Слово о русскости

В периоды, когда нам, русским людям, приходится переживать стыд и срам за действия теперешних правителей России, которые свершаются именем русского народа, уместно вспомнить, и кому следует напомнить, о той великой русской культуре, которая создана вековым трудом и гением русского народа. Да и во многих других случаях, когда нам морально или материально трудно и когда не хочется превращаться в безымянную толпу или в пыль безнравственности, мы прибегаем под защиту нашей национальной культуры, и в сознании своей гордости получаем некоторое облегчение, и даже признание, со стороны стран, в которых мы оказались.

Однако мало кто из нас сознает ответственность и необходимость достойного спасения знамени нашей культуры. У большинства из нас не только нет трезвой самокритики и практического применения наших духовных ценностей, но даже нет способностей нашу культуру защитить от распыления и полного забвения. Между тем, такое сознание требовалось бы особенно в Америке, где наши рабочие люди имеют возможность устроить свою жизнь гораздо благополучнее своих собратьев в Европе, особенно в теперешней России.

Именно в Америке, русские рабочие наиболее обидчивы, если им сказать, что они не только не повысили здесь своих знаний, но зачастую забыли русский язык и не научились английскому, или научились его ломать смесью разнородных полурусских наречий, как-то: зачините виндовсы, бо чилдрята позасикают, или бойсы сплят на апотезах, а гроцерня издеся на конере...
(“закройте окошки, а то ребятишки выпадут”. “мальчики спят на отдельных кроватях”. “бакалейная лавка - здесь, на углу”. - А.Ф.)

Поэтому, когда мы оглядываемся на тяжелые годы создания общества Роова и видим благие результаты в области облагорожения нашего языка, в росте культурных начинаний, школьной работы, лекций и проч., нам хочется надеяться, что все это принесет добрые плоды для наших приемников, для будущего поколения, воспитанного совершенно иначе и часто поглощаемого сильной американской цивилизацией.

Не культурной Америкой, а, именно, Цивилизацией. Нам не было бы ни обидно, ни страшно, если бы нашу молодежь увлекла именно американская культура, ибо она здесь прекрасна и благородна. Но, увы, и американская молодежь больше попадает под влияние цивилизации, а не культуры. Не мудрено поэтому, что нашу молодежь нередко приходится тащить к собственной культуре почти что на канатах.

Понимаю, что мое утверждение многих может обидеть, но от слов своих не отказываюсь, так как доказательством служит тот факт, что наша молодежь, за очень малым исключением, не только НИЧЕГО не знает о русской культуре, но она, опять-таки за очень малым исключением, не знает даже языка своих родителей.

И нечего бояться - надо это им говорить чаще и прямо в лицо.
Несколько лет тому назад я это уже высказывал подобную мысль, но тогда против меня выступили обидевшиеся. Я было признал свою ошибку и решил ждать. И что же? После более десяти лет своего путешествия по Америке, после близкого знакомства с русскими колониями и приходами, я лишний раз убедился, что не более пяти процентов молодежи русского происхождения могут читать по-русски, и не более десяти процентов - могут сносно говорить на языке Толстого, Пушкина и Гоголя.

У нас есть прекрасные организации, так называемые, АР-клубы. По всей стране, их ежегодные конференции являются большими культурными событиями в Америке, но все они и на конференциях между собой говорят только на английском языке. А так как они не знают русского языка, то они НЕ МОГУТ знать русской культуры, не могут понимать значение русских искусств и их колоссальной роли на жизнь самой нашей молодежи в Америке.

Я представляю, какой взрыв негодования у обидчивых людей опять может на меня обрушиться, но на этот раз у меня слишком большие основания утверждать, что самую нашу молодежь мы и не можем винить в существовании такого небрежения к русскому языку, ибо виновато в этом старшее поколение или же все то положение, в котором оказалось старшее поколение, преимущественно рабочий класс.

У них самих не было возможности, может быть досуга, может быть уменья, ЛИЧНО руководить воспитанием своих детей и обогатить их наряду с американскою еще и русской культурой, т.е. прежде всего ключом к ней - русским языком.
И странное у меня наблюдение: лучше всех, количественно и качественно, знают русский язык дети евреев да дети русских сектантов в Америке. Среди староверов (в городе Ири, например), среди молокан в Калифорнии, среди духоборов в Канаде - дети говорят на чистейшем русским языке, все умеют читать и писать, а дети великороссов, не только не говорят и не читают по-русски, но быстро научаются язык своих родителей НЕНАВИДЕТЬ.

В чем тут секрет - угадывать не берусь.
Единственно, где еще держится русский язык, конечно, сильно подпорченный разными областными наречиями, - это в русских церквях и особенно он стал улучшаться, когда последняя эмиграция, в виде культурных регентов и псаломщиков, а так же великорусских священников, вклинилась в церковную жизнь Америки. Но положение наших священников и регентов здесь настолько тяжелое, если не материально, то морально, что иногда приходится удивляться, как эти люди все-таки продолжают нести свой крест.

Но всегда и всякий Великий народ, переживая смутные периоды в истории своей культуры, имеет надежду как-то найти путь к возрождению и воссоединению своих сил, а именно, при помощи культуры.

Не будем и мы терять надежды, что хотя бы малыми огоньками и малыми группами, наследники великой русской культуры соберут потерянное и как заблудившиеся путники обогреются у неугасимого костра родных сокровищ.

Здесь надо только раз и навсегда запомнить, что сама по себе русская культура погибнуть не может, настолько она самодовлеюща. Но мы без ее тепла и света погибнем и растеряемся как щепки, разбитого бурей большого корабля.

Во всяком случае, закрывать глаза на то, что мы находимся на грани такого распада, не следует. Старшее поколение физически уменьшается, а молодое распадается по разным языкам и нациям. Наши дети не только американцы, французы, немцы и итальянцы, но они уже и китайцы и японцы и даже африканцы. Родители их по женской и мужской линии идут еще по тропинкам русскости, но дети уже вне их контроля.

Надо сознаться, что никакая нация не несла в другие народы столько своей культуры, как русская, но никакая другая нация так быстро не распылялась и не теряла своего лица, как это наблюдается уже во втором поколении эмиграции российской. Очевидно, что в третьем поколении - даже память о русской культуре порастет травою той страны, где наши соотечественники ныне оседают.

Что это значит?
Неужели мы такой дряблый, слабенький народ или наша культура не имеет строительного цемента и не имеет силы удержать нас под ее тысячелетним куполом?

Другими словами: еще в нашей воле, и еще не поздно, действовать в том направлении, чтобы не превратиться в прах бесформенный, а сохранить даже какое-то лицо и какой-то отчий дом, какую-то семейную святыню - Свою Культуру.

Русские организации в Америке, Русская Церковь в особенности - на вас лежит первая задача и ответственность за судьбы русской культуры в Америке, за свою книгу, свое искусство, за свои традиции, выработанные веками, и потому проверенные опытом, и дающие отраду, смысл жизни и практическую пользу.
При этом надо точно условиться о том, что, живя в чужих странах, теряя свою культуру, мы недостаточно внимательны и к культуре новых стран, в которых мы живем.

Чаще всего, гордясь своей культурой, мы осуждаем чужую и лишь потому, что мало о ней знаем. Между тем, именно более внимательное отношение к культуре новой страны может вдохновить нас на внесение в ее сокровищницу своей культуры. Наша настоящая Русская культура очень широка и общечеловечна, и, когда она представлена в образцах не подпорченных шовинизмом или сугубо узким себялюбием, она везде будет встречена с уважением и благодарностью.
А главное, оказавшись в других странах, мы получаем возможность не только обогатить чужую культуру, но общением с другими народами, мы можем обогатить себя духовно и практически, и внести новые вклады в сокровищницу родной культуры.

О, как много можно получить для нашего культурного развития в Америке! Только внимательно и чаще надо входить в среду американцев. Наряду с возмутительным бедламом, передаваемыми по радио (Нужно уметь отбрасывать хлам разлагающих “войнеров” и “джазов”), как много прекрасного, полезного можно услышать, не отрываясь от дела, не тратя времени и денег, не говоря уж о том, что слушая радио, мы можем совершенствовать наш английский язык.

Здесь: научные лекции и социальные проблемы, и чудная классическая музыка, и инструкции по принципиально разным отраслям практических знаний. Чем больше мы узнаем о настоящей культуре Америки, тем больше мы ее полюбим и тем больше вдохновимся внести в нее свое слово. А это, в свою очередь, заставит нас подтянуться, подзубрить свои забытые знания о родной культуре, и получится превосходный, взаимный обмен ценностями, полезное общение с местным населением, которое не будет смотреть на нас, как на чужаков, а охотно примет в свою среду и откроет свое сердце. И как прекрасно доброе человеческое сердце, когда мы почуем его живую теплоту!


Рецензии