Вокзал

      В июле 2010 года Е.В.Букато, будучи заведующей билетными кассами, в интервью  местным СМИ, рассказывая о работе Тавдинского вокзала, говорила о том, что в данное время нет должности начальника, сокращены администраторы и все обязанности лежат на кассирах: кроме продажи билетов, они объявляют посадку на поезда (в год, в среднем – 47 тыс.человек перевозит тавдинская железнодорожная ветка), отправляют багаж. Время стремительно летит вперед и на сегодняшний день вот уже три года (с 2011г.) Елена Владимировна служит в должности начальника вокзала. С первых минут общения располагающая к себе, улыбчивая, обаятельная женщина тактично  держит дистанцию – как говорится, должность обязывает – и, что становится видно из нашего разговора, –  искренне переживает все отрицательные и положительные перемены, происходящие в  сфере Российских железных дорог.

ЧТО ТАКОЕ ВОКЗАЛ
    Чтобы самой лучше понимать предмет предстоящего разговора и, скажем так,  читателя подготовить, задаю Е.В.Букато  вроде бы простой, но очень важный для всей дальнейшей беседы вопрос:
- Что такое вокзал? Как он функционирует?
- Вокзал – это зал ожидания, кассовый зал, где могут пассажиры приобрести билеты и воспользоваться какими-либо услугами: это и  камера хранения, и выдача справок, например, о стоимости проезда, и  зарядка ноутбука, телефона, и  кофе-машина…
 - Вы работаете только с пассажирами?
- Да. За шесть месяцев 2014 г. у нас отправлено на поездах дальнего следования 19,6 тыс. и  на поездах пригородного сообщения  65,9 тыс.человек. В основном идёт пригородный пассажиропоток за счёт пассажиров из Тюмени на Урай, мы, получается, - некая перевалочная база. В сутки проходит пара пассажирского  и три пары пригородного поездов.
- Чем отличается работа вокзала от работы, скажем, станции Тавда?
-Раньше все структурные подразделения, в том числе и мы, подчинялись начальнику станции. Когда прошла реорганизация, у всех образовались собственные Дирекции. Станция  занимается непосредственно грузовыми перевозками и к пассажирам никакого отношения не имеет. Но всё равно мы к начальнику станции прислушиваемся, советуемся, где-то в чем-то просим помощи, - нам никогда не отказывают.
- Елена Владимировна, можно каким-то  доступным образом  простому тавдинцу объяснить структуру Российских железных дорог?
- Мне кажется, что этот сложный вопрос пока не стоит затрагивать, тем более в преддверии нашего  профессионального праздника. Давайте, о вокзале? -  Кассиры работают  и на дальнее сообщение и на пригородное, то есть у нас  кассы смешанного типа. Здание вокзала находится на нашем балансе, на основании договора, они у нас арендуют помещение, оборудованное для билетных касс. Сегодня продажу билетов осуществляет «Федеральная пассажирская компания», являющаяся дочерней организацией ООО РЖД, она не входит в состав Свердловской железной дороги, поэтому кассы у нас только в оперативном подчинении.
- Что это значит?
- В частности, они могут со мной согласовывать режим работы. Наше подразделение тоже вышло из состава Свердловской железной дороги, сейчас  мы подчиняемся непосредственно Москве,  там наша центральная Дирекция, но в оперативном подчинении мы у Свердловской железной  дороги, так как находимся в этом регионе.  По договору уборку внешних территорий  у нас производят станционные рабочие, на уборку внутренних помещений заключен договор с аутсорсинговой компанией.
-Сколько в штате человек?
- В моём подчинении два дежурных по вокзалу,  рабочий и газоэлектросварщик. За нами закреплен участок от Карьера до Устье-Ахи. Здание вокзала  в Устье-Ахе тоже  на нашем балансе, а наших постоянных представителей там нет: я выезжаю, проверяю, что необходимо  сделать, - рабочие выезжают, производят ремонтные работы.
-Специфика работы  Тавдинского вокзала чем-то отличается от работы других вокзалов?
-Вокзалы подразделяются по классности: вне классные, 1-го, 2-го и 3-го класса. Тавдинский вокзал относится к 3-му классу.  Рассчитывается она, исходя из пассажиропотока, площади самого вокзала, обслуживания пассажиров, доходности и т.д. Доход наш небольшой. Даже если мы откроем дополнительные услуги, классность не повысится, потому что падает пассажиропоток. До недавнего времени поезд «Екатеринбург – Устье-Аха» ходил только четыре раза в неделю (сейчас он пошёл каждый день), и  наши потенциальные пассажиры привыкли  ездить на автобусе, они почувствовали, что им это нравится.
-Перспективы, надежды?
-Никаких надежд, - отвечает Елена Владимировна и тут же оговаривается, - всё хорошо. Все будем работать, всеми силами стараться создавать комфорт и уют для пассажиров в нашем вокзале. И безопасность:  на вокзале круглосуточно ЧОП  сидит (тоже по договору). Если раньше в линейной полиции работников не хватало, приходилось вокзал закрывать, – и двери, и окна – так как было  ограбление, то в настоящее время есть и видеонаблюдение, и пожарно-охранная сигнализация: наша Дирекция укомплектовала нас полностью,  воры теперь к нам точно не подберутся.

СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ
       «…настоящее рождение будущего города произошло в 1910 году….»(С) В 1910 г. было принято решение о строительстве железнодорожной линии от Екатеринбурга до Тавды. «…Строители железной дороги жили в двух казармах-общежитиях и даже в землянках, устроенных прямо в  насыпи. Самым заметным зданием, построенным в 1915 году, был вокзал, благополучно доживший до наших дней…» (С) ( В. Ермолаев, «Тавдинское местописание», 1999г.)
-Вокзал  введен в эксплуатацию в 1915 году – то есть, на следующий год ему 100 лет! – делится Елена Владимировна.- Думаю, администрация  Тавдинского городского округа не оставит без внимания такое событие и…обязательно нам что-нибудь подарит. Хотя бы  шикарные часы на  фасад здания, - улыбается начальник вокзала и продолжает:
- В 1916  году начали ходить рабочие поезда. 10 января 1917 г. открылось  пассажирское движение – к Тавдинскому вокзалу впервые подошёл поезд с вагонами 3-го,4-го класса.
В 2007 году мы   провели  реконструкцию  здания вокзала: поменяли окна на пластиковые, сделали новую обшивку, облагородили. Когда  строители вскрывали старую обшивку,  удивились: под ней белый брус – то ли липа,  или ещё какое дерево – даже звенел! Вот как раньше строили.  В 2013 году подвели воду. Вода есть, канализации нет: вокзал в низинке, через пути – тоже не потянешь. Будем думать…возможно, администрация города поможет решить неподъемный для нас вопрос.  В 2013 году  подрядным способом провели ремонт береговой (1-ой) пассажирской платформы…
   Я слушала Елену Владимировну и думала, как же всё-таки много зависит от человека: если он не просто любит свое дело, а болеет за него всем сердцем, не просто говорит, а старается  задуманное воплотить  в действительность – это человек-созидатель. Благодаря таким людям до сих пор существует и развивается человеческая цивилизация…

О ПОМОЩИ СО СТОРОНЫ  ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
-Вы подчиняетесь администрации ТГО?
-Нет. Но я могу и должна обращаться к ней за поддержкой, потому что вокзал –  лицо города. Пассажиры, особенно гости города, каждую весну и осень попадают в потоп на привокзальной площади (чуть ли не до путей!) и не знают, как выбраться отсюда. Канава, в которую со всего города бежит вода, засорена. Всю жизнь она там – я и старшим кассиром работала, и дежурным по вокзалу, и заведующей кассой, и начальником вокзала (десять лет в ООО РЖД) – она всегда была. Мы благодарны, администрация пошла нам навстречу, и  в этом году соответствующие службы канаву вычистили, воды нынче не было –  уходит. Теперь не знаю, что делать с туалетом, хоть закрывай его. Территория вокруг вокзала наша, перрон – наш, платформы – наши:  всё огораживаем, благоустраиваем, озеленяем… но  люди (не только пассажиры, но и горожане) – (почему убрали туалет за ЦК «Россия»?)  приходят в наш перронный туалет (мы его помоем, поштукатурим, покрасим, откачаем), извините за подробности, через некоторое время после ремонта – мусор, на стенах – «графика», намазано…
В это время неожиданно  в кабинет входит технический работник:
-Елена Владимировна, вы бы видели, что там делается после Дня города – всё в бутылках! Такое чувство складывается, что они в туалете пьют и едят!
Спрашиваю Елену Владимировну:
- Возможно, стоит сделать туалет платным?
-В бригадном доме канализация есть, но колодец стоит выше, чем наш туалет, вода не будет уходить. Если решим эту проблему, сделаем туалет платным, но пассажиры при наличии билета за два часа до и после прихода поезда  будут пользоваться  туалетом бесплатно.
 - Как взаимодействуете с администрацией?
-Сами по себе руководители города  нам никак не помогают. У нас постоянная проблема – таксисты на привокзальной площади: в целях транспортной безопасности они должны находиться не ближе 50-ти метров от здания вокзала.  Депутат господин А.В.Буравкин установил знаки «Стоянка запрещена» там, где предполагалась стоянка такси, и  все такси сейчас  около нас, а это и кофейные кружки, и сигареты, и банки …. В 2011г., как только я заступила в должность начальника,  пошла в администрацию на заседание Думы. По итогам заседания  было вынесено решение о строительстве стоянки для такси  за автостанцией. Все запротоколировано, мне выдали  план, но воз и ныне там. Мы написали повторное письмо-обращение на имя К.Г.Баранова – ответа нет. Это  как минимум странно. Мы ждём и надеемся на понимание и помощь со стороны администрации и Думы ТГО, потому что существуют проблемы, которые мы в одиночку решить не сможем. Вокзал – он ведь работает на город, поэтому мы надеемся, что городские власти заинтересованы в нас.

ПЛАНЫ
    Спрашивать о планах, когда едва держатся на плаву существующие предприятия, наверное, не стоит: разве можно в обстановке реорганизации, оптимизации и других, не всегда понятных и экономически необходимых перемен подвести базу, придумать что-то для дальнейшего развития, а тем более процветания? Но вопрос все-таки задаю:
-Елена Владимировна, поделитесь, пожалуйста, вашими планами на будущее.
-В ближайшем будущем планируем открытие комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка, зала повышенной комфортности.
На мой вопросительный взгляд, начальник вокзала продолжает:
- Вы знаете, что закрыли вагонное депо (очень жаль!), на балансе которого существовало багажное отделение (здание, стоящее рядом со зданием вокзала) – сейчас его передают нам. Мы рассмотрим возможность организации комнаты для детей, в планах также в большом помещении поставить бильярд, теннис, чтобы пассажиры не просто сидели в томительном ожидании поезда, а могли  отдохнуть и развлечься.
- Когда произойдут эти перемены?
-Думаю,  в текущем году. Одно помещение под комнату повышенной комфортности уже готово, инвентарь приобретен, отданы документы в Регистрационную палату,  остается только ждать. Продолжим  делать ограждения вокруг здания вокзала и постараемся своими силами облагородить территорию…
-Можно через средства массовой информации дать клич, например, весной 2015 года попросить население города и района поделиться цветочной рассадой?
- Если люди откликнуться, будет просто замечательно.
Не только здание вокзала стало красивым - на прилегающей территории, пожалуй, впервые за долгие годы, посажены цветы, правда, погода нынешним летом не балует теплом, и ожидаемого цветника не получилось, но…лиха беда начало!

ОБО ВСЕМ ПОНЕМНОГУ
В первое воскресенье августа железнодорожники отметят свой профессиональный праздник, в связи с этим спрашиваю Елену Владимировну:
- У вас есть, кого похвалить?
- В  штате два дежурных по вокзалу, девочки очень хорошие, ответственные: Кректунова Ольга Викторовна, Краснопёрова Марина Валерьевна.  Вообще, все работники молодцы! Помогают в работе и билетные кассиры: Созонова Наталья Анатольевна, Ягодницына Светлана Яковлевна, Абушкевич Наталья Викторовна, Руденко Елена Васильевна, -  они выполняют самую важную и нужную функцию в работе  вокзала. Недавно в должности старшего билетного кассира Максимова Ольга Михайловна – умница, старается… 17-18 июля  мы  приняли участие в Спартакиаде (наш участок представляла О.В.Кректунова), состоявшейся  на базе отдыха «Путеец». Ездил  на Спартакиаду и наш газоэлектросварщик Алексей Викторович Мудрых, который занял первые места по шашкам и по знанию охраны труда. К охране труда мы относимся очень серьезно, вот и сегодня к нам приехал вагон-тренажер,  – все работники обучаются, сдают зачеты.
- Каким должен быть, по вашему мнению, работник железной дороги?
-В первую очередь, он должен ответственно относиться к своим обязанностям, соблюдать все требования безопасности движения – без этого  никак в нашей профессии! Для наших работников, особенно дежурных по вокзалу – это внимательность, соблюдение этикета обслуживания пассажиров: не грубить, бережно относиться к людям. Они стараются, все выполняют:  считаю – отлично справляются.
- А по характеру?
- Пассажиры бывают всякие: они могут хамить, грубить, а мы  должны  улыбаться, оставаться внимательными и вежливыми, - поэтому, я уверена, одной из главных черт характера для нас является – обладать терпением.
-Как проходит один ваш рабочий день?
-А вот даже не могу сказать, как он пройдёт, потому что может случиться что угодно. Порой планируешь одно, но обстоятельства складываются так, что делаешь совсем другое. Непредсказуемо всё у нас.
      В течение пятидесяти минут, проведенных в кабинете начальника вокзала, я отметила около десятка телефонных звонков, два посещения, в результате которых у руководителя появилась пара незапланированных  ранее  срочных дел. А ведь день ещё только начинался…
- Расскажите какой-нибудь случай из жизни железнодорожного вокзала, - обращаюсь к собеседнице с надеждой услышать  увлекательный рассказ о  необыкновенном и  интересном происшествии.
-Случаи бывают разные. С транспортной безопасностью дело как обстоит? – мы боимся сейчас всего. Пассажир оставит, по своей халатности,  сумочку, пакетик,  -  летим, всех оповещаем. В результате – полиция, ФСБ, пожарные, скорая… «А я погулять пошёл…».  В этом году нечто подобное произошло, мы все службы подняли,  вокзал оцепили: в пакете оказалась… рассада клубники. Каждый день у нас интересно!
- Скоро ваш профессиональный праздник – День железнодорожника.  Что вы пожелаете  коллегам?
-Успехов в нелегком нашем труде, здоровья, семейного благополучия, удачи, счастья. Будут жизненные блага, стабильная работа без всяких задорин – будет всё остальное, что пожелается.
-Сейчас вы работаете без страха за своё будущее?
-Пока да.
   На этой оптимистичной ноте можно было и закончить рассказ об одном из важнейших подразделений Российских стальных магистралей – вокзале вообще и Тавдинском вокзале, в частности.   Однако  невозможно не сказать несколько слов о том, что у меня, как  рядового  пассажира,  далекого от понимания  глубинных процессов,  происходящих сегодня  «в недрах» РЖД, сформировался определенный образ их  нынешнего состояния – большая коммунальная квартира.  В квартире этой много хозяев,  в нашем случае – Дирекций,  и все они пекутся, в первую очередь, о своих частных интересах. Как Лебедь, Щука и Рак  в басне Ивана Крылова. Помните?
   Может быть, кто-то со мной не согласиться, да и сама я  вдруг засомневалась в правоте столь беспросветных  рассуждений после замечательных слов  начальника вокзала Е.В.Букато:
- Хотя нас и  разделили, и относимся мы теперь  к разным Дирекциям, но мы – вместе, всегда помогаем друг другу (и СПК, и ФПК, и…) – мы всё равно единое целое.
     Елена Владимировна поздравляет не только всех, ныне работающих, а также ветеранов железнодорожного транспорта с Днём железнодорожника! Редакция газеты присоединяется к поздравлениям и желает  крепости стальным магистралям  и крепости духа людям, судьба которых навсегда связана с Российскими железными дорогами.


Рецензии
До армии не видел поездов
Что ж делать в нашем крае нет путей
Вас слушать интересно и готов
Ждать новых замечательных людей
))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
С теплом и нежностью

Ефим Владимиров   01.08.2014 07:57     Заявить о нарушении
Спасибо,Ефим)

Светлана Ефимова 2   22.08.2014 15:04   Заявить о нарушении