Сорок восьмой вопрос. В чем смысл жизни?
На следующий день вся группа отдыхает, обучения у нас нет. Отдыхает и устраивает одну непрерывную «сливочную паузу».
Вот наконец идем мы вечером отдыхать в номер. И тут вдруг Сережа и предлагает:
– А что если нам сыграть в игру! Поискать ответ на вопрос: в чем смысл нашего восхождения на Олимп?
Ну, мы с мамой – народ бывалый! Мы к провокациям привыкли. И, как и Сережа, хорошо знаем, что понять, в чем смысл любого события или действия – значит ответить на вопросы: почему?, зачем? и как?
– А вот что это за вопросы? – говорит Сережа. – Почему из них и получается смысл? Они только для олимпийцев такие или для всех? И кто еще их задавал раньше?
И начинается игра! Мама вступает в эту игру первая.
– Обычные люди все время задают вопрос «Как?». «Как мне получить то, что я хочу?», «Как достать деньги оттуда, где они находятся?», «Как перестать беспокоиться и начать жить?». Верно?
– Верно! – охотно отвечает Сережа. – Вопрос «Как?» обычно задают, чтобы получить что-то для себя от внешнего мира. Вкусную конфету, новую игрушку, развлечение. И получить, конечно, ото всего этого удовольствие. Только оно какое-то простое – удовольствие. Короткое. Такое и животные получать могут и, наверное, хотят.
– Один знакомый уже тебе философ и учитель многих других философов, Зигмунд Фрейд, провозгласил закон: все люди на земле стремятся к удовольствию. А еще точнее, к наслаждению. Значит, по Фрейду, вопрос «Как?» означает – стремление в пределах твоего опыта отыскать средства для получения предмета желания, для получения удовольствия.
– А как же Закон Выбора? «Делая выбор, ты изменяешь будущее». В основе выбора ведь тоже лежит удовольствие?
– У тебя уже даны альтернативы, и Закон Выбора просто предлагает тебе из имеющихся удовольствий выбрать самое приятное. А по Фрейду, удовольствие – это цель, ты к ней стремишься, когда у тебя ее еще нет. И ищешь ответ на вопрос: как тебе эту цель достичь?
– Понятно!
– И заметь, Сережа: мы с тобой семь лет назад на этот вопрос не искали ответа. А почему?
– Потому что как получить – это вопрос из мира нищеты!
– Верно! – включаюсь в игру я. – Теперь второй вопрос: «Почему?». У него совсем другой источник. В этом вопросе – готовность воспринимать мир таким, каков он есть, искать внутренние закономерности его устройства, не сравнивая со своим старым опытом. По сути, этот вопрос ведет от гордыни к смирению и обогащению себя новым опытом через обучение и приобретение новых привычек. Почему у кого-то есть, а у меня нет? Почему кто-то умеет, а я нет? Почему кто-то знает, а я нет?
– Поэтому семь лет назад наша ответная тетрадка и называлась: «Почему?»!
– Именно поэтому! Когда люди переходят от вопроса «Как?» к вопросу «Почему?» исследовал ученик Фрейда, Альфред Адлер. Он считал, что над примитивной мотивацией получения удовольствия, есть более высокая мотивация – стремление к превосходству. Честолюбие, карьеризм, стремление к лидерству и власти – вот истинные причины человеческих поступков по Адлеру. Почему он, а не я? Почему у них есть, а у меня нет? Почему, наконец, мир создан так, а не иначе?
– Тогда получается, что с вопросом «Почему?» мне предстояло стать волшебником только для того, чтобы обогнать других, получить над ними превосходство?!
– К счастью, ты еще в семь лет разобрался с тем, что такое честолюбие. Но есть еще и третий вопрос: «Зачем?». Вопрос нашей сегодняшней ответной тетради.
– Я думаю, я знаю, что это за вопрос! «Зачем?» – это вопрос, который мне помогает в копилку моего опыта помещать то, что нужно для достижения какой-то моей цели, которую я с моим сегодняшним опытом достичь не могу. Короче, «Зачем?» – это вопрос, который помогает мне расширять мой круг влияния.
– Сейчас посмотрим, так ли это. Другой ученик Фрейда, Виктор Франкл, о котором ты уже тоже знаешь, человек с очень трудной судьбой (четыре концентрационных лагеря и тяжелейшие испытания, после которых он чудом выжил), открыл третий, еще более высокий уровень мотивации – стремление к смыслу. Смыслу – мотивации, превосходящей, казалось бы, оба первых вопроса. В любом событии, учил Франкл, содержится смысл, который находится за пределами этого события. Зачем случилось со мной это событие? Зачем мне послано это испытание? – вот ключевой вопрос для поиска смысла, по Франклу.
– Значит, мы не просто отвечаем на вопрос «Зачем?», а мы еще и смысл ищем!
– Смысл по Франклу. Однако, человек – это река. Сегодня он один, завтра другой, а послезавтра снова может вернуться к тому, каким он был сегодня. Иными словами, вопросы: как мне получить?, почему я не имею (не понимаю, не умею)? и зачем мне это? – могут сменять друг друга с течением времени.
– Папа, что же это получается? Все эти три философа говорили о человеческих мотивациях в мире нищеты?!
– Сейчас разберемся. Скажи, Сережа, желание что-то получить и узнать, как это сделать (то есть мотивация страха) – какой вопрос?
– Ну, здесь понятно! Конечно, мира нищеты!
– Так, а желание разобраться, почему в жизни у меня чего-то нет, а у кого-то есть (то есть мотивация честолюбия)?
– Здесь тоже – вопрос мира нищеты. Там мотивация страха, а здесь – честолюбия!
– Наконец, желание постигнуть смысл какого-то явления жизни (то есть найти ответ на вопрос: зачем это в моей жизни, отыскать в явлении один из великого множества смыслов) – разве это не вопрос из мира нищеты?
– Пожалуй…
– А теперь посмотрим, что у нас с тобой получилось. Вот какой путь проделываем мы с тобой на пути к ГЛАВНОМУ вопросу:
От вопроса «как мне получить?» к вопросу «почему у меня нет?» ведет первый этап пути – и первая часть книги «Детский Мир».
От вопроса «почему у меня нет?» к вопросу «зачем это мне?» ведет второй этап пути – и вторая часть книги «Детский Мир».
И, наконец, от вопроса «зачем это мне?» к вопросу «КАК мне отдать?» ведет третий этап пути.
– Папа, это будет третья часть книги «Детский Мир»?
– Такой у нас с тобой замысел. Но в жизнь он воплотится тогда, когда как минимум один человек (я думаю, что это будет Сережа Голубцов) пройдет по «Лестнице Мироздания» на вершину Горы, и перед ним встанет вопрос: КАК мне отдать то изобилие, которое я открыл?
– Да, это большая ответственность для меня!
– Но кто-то ведь взойдет же первым на эту Гору! Почему не ты?
– Я тогда сам сейчас, папа, подведу итог. Смысл нашего восхождения на Олимп был в том, чтобы каждый из нашей группы ответил на свой вопрос: почему?, зачем? и как? Кто-то шел, чтобы получить ответ: как взобраться на гору и получить восторг победы? Кто-то, чтобы понять: почему другие могут, а я не могу? – и изменить это положение. Кто-то – найти конкретный смысл в этом восхождении и понять: зачем его жизнь привела на Олимп?
– А для нас троих в чем был смысл нашего восхождения?
– Очевидно! В том, чтобы понять, как подарить другим то изобилие, которое мы открыли на вершине Олимпа – и на вершине Горы!
– Вот тебе и ответ про смысл! – смеется мама. – А теперь скажи: а в чем смысл жизни?
– Это смотря чьей жизни!
– Конечно, твоей!
– Значит, и всех тех, кто выбрал мир изобилия! Смысл моей жизни в том, чтобы мне не нужны были вопросы: как получить? почему? и зачем?, а был нужен только один вопрос: КАК подарить?
– А зачем тебе знать, как дарить?
– Чтобы я был всемогущим творцом в мире изобилия!
И этот предпоследний ответ мы, конечно же, записываем в нашу ответную тетрадь:
Сорок восьмой вопрос:
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?
Ответ:
В ТОМ, ЧТОБЫ МНЕ НЕ НУЖНЫ БЫЛИ ВОПРОСЫ: КАК ПОЛУЧИТЬ? ПОЧЕМУ? И ЗАЧЕМ?, А БЫЛ НУЖЕН ТОЛЬКО ОДИН ВОПРОС: КАК ПОДАРИТЬ?
А зачем тебе знать, как дарить?
ЧТОБЫ Я БЫЛ ВСЕМОГУЩИМ ТВОРЦОМ В МИРЕ ИЗОБИЛИЯ!
Новая игра В чем смысл жизни?
В том, чтобы мне не нужны были вопросы: как получить? почему? и зачем?, а был нужен только один вопрос: КАК подарить?
Вопрос о смысле жизни, наверное, самый спорный в нашей ответной тетради. Ответ, который мы записали, подходит только тем людям, которые и выбрали для себя мир изобилия, и сделали первые шаги в его направлении. Конечно, этот ответ близок всем «олимпийцам», то есть тем, кто хотя бы раз побывал на нашей игре «Финансовый Олимп». А новая игра, которая навсегда освободит жизнь любого человека, играющего в нее, от бессмысленности собственного существования, очень простая.
– Сережа, представь себе, что в твоей жизни вдруг наступило время, когда ты почему-то почувствовал себя никому не нужным, а свою жизнь – бессмысленной. Что бы ты сделал в таком случае?
– Да очень просто! Я оглянусь вокруг и найду человека, которому, может быть, еще хуже, чем мне. Я это сразу увижу – по глазам, по выражению лица. А может быть, просто буду знать, что кому-то сейчас очень плохо, и тогда просто позвоню.
– Увидишь ты такое лицо в толпе, и что ты сделаешь?
– Просто улыбнусь, заговорю и передам немного того изобилия, которое у меня всегда есть – ведь Надежду-то я никогда не теряю! А еще лучше, когда это лицо этого человека будет знакомым, и я найду, за что ему сказать слова благодарности. Благодарность у меня ведь тоже всегда в изобилии! Вот и буду дарить – удовольствие и благодарность!
– И что же тогда произойдет, когда ты поделишься своим изобилием?
– И тогда в мою жизнь опять вернется смысл!
Вот и весь ответ! Не «Как мне вернуть смысл жизни?» и не «Почему жизнь утратила смысл?» и уж тем более не «Зачем мне жить на свете?», а просто: знать «как» и дарить свое изобилие!
___________________
1. Зигмунд Фрейд, «Психология бессознательного», http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/freyd/z/.
2. Альфред Адлер, «Комплекс неполноценности и комплекс превосходства», http://thepsy.narod.ru/indexfiles/ucheb_mat/01.html.
3. Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла», http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/frankl/0/.
Свидетельство о публикации №214073100236