целое. Глаза князя открылись и он стал видеть, но произошло и другое. Коричневый цвет глаз пропал, роговица глаза стала зеленой. Все были поражены. Тогда князь дал приказ. Со всеми воинскими почестями доставить доску с ликом Урусутской матери божьей в Казань и отдать в храм. Вот так татары познакомились впервые с Казанской матерью божьей, царицей небесной, хозяйкой своего урусутского государства. Мунир-мулла закончил рассказ и помолился по-татарски, сказав при этом. Бог один, а мы все дети его. Моя мама русская, оренбургская казачка, но я никогда не слышал из ее уст и, других моих русских родственников, этой удивительной истории о самой настоящей русской богине. Ко многим людям она приходила во сне и наяву. Помогая им обрести силу духа и разума. Это я слышал кое-от-кого и очень серьезных образованных людей, военных. Но то, что рассказал именно татарский мулла, сунит, конечно поразило юношеское воображение. Вот ведь как бывает. Он должен был быть ярким врагом к другой религии. Но все до наоборот. Какая толерантность, спокойствие, мудрость и, я бы сказал, не просто уважение, а по-моему и любовь проскальзывала в его отношении к чужой для него религии. Пусть будет блаженна его душа в долине вечности. Есть люди которые помнят его.
P.S. С уважением к прочитавшим этот рассказ до конца.
Омар Исхакзоде.
Свидетельство о публикации №214073000809
.... родная речь,которой учили нас в школе и на которой в советском Душанбе разговаривали люди разных национальностей,понимая и уважая друг друга,несмотря на какие то отличия .....
...меня в детстве в Керчи покрестили в православной церкви( в Аршинцево около моря),в Душанбе в Храм начала ходить после 40( в детстве нам в школе запрещали даже рядом с храмом показываться) Поняла, что сердце спасают религиозные чувства,когда после конфликта в новыми соседями кулябцами никто не помог,кроме мысленным взором увиденного образа Богородицы со стен Киевского храма
Мне здесь говорят,что мумины Богородице тоже поклоняются и чтят её,нашу заступницу в самых трудных испытаниях
Новелла Лимонова 23.08.2014 21:35 Заявить о нарушении