Славное лето в Кудиново

   .               
   Утомительно летом в городе. Горячий ветер разносит едкий запах
размякшего асфальта. Мошкара и та от жары куда-то разлетелась.
Облака то соберутся в лёгкие серенькие тучки, то расплываются,
и вновь нещадно палит жгучее светило.
Дворовые кошки с котятками устроились уютными семейными
клубочками на изумрудной травке почти у каждого дома.
Иногда кошка-мама лениво открывает сонные глаза и успокоенно
опять закрывает их в полной неге, убедившись, что опасности нет.

Уже давно отцвела пахучая черемуха. Облетели лепестки сирени и
жасмина. Лишь стойкий шиповник всё ещё манит колдовским духом.
Где-то косят траву и доносится свежее, ни с чем не сравнимое
благоухание. Это аромат далёкого босоногого детства.
Лето в зените.

Кокетливо едва качают головками мои самые любимые цветочки - космеи
- цветики-семицветики. В детстве летние каникулы я обычно проводила
у московской родни. Там около каждого дома  весело улыбались мне 
"разноцветные ромашки", навсегда став для меня приметой весёлой и
беззаботной поры жизни.
 
Вспомнилось детство. Подмосковная дача моего дядюшки Лёши, куда
меня отправляли из душной Москвы. Как же чудесно было в Кудиново!
На даче жили тётя Аня, её старенькая мама и сестра Зина, а
также мои двоюрдные брат Сергей и сестричка Танечка.Они были немного
старше меня. А было мне тогда десять лет.
Тётушка со своей сестрой весь день хлопотали то над приготовлением пищи,
то варили душистое варенье из поспевших ягод и плодов, то пололи грядки.
Мы тоже без дела не сидели: помогали готовить, ездили за продуктами,
носили воду, мыли посуду, чистили картошку. Но больше отдыхали, конечно.
 
Я любила рисовать, расположившись на веранде, и внимательно слушала
разговоры взрослых.
Тётушка моя - Анна Георгиевна - энергичная, весёлая, работящая и
изящная женщина, учила нас уму-разуму. Во время войны служила она
медсестрой. Помню её советы на все случаи жизни: и как насморк
лечить, прикладывая ко лбу бутылку горячей воды, и какую гимнастику
для гибкости делать, и, как важно изучать иностранные языки и многое
другое.
Я с интересом её слушала, рисуя, и удивлялась, как она всё успевает:
и готовить, и трудиться над грядками, и оставаться такой привлекательной.

Мне же больше по нраву было путешествовать по ягодным местам дачи.
Уже на тонкой вишенке появились кисленькие ягодки.
Яблоня, сбросив свой бело-розовый наряд, обнажила маленькие яблочки.
А вдоль забора в колючих зарослях затаилась перезрелая малина! 
Красная и жёлтая. Сладкая-пресладкая. Увидев самую большую ягоду, я,
не щадя своих рук, сквозь колючие ветки, умудрялась до неё дотянуться.
От лёгкого прикосновения ягодка сама падала в ладошку. А иногда и мимо.
На кустах чёрной смородины соблазнительно покачивались крупные ягоды
- терпкие и необычайно вкусные. От спелости они чуть не лопались.
На жарком солнышке, даже крыжовник становился прозрачным и медовым.

Целый день я тайком от всех ждала своего любимого дядюшку и,
напевая песенки, собирала для него в большую кружку самые спелые ягоды.
Вечером он очень усталый приезжал из Москвы с работы. Да ещё привозил
огромные авоськи с продуктами и гостинцами. Тётя Анечка кормила мужа,
а потом мы забирались с ним на второй этаж дачи и я рассказывала ему,
как прошёл мой день. Дядя Лёша для меня был самым добрым, самым умным
и самым справедливым.  Гордость всего рода Ларичевых. Мне почему-то
казалось, что в семье его недооценивают, считают в бытовом плане не хватким.
Тётя Аня порой ворчала на него недовольно и мне казалось, что никто его так
сильно не ждал с работы, как я.  Но он не обижался и оставался добродушным.
 
Учил он меня, как надо жить, ненавязчиво подсказывая верные ориентиры.
И всей своей жизнью, своими военными подвигами был живым примером,
как можно оставаться достойным человеком, несмотря ни на какие трудности
и препятствия! Я немного уставала от его советов, но до сих пор всё помню.
Горжусь им и люблю его.

Частенько с лукошками и ведёрками отправлялись мы в лес собирать грибы
и орехи. За нами увязывалась рыжая собака. Лес был совсем не такой, как у нас
 в Латвии, где сосны и могучие ели упираются прямо в небо, а земля густо усыпана
хвоей и шишками. Это был лиственный лес с разными буераками, мхом, сучьями,
ветвями, которые так и норовили зацепить тебя за ногу или хлестнуть прямо по
лицу. От непривычки я всё время отставала от старших, сражаясь с упругими
ветками, и очень боялась потеряться. Всё-таки запомнилось:
густой орешник с неспелыми зелёными орехами, светлые ручейки прозрачной
воды и поляны лесных цветов и земляники.
Усталые, с полными корзинами даров леса возвращались мы на дачу, где
нас ждал сытный обед. Любимым блюдом для меня был салат из овощей, который
иногда доверялось готовить и мне. Во время обеда мы с братом тайком ждали
момента, когда в салатнице останется лишь вкусная юшка, где смешались соки
огурцов, помидор, редиса, лучка и прочей зелени.

После обеда со смехом бежали купаться на речку, где царствовали нежные
кувшинки, и где меня безуспешно учили плавать: то сбрасывая с лодки,
то пытаясь утопить. Потом, также впустую, учили езде на двухколесном
велосипеде. Проехав метра два или три, я непременно сваливалась в ближайшую
канаву, обдирая локти и коленки. Вечерами, отбиваясь от комаров, сидели на
завалинке и пели песни тех самых 60-х годов и про чёрного кота, и про
замечательного соседа, ну и про королеву красоты.
 
Сестра учила меня рисовать. И мы, засев среди садовых цветов,
с вдохновением занимались живописью. Но цветные карандаши были
бессильны отразить окружающее нас великолепие. А Танечка всё-таки
стала настоящим мастером и теперь создаёт великолепные украшения
из кожи и полудрагоценных камней.

Когда шли дожди, я предавалась философским размышлениям. В то время
меня особенно сильно тревожил вопрос о жизни и смерти. Я не могла
понять,как взрослые могут спокойно жить, радоваться, вести разговоры,
работать и совсем не бояться неминуемой смерти, которая с каждым
годом всё ближе. Как вообще может быть такое, что меня когда-то не
станет, и я исчезну навсегда. Никто не смог бы мне ответить.
Только дядя Лёша рассмеялся и заметил, что его тоже волновал этот
вопрос в моём возрасте. И утешил, что с годами эти мысли посещают
всё реже. Выглядывало солнышко и странные мысли улетучивались
без следа.

Вечером частенько приезжал дедушка Егор - отец тёти Ани. Совсем седой,
красивый, с пышными усами. Начинался праздник. Чаёвничали на веранде
и взрослые, выпив по чарочке, душевно запевали старинные русские песни:
"Когда бы имел златые горы...", "Липа вековая", "Летят утки", а мы
детскими голосами подпевали.
 
Я выходила в ночной сад.  Запах цветущего табака усиливался, перебивая
все иные ароматы. Стрекот мошкары убаюкивал. Было так мучительно
хорошо, нахлынувшие чувства так переполняли всю меня, что хотелось
одновременно и смеяться, и плакать.
Я смотрела на небо, на звёздный хоровод. И жалела только, что рядом с
нами нет моей любимой мамочки и она не видит этой дивной красоты, не
радуется этому волшебному вечеру.  И я просила у звёздочек, чтобы они
берегли её там в Риге,
не давали скучать, и чтобы всё у неё было хорошо, пока мы в разлуке.

Однако, подул резкий ветер и оборвал мои благостные воспоминания.
Кошки любопытно посмотрели на небо и, что-то прошептав своим малышам,
поспешили всей своей пушистой компанией в укрытие.

А я люблю ветер! Он освежает и защищает от палящего солнца. Люблю
сквозняки.
О-хо-хо! Жаль только, что мой организм уже не разделяет этих безумных
радостей. Эх, ветер, это ты вернул меня из славных воспоминаний детства.
Собирай тучи, освежи нас тёплым дождём!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.