Мой сердечный дедушка

На этой фотографии,рядом со мной маленьким вы видите моего деда,отца моей мамы,его звали Исаак Наумович Гольдман - участник Великой Отечественной войны.Он был боевым офицером,командиром танка.Первый танк сгорел в битве за Москву,а второй - дошёл до Берлина.Мой дедушка тайно посещал синагогу и любил молиться,молился там Богу от всего сердца!
Однажды,во время марша немецкий снайпер прицелился деду в висок,а попал на несколько сантиметров ниже,пуля прошла навылет и дед,благодаря Богу,остался жив.Моя бабушка Буня Симховна Дунаевская до войны строила первую линию московского метрополитена,а во время войны работала медсестрой.Они не всегда ладили,но до конца своих дней жили вместе...
Дед рассказывал мне поучительную историю о том,как он попал в окружение.У них в полку начался голод.Сначала люди терпели,а,через некоторое время,стали есть всё,что попадёт под руку,порою,даже дрались за еду и остатки воды...Мой дед,увидев всё это,решил,не обращая внимания на голод и жажду,помогать этим людям:отдал остатки своей еды и воды тем,кто более всего нуждался в них...Он искал еду и собирал дождевую воду для своих товарищей,забывая о себе...Когда же понял,что уже больше ничем помочь не может,сел и стал ждать вместе со всеми своей участи.К сожалению,никто из его товарищей не выжил,и,когда он увидел это,пошёл куда глаза глядят,через леса и болота...Сил не хватало идти и он, вспомнив, что не ел и не пил уже несколько недель, упал на родную землю,и только Бог теперь смог бы помочь ему...По счастливой случайности,немцы приняли его за мёртвого,а наши подобрали, опознав его по форме советского офицера танковых войск.
Так, в очередной раз,Бог спас моего дедушку.Незадолго до конца войны,его жена - моя бабушка навещала его в госпитале...Ей было позволено остаться с ним подольше,потому что она работала медсестрой,а через девять месяцев,в ночь с восьмое на девятое мая 1945 года родилась моя мама.Все в один голос советовали назвать ребёнка Виктория,но бабушка была против и назвала девочку Ниной.
Мой дед был очень внимательным,трудолюбивым,принципиальным,честным и сильным человеком.Единственным его слабым местом было сердце:всю свою жизнь он очень любил свою жену и дочь,даже если они не отвечали ему тем же...Когда я был маленьким,видел как бабушка с дедушкой ругаются,а,чтобы я не понимал их,они переходили на идиш,ругали друг друга на еврейском языке.Я видел как они страдали,работали,помогали моим родителям и мне,и,несмотря ни на что,продолжали жить вместе,пока смерть не разлучила их...Смерть разлучила их ненадолго...
Умер дед не от ран и не от ожогов,полученных на войне,а от инфаркта в далеком 1979 году.От него мне в наследство достался только ножик с многочисленными лезвиями и молитвенник,а остальные вещи унесло время...
Светлая ему память!

P.S.

Читаю этот рассказ о них на их могиле,
на Востряковском еврейском кладбище:

https://youtu.be/C2t6tXUIn38

Стихотворение "Дедушка и бабушка"
вы можете прочитать на моей страничке поэзии по этой ссылке:

http://www.stihi.ru/2015/03/29/6248


Рецензии
Танкист, который горел в танке, но всё-таки смог победить и дойти до Берлина - это не каждому дано. А выйти из окружения и не попасть в плен, как мой отец, а потом в штрафбат - это не без помощи Всевышнего. Вечная память нашим отцам и дедем, согнувшим фашистов!

Валерий Могильницкий   04.12.2022 19:00     Заявить о нарушении
Благодарю,Валерий, за искренние и добрые слова...Однако, хотел бы обратить Ваше внимание на то, что этот рассказ не только об этом:отличается он от подобных рассказов тем, что в любом человеке ,в критические и тяжёлые моменты его жизни пробуждаются сверхъестественные силы, если он забывает о себе, своём горе и страданиях и находит своё счастье в помощи ближним...Это явление Природы не связано ни с идеологией,ни с религией: оно существует всегда!Это, своего рода, закон Бытия...

Александр Айзенберг   29.12.2022 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.