Невыдуманные истории, часть 6
1
Молчаливые, недоступные горы. Сколько удивительных тайн, чудесных загадок и невероятных историй могли бы рассказать они, как много могли бы поведать о человеческих трагедиях, судьбах, страданиях, свидетелями которых им пришлось оказаться. Но они молчат, гордые, величественные, равнодушные.
Когда Ажи было 7- 8 лет, он часто пропадал в горах, возвращался домой лишь поздним вечером. Ему очень нравилось сидеть на загадочном камне, похожем на просторное кресло, на склоне горы, у подножья которого он видел заброшенный, древний и призрачный храм, очень напоминающий большое кладбище. Этот таинственный, сумрачный храм с большими крестами был обитаем, там часто появлялись полупрозрачные люди, которые, увидев его, то приближались, то исчезали. Но двигались они не так как обычные люди: они моментально преодолевали расстояние, оказываясь рядом, или тут же удалялись. Завидев Ажи, обитатели храма мгновенно приближались, садились рядом и рассказывали разные истории о мире, о жизни, о человеческих судьбах. Говорили они мысленно, глядя все время куда-то вдаль. Ажи ярко представлял описанные образы и мог слушать эти рассказы до поздней ночи. Особенно запомнилась ему одна седая старушка, очень ласковая и добрая. Целыми днями она сидела рядом и беседовала с ним, но даже когда она задумывалась, её мысли были понятны Ажи. Мудрая собеседница была из этих мест, и все вокруг было ей близким, родным и любимым. Старая женщина рассказывала о своем детстве, о молодости, о дорогих ей людях, которых она никогда не забудет. Образ этой таинственной бабушки навсегда сохранился в памяти Ажи.
Но никто, кроме Ажи, не видел этого старинного храма, никто не видел этих полупрозрачных людей, только старожилы поговаривали, что здесь часто находили в земле человеческие кости, свидетельствовавшие о забытом захоронении. Когда Ажи утверждал, что храм и люди существуют, что они рядом, то взрослые называли его сумасшедшим выдумщиком. Со временем мальчик и сам поверил, что это детские фантазии.
Прошли годы. Несколько лет нам не удавалось посетить эти удивительные края, полюбоваться незабываемой красотой голубого озера и величественной неприступностью таинственных гор. Лишь через четыре года мы опять посетили эти благодатные и сказочные места. Ажи исполнилось 12 лет, он считал себя взрослым и забыл о призрачном храме, об удивительных рассказах полупрозрачных его обитателей, о мудрой и чудесной собеседнице. Но что-то тянуло его к подножью горы, к тому камню, на котором он провел не один день. Не сумев преодолеть необъяснимое желание, Ажи пришел на это место, сел на камень и просидел несколько часов в каком-то бессознательном состоянии. Что происходило с ним и как прошли эти часы он не помнит. Очнувшись поздно ночью, юноша так и не понял, что с ним произошло, что он видел, что чувствовал.
На следующий день Ажи забрался на чердак соседнего дома и случайно наткнулся на чемодан со старыми фотографиями. Заинтересовавшись ими, он начал разглядывать старые полунарисованные снимки. Особенно привлекла его внимание одна фотография, на которой была изображена та призрачная старушка из полупрозрачного храма, часами сидевшая около него в детстве и рассказывающая удивительные истории. Оказалось, что эта женщина была прабабушкой хозяев дома, и никто не знает, когда она умерла и где похоронена. Но Ажи знал место её захоронения и знал многое из её жизни. Однако сказать об этом ему не хотелось, потому что никто не поверит, лишь скажут, что он сумасшедший фантазер.
2
Порой мы видим и говорим во сне с ушедшими из этой жизни людьми, и эти разговоры и встречи не воспринимаются как случайность. Мы начинаем толковать их по-своему, пытаясь понять, о чем нас просят, предупреждают или предостерегают умершие. Я думаю, каждый человек может припомнить не один подобный сон. Часто Ажи рассказывал, что ему являются покойники. Юноша передавал их разговоры, просьбы, мысли, однако нам многое было непонятно. Но один случай нас сильно взволновал и запомнился надолго.
У Ажи было два двоюродных брата, сыновья его дяди по отцу. Но Ажи не поддерживал тесных отношений с этими родственниками, редко созванивался с ними, еще реже встречался. Старшего из братьев звали Талгат, младшего – Марат. Братья были очень дружны между собой. Старший во всем опекал братишку и заботился о нем. Так вышло, что Марат был женат и имел трех дочерей, а Талгат не обзавелся семьей, поэтому считал своим долгом помогать во всем младшему брату. Ведя холостяцкий образ жизни, Талгат не всегда вовремя и правильно питался, работал сутками без отдыха и сна и совершенно не заботился о своем здоровье, хотя признаки серьезного заболевания давали о себе знать. Но некогда было болеть, некогда было лечиться и думать о себе, нужно было помогать братишке, сестренкам и многочисленной родне, которую он перевез из аула в город, обещая помочь. Ведь он был старшим в семье. Запустив болезнь до такой степени, что последствия стали необратимы, Талгат надолго слег в постель и, промучившись несколько месяцев, умер. Ушел из жизни основной кормилец и опора большой семьи. Очень тяжело было смотреть на Марата, который вдруг похудел и сник, почувствовав себя беззащитным и одиноким в этом чужом городе, в этом жестоком и несправедливом мире, ведь в лице брата он потерял поддержку не только материальную, но и моральную.
Прошло время, родственники собрались провести годовщину со дня смерти Талгата. Ажи позвонили и сообщили об этом. Вечером, когда мы все собрались за ужином, сын известил нас о намечающихся поминках и сразу же добавил, что он не собирается туда ехать. Мы считали, что необходимо поехать и отдать последнюю дань двоюродному брату, но Ажи стоял на своем. В конце концов он убедил всех в том, что наше присутствие на годовщине родственника необязательно. Все на этом успокоились и легли спать, надеясь выспаться в выходной день.
Однако на следующий день ранним утром мы проснулись от беспокойных шагов и суетливых сборов. Открыв глаза, я увидела как Ажи, встревоженный и взволнованный, ходит по комнатам и собирается куда-то. «Мама, вставайте, поедем все вместе, поможем Марату провести годовщину!» - такие слова Ажи удивили всех. Ведь только вчера вечером он убеждал нас в обратном!
Что же заставило сына так резко изменить решение? Об этом он рассказал нам в дороге.
В предрассветной полутьме Ажи различил силуэт человека. Перед ним стоял Талгат, печально опустив голову. Одет он был в темный костюм, в котором его хоронили, но одежда была вся помята и запачкана глиной. «Сегодня я навсегда попрощаюсь с родными, - горько произнес он, - а к тебе я пришел с просьбой: Марату очень тяжело, пожалуйста, помоги ему, если сможешь». После этих слов Талгат начал выворачивать свои карманы, из которых высыпалась земля. В одном из карманов пиджака он нашел деньги достоинством в 200 тенге, грязную, помятую, пропитанную сыростью и глиной купюру, и протянул её Ажи со словами: «Передай Марату эти деньги, они ему пригодятся больше чем мне».
Талгат исчез, а мой сын соскочил с постели и, чувствуя стыд и угрызения совести за вчерашнее малодушие, начал бегать по дому и собираться, вытаскивая все свои сбережения. Этот рассказ очень тронул и взволновал нас. Даже покинув этот мир, Талгат беспокоился и переживал за младшего брата.
Неужели, после смерти люди и их душа находятся рядом с родными и близкими? Всё понимая, сопереживая, они хотят всячески помочь, но единицы из нас могут видеть и слышать их. Видимо, такими способностями наделен и мой сын. Эта мысль промелькнула в голове, а дальнейшие события и рассказы Ажи подтвердили её не один раз.
3
Ажи встретил девушку, с которой решил соединить свою судьбу. Пригласив Лейлу домой, он познакомил нас с будущей невестой. Мы узнали, что приехала девушка из далекого города, что отец её умер в двадцатилетнем возрасте, даже не успев побаловать и понянчить полугодовалую дочь, что воспитывала её в основном бабушка, так как матери нужно было работать, учиться и одной содержать семью.
Чтобы посоветоваться и обсудить с мамой и бабушкой предстоящие перемены в жизни, Лейла уехала домой. Ажи остался в городе и заскучал. Страстное желание оказаться рядом с избранницей было невыносимым.
Как-то ночью, засыпая, он представил, что его душа отделяется от тела и летит вслед за невестой в её далекий и неизвестный город. Улетая, Ажи увидел сверху свое неподвижное тело. Мгновенно перенесся он в этот тихий городок, оказался в незнакомом переулке, прошел мимо магазинчика с яркой вывеской. Повернул за угол и очутился перед высотным домом. Подняв голову, он увидел голубые занавески на окнах седьмого этажа, откуда-то зная, что именно за этим окном находится та, ради которой совершено это невероятное путешествие… Теперь Ажи в квартире, но его никто не видит, даже Лейла. С любопытством оглядевшись и обойдя комнаты, незваный гость присел на диван. Но вдруг невероятная тревога охватила его, и он понял, что если не вернется в свое тело сейчас, то не вернется уже никогда. Словно электрический ток прошел по телу … и Ажи проснулся. Такого эксперимента он не производил никогда! Да, человеческие возможности неизмеримы! Может ли человек увидеть себя со стороны и взлететь над своим телом? Долго Ажи не мог уснуть, пытаясь воспроизвести в памяти те ощущения, которые испытал паря и разглядывая себя сверху.
Лейла приехала через месяц, и начались предсвадебные хлопоты: молодые подали заявление в загс, назначили день свадьбы, разослали пригласительные.
Накануне свадьбы ночью к Ажи, когда он был с состоянии дремы, явился пожилой мужчина. Высокий, статный гость выглядел бы молодо, если бы не серовато – бледный оттенок лица и тонкая сеть морщин, разбегавшихся у глаз. Человеку на вид было чуть более сорока лет. Внимательно разглядывая будущего жениха, визитер не представился, но дружелюбно поздоровался и начал расспрашивать о готовящейся свадьбе, о планах на будущее, о предстоящей поездке в Москву, о работе. Мирная беседа продолжилась за бокалом красного молдавского вина. Проговорили почти всю ночь и расстались друзьями. Наутро Ажи забыл об этой встрече, наступивший день захватил с головой.
Прошли суматошные и суетливые дни свадьбы, поздравлений, приглашений и знакомств с новыми родственниками. Молодожены начали готовиться к отъезду сначала на родину к невесте, а потом в Москву. Закрутившись, Ажи забыл о своих видениях и ничего никому не рассказал. Свадебное путешествие по родственникам невесты продлилось более двух недель. Наконец, они приехали в родной город Лейлы. Неожиданно для себя Ажи узнал этот городок, хотя ни разу здесь не был, узнал тихую улицу, переулок, магазинчик с яркой вывеской. Лейла и её мать были поражены, когда Ажи указал на голубые занавески их окон, однако он сам был удивлен не меньше. Войдя в квартиру, описал мебель и ее расположение, сел на знакомый диван, и только тогда вспомнил свой ночной эксперимент, но объяснить ничего не мог, потому что сам не понимал, как такое может быть.
Тогда же он вспомнил и дружескую беседу с человеком, посетившим его накануне свадьбы. Ажи попросил показать фотографию отца Лейлы. Со снимка на него смотрело лицо непредставившегося ночного гостя, но только еще совсем молодое, почти юношеское.
Так неужели, умирая, человек находится среди нас и так же как мы стареет?
Может ли быть такое? Видимо может, и об этом не раз говорил Ажи, когда видел мою пожилую старшую сестру, ушедшую из жизни совсем молодой, видел других родственников, которые тоже значительно постарели после смерти. Как же это объяснить? Множество вопросов и ни одного ответа, одни предположения, подтвержденные видениями и снами.
4
Как быстротечна наша жизнь! Долго тянулось детство, пробежала юность, а молодые годы так стремительно пролетели, что невозможно в это поверить и не хочется смотреться в зеркало, которое неумолимо подтверждает твой возраст. Казалось, что все лучшее в твоей жизни еще впереди, но неожиданно и непонятно как все вдруг оказалось позади.
Как будто только вчера моя сестра выходила замуж, как будто только вчера мы ругали её избранника за беззаботность и бесхозяйственность. Неунывающий, общительный, но несколько ленивый, он умел довольствоваться малым, считая, что и окружающие должны быть также неприхотливы. Дом приходил в запустение, огород зарос сорняками, не принося никакого урожая, кроме огорчений сестре. Промчалось более 30 лет их совместной жизни, в которой было достаточно и радостных, и горьких дней. Тихо и неожиданно ушел зять из жизни, так и не применив инструменты, которые собирал на ремонт дома.
Впервые он явился Ажи через сорок дней после своей смерти. Обычно веселый и беспечный, пришедший был очень встревожен. Несколько раз указав на кран, который выходил из дома в сад для полива, зять просил передать его младшему сыну, чтобы тот исправил кран, так как вода затекает под дом. Инструменты все тот найдет в кладовке.
Ажи рассказал об этом сновидении, и оказалось, что действительно вода затекает под дом, угрожая разрушить фундамент.
Во второй раз дядя явился моему сыну в более приподнятом настроении. Он сетовал на то, что никогда в жизни не путешествовал, не видел сам и не показал детям столько сказочного и удивительного в мире. Но сейчас он посетил разные страны и понял, как много потерял при жизни. В данный момент он может оказаться в любом уголке мира и хотел бы привезти экзотические подарки любимым и родным, но, к сожалению, это невозможно.
При следующем появлении зять рассказал Ажи о том, что каждый человек подобен прозрачному сосуду. Когда умерший предстанет перед высшим судом, о его жизни будут судить по содержанию сосуда. Чем больше плохих дел совершает человек при жизни, тем темнее содержание этого сосуда, и пока не очистится, он будет страдать и мыкаться неприкаянный в неопределенности. Перед глазами Ажи проходили разные люди: одни наполовину заполнены чернотой, другие настолько черные, что казалось густая сажа навсегда пристала к ним. Зять же был чист лишь наполовину. Тогда он указал на мою сестру и признался: «Всю жизнь я прожил рядом с прекраснейшей женщиной, но не понимал этого. Мне, видимо, было дано испытание: прожить с ней и стать таким же чистым. Но я не понял. Посмотри на нее». Мимо Ажи прошла моя сестра и буквально светилась изнутри ослепительной чистотой и белизной.
5
Больше года я не видела сына, не слышала его удивительных рассказов, не испытывала странного ощущения причастности к иной жизни, к иному миру. Ажи живет в другом городе. У него другая семья, другая жена. Зовут её Асия. Но недавно при беседе по телефону сын признался, что ему все труднее и труднее воспринимать реальность такой, к какой мы привыкли. Включается какой-то иной уровень подсознания. Общение с ушедшими из жизни удается уже наяву. Начал даже проводить эксперименты. Например, с папой Асии.
« Мы лежали с женой и смотрели телевизор. Вдруг я почувствовал присутствие умершего два года тому назад отца Асии. Страха не было. Но зная, как он любил и лелеял свою младшую дочку, зная, как Асия скучает по отцу, я предложил ему обнять дочь через меня. Впервые я испытал такое ощущение, будто меня в моем же теле кто-то двигает, я одновременно нахожусь в своем теле и рядом с ним. Словно войдя в мое тело, он крепко обнял Асию, а она вдруг дернулась и заплакала. Я лежал рядом и видел, как долго и горько плакала дочь, безмерно любившая отца, так и не успевшего разделить с ней счастье, не увидевшего её замужества, её новой жизни. Придя в себя, она сказала, что очень ясно почувствовала объятия отца, только он так её обнимал.
Если думать и размышлять, рассматривая один и тот же предмет или событие с разных ракурсов, то можно наблюдать, как изменяется суть этого явления и отношение к нему. Реальность многогранна».
Это последнее, что рассказал мне Ажи. Я продолжу свои рассказы, когда у сына найдется время поговорить со мной и на некоторое время оторваться от гонки за существование.
Ежедневная суета, борьба за выживание делают нас глухими и нечуткими к окружающим. Каждый год я наблюдаю, как люди становятся злее и раздражительнее. Мало кого волнуют душевные переживания близких и дорогих людей, которые рядом и так далеко. Лишь потеряв кого-то из них, стоя над их изголовьем и прощаясь, ощущаешь всю бесцельность и суетность нашей жизни. Мы разучились прислушиваться к себе.
Свидетельство о публикации №214080100707
Маруана Хамзакызы 05.03.2017 17:54 Заявить о нарушении
Раушан Мадьярова 05.03.2017 18:37 Заявить о нарушении