Сатанк, Сидящий Медведь, set-angya, вождь кайова

* СИДЯЩИЙ МЕДВЕДЬ , SET-ANGYA (Satank, "Сидящий  Медведь")  1810-1871
Его бабушка по отцовской линии происходила из племени сарси. Сатанк воин и знахарь кайова, возможно  родился вскоре после 1800 года, вероятно, там, где сейчас штат Канзас. Хотя мало, что  известно о его ранней жизни, в 1830-е годы Сатанк, зарекомендовал себя как ведущий воин. В то время, когда межплеменные отношения на равнинах были в состоянии кризиса. Он воспользовался возможностями для продвижения вперед и в конце концов стал членом элитного военного общества  известного как Koitsenko. Эта группа в составе которой около десяти  самых храбрых воинов племени, была в некотором смысле боевой кастой, ее престиж зависел от успеха в войне.
Он был в течение многих лет главным военным вождём  кайова, лидером солдатского Общества Собак Kайова или Основные Собаки (иногда называемое Десять Храбрых). Верный своему статусу, Сатанк был прежде всего солдатом. В 1830-х и 1840-х годах он занимался межплеменными войнами и приобрел особую известность за весьма успешных экспедициях против шайенов, сауков и лис.

В 1840 г. он помог в переговорах о заключении мира между шайенами и кайова. В 1846 году во время битвы с пауни,  Сатанк,  поскользнулся  на снегу, а пауни  выстрелил ему в верхнюю губу - усы  стрелой, что оставило плохой шрам на всю оставшуюся жизнь. Постепенно все больше белых приходило на равнины, и основной деятельностью Сатанка стала борьба против них. Его цели включали  поселения белых, караваны фургонов, а при случае, армейских форпостов.
«Вечером 21 сентября 1859 года пьяный Сатанк и брат Дохасана- по имени ПАУНИ, пришли на ран-чо, занимаемое господами Рикманом и Флурноем, где потребовали чтобы им подарили некоторые вещи. После отказа они рассердились, Сатанк вышел, набил рот кровью и плюнул в лицо Рикману. Затем он дважды пытался нанести ему удар ножом. У Рикмана был револьвер и когда индейцы при-целились из луков ему в голову, он направил на них пистолет и те побоялись стрелять. Сатанк потом поднялся на крышу дома и начал её срывать. Они пытались стрелять в дом, и наконец уехали, угрожая вернуться и уничтожить его».  В апреле 1860 года кайова разделились, ДОХАСАН ратовавший за мир с белыми увёл группу сторонников из 60 палаток, а остальных возглавил Сатанк.
В 1860 году Сатанк убил Джорджа Пеакока , владельца торговой точки ранчо Волнат Крик. В 1864 году, Сатанк, как говорили, был ответственен за налет на поселение в Менар, штат Техас, а также за убийство охранника в Форте Ларнед, штат Канзас. Такие подвиги принесли ему репутацию смелого и эффективного воина. Тем не менее, хотя эти военные успехи принесли ему существенный авторитет в обществе кайова, Сатанк видимо, никогда не был вождём первого порядка. Хотя некоторые источники утверждают, что он потерял свои претензии на лидерство из-за случая проявления трусости,  более вероятно, что его путь к превосходству был заблокирован Дохасаном, верховным лидером всех групп кайова (с 1833 до своей смерти в 1866 году).

После смерти Дохасана, Сатанк стал одним из нескольких известных лидеров, но ему так и не удалось укрепить свою власть. К концу 1860-х годов кайова воевали. Смерть Дохасана оставила группу без объединяющей силы, и привела к внутренним спорам. Кроме того, увеличение белых поселений, межплеменные войны, болезни и более существенное присутствие армии - объединились, давя на кайова и вынуждая их искать компромисс с белыми людьми.
В 1867 году кайова, наряду с большинством других племен южных равнин, согласились принять участие в совете по договору Медисин Лодж , на территории нынешнего Баркер Каунти, штат Канзас. Племя кайова  представлял САТАНТА, самопровозглашенный наследник Дохасана и Сатанк, в то время ему было около семидесяти лет, Его описывали как "пять футов десять дюймов, правильно сложенный, мускулистый, с кошачьими движениями", и отличавшегося тонкими усами. Сатанк вместе с Сатантой и рядом других кайова подписали договор, который вынуждал племя перейти в резервацию на юго-западе штата Оклахома.
Сатанк был одним из десяти кайова, подписавших Договор Медисин Лодж в 1867 году. Этот договор предоставлял для кайова земли на Индейской Teрритории, если  они будут жить в мире, но кайова не прекратили диверсионные рейды. Когда большая часть племени поселилась на новых землях в следующем году, Сатанк был среди них. Тем не менее, он часто отсутствовал. Его негодование только усилилось, когда, в 1870 году, его сын, также известный как Сатанк, был убит в Техасе. Как сообщается, старик был безутешен, и после путешествия в Техас, чтобы получить кости сына, убил и скальпировал белого человека англосакса, мстя за своего сына , Сатанк  собрал кости сына в мешок из оленьей кожи. С этого дня во всех своих  путешествиях, он возил кости на отдельной лошади. Отчаявшись, он стал верным сторонником войны с американцами.

Южные стада бизонов исчезали, а договоры нарушались, это делало невозможным для кайова оставаться на своей сокращающейся земле на Индейской Территории. Сатанк был вождём и шаманом кайова. Ему благоволила военная удача, когда он совершал набеги, они были успешными. Он был одним из десяти воинов Общества Сумасшедшие Собаки,  одним из Хранителей  Магической Связки Бабушки, и Хранителем Орлиного Щита, который давал ему магическую силу.
 Он присоединился к САТАНТЕ, молодому воину по имени БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО и другим недовольным кайова, команчам, апачам равнин и проведение серии рейдов на поселения в Северном и Западном Техасе в течение следующего 1871 года. 18 мая Сатанк и его соотечественники напали на караван фургонов  Генри Уоррена, который совершал поставку в Форт Гриффин, и семь из 12-ти возчиков были убиты и изувечены. Пятеро выживших добрались до Форт Ричардсон, где они рассказали о случившемся событии, позже известном, как нападение на вагоны Уоррена.
 В ответ генерал Уильям Текумсе Шерман послал полковника Ранолда С. Маккензи и четвертый  кавалерийский полк США  для поиска виновных. Хотя Маккензи не удалось найти индейцев, когда Шерман прибыл в Форт Силл, на Индейской Территории, то обнаружил там Сатанка, Сатанту и Большое Дерево  с просьбой получить пайки. Удивительно, но в ответ на вопрос о рейде, Сатанта хвастался, что именно он был лидером и подтвердил причастность Сатанка и Большого Дерева. Удовлетворенный тем, что Сатанта говорил правду, Шерман арестовал и заключил индейцев в тюрьму, определив, что они будут переданы в Форт Ричардсон, где гражданские власти будут судить их за убийство.

 Через четыре дня после встречи с Шерманом,  тройка лидеров, закованных в наручники и кандалы, начала свое путешествие. Сатанк отказался садиться в фургон, и был заброшен в него двумя охранниками. Унижение ехать в цепях, было слишком большим для старого воина, который предпочёл смерть бесчестию. Под прикрытием одеяла он сделал всё, чтобы освободиться. Исполнив песню смерти Koitsenko, он разорвал плоть на запястьях, достаточно для того чтобы вырваться из наручников. Быстро выхватил нож, скрытый в его набедренной повязке, вскочил на ближайшего охранника, вытолкнул из вагона, и схватил его карабин. Когда Сатанк приготовился стрелять в своих конвоиров, он был скошен ружейным огнём нескольких охранников. Сатанта и Большое Дерево беспомощно смотрели, как смертельно раненного Сатанка выбросили из вагона и оставили умирать в стороне от дороги. Его тело, было скальпировано разведчиками тонкава. В конце концов останки Сатанка без церемоний были похоронены на  кладбище в форте Силл, штат Оклахома.
О его единственном известном оставшемся в живых сыне по имени Фрэнк Гивинс, было известно, что он жил в Карнеги, штат Оклахома, в 1929 году. Как говорят, он был знахарем.

https://www.tshaonline.org/handbook/online/articles/fsa32
BIBLIOGRAPHY:
Allen Lee Hamilton, "The Warren Wagontrain Raid: Frontier Indian Policy at the Crossroads," Arizona and the West 28 (Autumn 1986). Mildred P. Mayhall, The Kiowas (Norman: University of Oklahoma Press, 1962; 2d ed. 1971). Wilbur Sturtevant Nye, Bad Medicine and Good: Tales of the Kiowas (Norman: University of Oklahoma Press, 1962). F. Stanley [Stanley F. L. Crocchiola], Satanta and the Kiowas (Borger, Texas: Jim Hess Printers, 1968). John Edward Weems, Death Song: The Last of the Indian Wars (Garden City, New York: Doubleday, 1976).
Brian C. Hosmer

«ПОСЛЕДНИЙ БОЙ» СИДЯЩЕГО МЕДВЕДЯ
Согласно рассказу кайова, который верен в основных деталях, пленников разоружили, Сатанка(Сидящий Медведь) посадили в повозку в сопровождении одного солдата, а Сатанту и Большое Дерево в другую повозку с охранниками(8 июня 1871). Эскорт из кавалерии и разведчиков тонкава ехал по обе стороны. Покинув Форт Силл, они направились на юг по дороге в Техас, тогда Сатанк начал громко говорить с двумя пленниками в другой повозке, сказав им, что он вождь и воин, слишком старый, чтобы с ним обращались как с маленьким ребенком. Затем, указав на дерево, где дорога спускается вниз, пересекая небольшой ручей примерно в миле к югу от поста, он сказал: «Я не пойду дальше этого дерева». Пока он говорил на языке кайова, никто, кроме пленников, не понимал его слов. Возвысив свой голос, он запел предсмертную песню, песню Каитсенко, вождем которого был:
«О солнце, ты пребудешь вечно, но мы, Каитсенко, должны умереть.
О земля, ты пребудешь вечно, но мы, Каитсенко, должны умереть».
/Муни 1896/

«…Сатанк был настолько неадекватен, что его посадили в повозку с двумя солдатами, а Сатанту и Большое Дерево в другой фургон. Джордж Вашингтон, индеец из племени кэддо, ехал рядом с повозками, когда они покидали Форт Силл. Сатанк окликнул его и сказал: «Я хочу отправить через тебя небольшое послание моему народу. Скажи им, что я мертв. Я умер в первый же день, и мои кости будут лежать на обочине дороги. Я хочу, чтобы мой народ собрал их и отнес  домой». Сатанта также отправил сообщение, сказав: «скажи моим людям, чтобы они отвезли сорок одного мула, которых мы украли в Техасе, агенту, как он сказал и требовал полковник Грайерсон. Не совершайте никаких грабежей вокруг форта Силл или в Техасе».

Примерно в миле от поста, Сатанк запел свою предсмертную песню и, повернувшись спиной к стражнику, снял со своих рук кандалы, содрав с них при этом часть кожи. Затем с мясницким ножом, который он спрятал, направился к охраннику в передней части фургона, слегка порезав ногу одному из солдат. Они оба выскочили, оставив ружья. Сатана поднял одно из них и начал заряжать, желая убить еще одного человека. Но прежде чем успел зарядить, получил несколько пуль и через двадцать минут умер в страшной агонии, стиснув зубы. Полковник Грайерсон приказал похоронить его в Форте-Силл. Он разрешил индейцам забрать тело и доставить в лагерь для погребения, но они отказались…»
/31 марта 1896 Mr Tatum /

Хотя Сатанк (Set-;ngya) был известным воином и предводителем общества Каитсенко, его обычно боялись и не любили из-за мстительного нрава и предполагаемых способностей к магии. Считалось, что он может убить врага оккультными средствами, и таким образом фактически избавился от одного или двух человек, которые вызвали его недовольство. Считается, что нож, с которым он напал на солдата, был "магическим ножом", который тот мог проглотить и извергнуть, когда требовалось его спрятать или использовать; индейцы рассказывают несколько историй, подтверждающих это. Его бабушка по отцовской линии была женщиной сарси (Пакияго P;ki;go, небольшое племя, объединенное с черноногими), которая вышла замуж за кайова, когда последние жили далеко на севере. В отличие от других индейцев он обычно носил усы и растрепанную бородку. У него осталось двое детей; старший, сын, был усыновлен белой семьёй, под именем Джошуа Гивен, получил образование на востоке, женился на белой даме, затем вернулся миссионером к своему народу и умер от чахотки около четырех лет назад(1896). Младшая дочь, Джулия Гивен, до недавнего времени работала в одной из миссионерских школ в резервации.

CALENDAR HISTORY OF THE KIOWA INDIANS
By James Mooney

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"


Рецензии