Рассказ татарского муллы

В 1953 году мне и моему другу Равилю Сингатулину было по 14 лет. Равиль был ниже меня ростом, но это был крепкий, волевой и смелый паренек. Его старшие братья работали на маслоэкстрационном заводе. Работая в ночную смену, они перебрасывали через высокий забор алюминиевые фляжки с маслом, а Равиль под покровом ночи забирал их. В воскресные дни он помогал братьям продавать хлопковое масло на рынке. Рынок научил его многому, сделал его реально думающим человеком. Благодаря ему и, его знанию жизни, мы, его друзья, тоже познавали очень много интересного, жизненного. Его отец, как и мой, сидел в тюрьме как враг народа. На войну он не попал, а потому отсидел свою десятку как желудь на дубу. І Іока ветер перемен не освободил его из Гулага. Он был настоящий образованный мулла, за что и попал на нары, как распространитель духовного опиума. Занимался суннитским наркотрафиком, а ведь вся Азия эгосуннисты, шииты на Кавказе и, считают именно себя, самыми правоверными мусульманами. А вот суннитов, людьми второго сорта, не хотят признавать как истинных мусульман. Но Мунир-мулла, отец Равиля, говорил так. Аллах, на всех нас людей, один, а чья вера лучше и ближе к Господу, этого никто не знает. Когда черный воронок забирал наших отцов мы были на руках у матерей. А когда стали подрастать, то стали заниматься самовоспитанием. Все братья Равиля начали работать после окончания семи классов. Когда Мунир-мулла вышел на волю, то детей не надо было воспитывать. Их воспитала улица, завод, базар, чайхана. А потому, второе поколение муллы, просто отдыхало от приема опиума, но слова отца врезались в их головы мгновенно. Все-таки генная инженерия, многих веков брала свое.
Умер грузин, учитель всех народов. В школе, в конце коридора, установили его огромный портрет, кругом развесили кумачевые флаги с привязанными к ним черными ленточками, знак горя и траура. Потом всех учеников, по очереди, пускали к портрету великого сатаны. И они давали клятву верности идеям великого вождя. Мы с Равилем открыли окно в классе и выпрыгнули на улицу. Так что мы не давали клятву и не целовали знамя, а потому не продавали компартию. Как те иуды, кто целовал знамя, клялся и продал ее. День был теплый, весенний, всё-таки Азия, с ее двумя сковородками, т.е. пустынями Кызыл Кум и Кара Кум. Отправились в центр города на пятачок. Там устроила импровизированный концерт Першина Тамара, у телеграфного столба, где висел репродуктор. Она падала в обморок и горько-горько плакала и скорбила. Ее поднимали, за ней ухаживали, но она вновь падала и падала. Конечно, она работала секретарь-машинисткой в райкоме. Потом все спорили в чайхане, сколько раз она падала на площади, а сколько в больнице? Куда ее увезли на телеге. Были большие споры и разногласия по поводу ее количества падении, но все сказали одно. Да, она действительно была самой ярой и святой мироносицей вождя всех народов. Но не взирая на это, она все же подгуливала с 1 -м секретарем райкома. Равиль жил не далеко от центра, за железнодорожным вокзалом. Знаешь дружище, пойдем ко мне в гости. Мама сварила лапшу, и мы покушаем. Муниру-мулле, его прихожане, узбеки, по дешевке продали неплохую корову местной породы. Так что у них в доме всегда было молоко, каймак – сметана, сыворотка и кислое молоко - катык. Когда мы пришли домой к Равилю, Мунир-мулла уже сидел за дастарханом. Он усадил нас рядом с собой, а Венера она - тетя, принесла нам в алюминиевых чашках лапшу. В каждую чашку она положила по большой ложке густого кислого молока. Суп был из лапши сделанной вручную тетей Венерой, соль, вода, пара головок лука и по большой ложке катыка. Но с каким вкусом мы ее ели. А ведь это была почти ежедневная еда, с черным хлебом. Когда доели лапшу, без разговоров, Венера опа принесла чай, заваренный немного черным чаем, так как его в магазинах не было, и с добавкой травы зверобоя и немного мяты. Но все равно, это был лучший в мире чай, вкусный и душистый. За чаем Мунир-мулла начал рассказывать нам о Беляле Морозове.
Сегодня встретился с ним на базаре и говорю ему на чистейшем татарском языке. Дружище - ипташ, приходи в мечеть, не бойся никого. Хотя люди из ГБ постоянно наблюдают за нами, но не трогают. «Мунир - мулла, я крещенный татарин и не могу посещать мечеть» - сказал он. Вот ведь как бывает дети мои. Он татарин и я татарин, оба разговариваем на одном языке, но веры у нас разные. А получилось вот что. Русские воины прорвались в Казані,. Часть татар дралась до последнего, а другая половина татарского войска не выдержала натиска русского князя и его воинов, и рванула вниз по реке Итиль-Волге. Князь загнал татарских багадуров в Волгу и крестил их серебряным крестом. Вот так часть татар стала веровать в христианский крест и Господа. Потом, между татарами, началась вражда. Те кто убежал с поля боя. начали измываться над теми кто принял христианскую религию, называя их предателями. И вот тут возникает вопрос вопросов. А кто все же предатель? Тот кто бился до последнего или ток кто сбежал с поля боя?! Я всегда говорил, и буду проповедовать. Господь один, а веры пусть будут разные. Но вести войну только из-за того, что кто-то молится Господу по-другому? Это преступление. В общем, чтоб закабалить насильно другой народ. Запугать часть мира выдумываются разные причины, чтоб один человек угнетал и жил за счет других людей. Но вернемся к нашему татарскому вопросу. Ребята, дети мои, перед началом боя, между русскими и татарами, в небе возникла женщина в золотых и красного бархата одеяниях. Ее видели не только русские воины, но и наши татарские воины. Русские, когда увидели эту женщину, то крик радости вырвался из их ртов. Их мать божья явила им лик свой и влила в них великую силу. Это было знамение небесное, которое видели обе армии. Но не заключили мир и не захотели остановить побоище. Потому что каждый считал себя сильнее и умнее другого. А видение? Ну мало ли чего, подумали татары. И они проиграли сражение. Это поразительный факт. Но меня поражает другой факт, который преподнесла эта русская богиня. Я не утомил вас, дети мои? Может побежите играть? Дядя Мунир, вы расскажите другой факт, потом мы уйдем в центр города. А так у нас животы болеть будут, будем думать, а что вы хотели нам рассказать? Он рассмеялся и погладил свою седеющую бороду. Хорошо слушайте. Очень большой татарский отряд во главе с князем своего рода ехал вдоль левого берега великой Итиль-реки, вверх, против ее течения. Вдруг один разведчик увидел в водах реки плывущую большую доску. Отнес шло свечение. Все заинтересовались, что это такое? Разведчик, умевший плавать, разделся и бросился в воду ловить эту доску. Он поймал ее и доставил к своему князю. Все увидели на доске лик женщины в золотом одеянии. От доски шло свечение. Князь, да и другие увидели облик женщины и узнали ее. Да это же та женщина, что мы видели в небе в день решающего боя за Казань. Князь слез со своего аргамака и подошел к доске. Затем он вынул свою саблю и разрубил доску на две части. Потом заставил воина бросить два куска доски в воды реки. Все посмеялись, что смелый князь так поступил с русской богиней. Но когда князь начал поднимать ногу и попытался стопу своей ноги просунуть в медное стремя, он не увидел до блеска начищенного стремени. Глаза его покрылись слизистым туманом и появилась острая резь. Князь понял что он ослеп и тут же заставил своих воинов догнать и поймать плывущие по реке доски. Воины выполнили приказ и принесли князю доски. Он встал на колени, сам на ощупь правильно соединил две половинки доски. Слезы полились из его карих очей и он начал просить Казанскую матерь божью, истинно русскую богиню, чтоб она вернула ему зрение. И произошло чудо, доски срослись в единое целое. Глаза князя открылись и он стал видеть, но произошло и другое. Коричневый цвет глаз пропал, роговица глаза стала зеленой. Все были поражены. Тогда князь дал приказ. Со всеми воинскими почестями доставить доску с ликом Урусутской матери божьей в Казань и отдать в храм. Вот так татары познакомились впервые с Казанской матерью божьей, царицей небесной, хозяйкой своего урусутского государства. Мунир-мулла закончил рассказ и помолился по-татарски, сказав при этом. Бог один, а мы все дети его. Моя мама русская, оренбургская казачка, но я никогда не слышал из ее уст и, других моих русских родственников, этой удивительной истории о самой настоящей русской богине. Ко многим людям она приходила во сне и наяву. Помогая им обрести силу духа и разума. Это я слышал кое-от-кого и очень серьезных образованных людей, военных. Но то, что рассказал именно татарский мулла, сунит, конечно поразило юношеское воображение. Вот ведь как бывает. Он должен был быть ярким врагом к другой религии. Но все до наоборот. Какая толерантность, спокойствие, мудрость и, я бы сказал, не просто уважение, а по-моему и любовь проскальзывала в его отношении к чужой для него религии. Пусть будет блаженна его душа в долине вечности. Есть люди которые помнят его.
P.S. С уважением к прочитавшим этот рассказ до конца.
Омар Исхакзоде.


Рецензии
С удовольствием прочитала
.... родная речь,которой учили нас в школе и на которой в советском Душанбе разговаривали люди разных национальностей,понимая и уважая друг друга,несмотря на какие то отличия .....
...меня в детстве в Керчи покрестили в православной церкви( в Аршинцево около моря),в Душанбе в Храм начала ходить после 40( в детстве нам в школе запрещали даже рядом с храмом показываться) Поняла, что сердце спасают религиозные чувства,когда после конфликта в новыми соседями кулябцами никто не помог,кроме мысленным взором увиденного образа Богородицы со стен Киевского храма
Мне здесь говорят,что мумины Богородице тоже поклоняются и чтят её,нашу заступницу в самых трудных испытаниях

Новелла Лимонова   23.08.2014 21:35     Заявить о нарушении