Хаим Сутин. Окончание
В этот же период Хаим Сутин знакомится с Сергеем Дягилевым, с которым рождается проект оформления одного из спектаклей, но Дягилев умирает и проект остается незавершенным.
В начале тридцатых годов художник проводит часть лета в городе Леве, где знакомится с Жаном Кокто и другими известными людьми. В 1937 году художник поселяется в вилле Сера. Живет очень одиноко. В его комнате, пишет Герда Грот:
«грязно, нищенски, мебель покрыта пылью, пол забросан окурками. На стенах кнопками приколоты несколько репродукций Рембрандта, Коро, Курбе. Его книги: Бальзак, какие-то русские романы, эссе Монтеня. Это закрытый и одинокий человек, полный недоверия и (..) настолько невыразительный, насколько это возможно. Всё в нем чужое.
Когда он работал в своей мастерской, он не мог вынести, если кто-то приходил побеспокоить его. Он использовал множество кистей и, в запале работы, бросал их на землю одну за другой»
Герда Грот стала его ангелом-хранителем. В 1939 году они поселяются в Сиври, где их застает война. Он продолжает писать: рисует серию картин "Дороги с детьми". Его дети напоминают детей из «Песни мертвых» Г.Малера.
Вновь в картинах Хаима Сутина появляется тревожность, страх и ощущение приближения апокалипсиса: ветер нещадно гнет деревья, дома извиваются и деформируются, все становится колеблющимся. Он предчувствует страшное и неотвратимо надвигающееся.
Многие из его друзей эмигрируют в США, он остается в Париже. Как иностранцам Хаиму Сутину и Герде Грот (он – русский беженец-еврей, она – немецкая беженка-еврейка) запрещается свободно перемещаться, фактически они находятся под домашним арестом.
Но ему разрешено иногда посещать своего парижского врача: от напряжения снова разболелась старая язва желудка. Он похудел и часто корчился от боли. Врач прописал диету: молоко, мясо, фрукты, но идет война...
Герду вскоре забирают в лагерь для перемещенных немцев, откуда ее выпустят через три месяца, но узнав, что он живет с другой женщиной, к нему она не вернется.
Когда Герду забрали, художник снова возвращается на виллу Сера, где холодно, грязно, неуютно и он переезжает в отель. В 1940-м году Хаима Сутина заставляют зарегистрироваться как еврея и носить звезду Давида.
На него объявлена охота: немцы хотят найти все его работы и изъять их. Для этого полиция получает приказ собрать всю информацию о художнике и срочно его разыскать. Хаим, спасаясь от ареста, стал часто переезжать с одного места на другое.
Вскоре он знакомится с Мари-Берт Орнеж и они поселяются в марте 1941 года в Шампини-сюр-Вед, где художник проведет два последних года, только иногда тайно выезжая в Париж. В Шампини-сюр-Вед он напишет свои последние тридцать картин.
Однажды в рождественский вечер накануне нового 1943 года, аристократическая богема Парижа решила обойти всех известных художников города. Везде их встречали в мехах и шикарных платьях.
Последним был дом Хаима Сутина. Разряженная и надушенная толпа аристократов и богемы во главе с Коко Шанель шумно вваливается в его дом и вдруг останавливается, не понимая, куда она попала.
Было чувство, что в доме покойник, а они попали на поминки. За столом сидели бедные, нищие, бродяги и бомжи, собранные с улиц Парижа. На столе вместо еды стояла ваза с красными гладиолусами. Так Хаим Сутин в последний раз вспоминал свой дом, который оставил в далекой России, дом в котором его окружали такие же бедные и нищие.
В августе 1943 года у него открылась язва, от сильной боли он постоянно стонал. Мари-Берт решила везти его окольными путями через Нормандию на операцию в Париж. После операции открылось кровотечение и он, не приходя в сознание, умер.
Кто-то говорит – от перитонита, кто-то – от опухоли мозга. Но в том, и в другом случае спасти его было невозможно. 9 августа Хаим Сутин скончался. Его похоронили в оккупированном немцами Париже, на кладбище Монпарнас по фальшивым документам. За гробом из известных художников шел только Пикассо.
P.S. Однажды Хаима Сутина спросили: "Вы так тяжело жили, наверное, Вы часто чувствовали себя несчастным". На что он воскликнул: «Что Вы! Я никогда не был несчастным. Я всегда был очень счастливым человеком!» И действительно, Хаим был счастливым человеком: он открыл свой неповторимый язык - язык общения с Богом. И он не мог быть несчастным.
Не вписываясь ни в одну тусовку, всегда доверяя только себе и не оглядываясь ни на кого, он встал в один ряд с Ван Гогом, Пикассо, Клее и Мунком. Художник ограничивался только тремя темами: натюрмортом, пейзажем и портретом, но по большому счету он создал свой собственный театр - театр одного актера, в котором все роли играл один человек - гениальный художник Хаим Сутин.
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/xaim-sutin-4/
Свидетельство о публикации №214080100769