Земляничная поляна
Приобрела этот фильм несколько лет назад, но всё не решалась посмотреть: черно-белый формат я считала безнадежно устаревшим, образ внутренне одинокого, отчужденного протагониста тяжёлым и скучным. С первых кадров стало очевидно, что «Земляничная поляна» - классика на все времена. Насыщенный событиями, плотный сюжет логичен, сценарий оригинальный, переживания героев понятные, но при этой кажущейся простоте и ясности фильм заставляет задуматься над целый спектром сложных проблем.
Мне также представлялось, что фильм о закате жизни обязательно навеет меланхолию, и эти опасения также оказались напрасными: сцены, предвещающие смерть, и саспенс, ее тревожное ожидание, подчеркивание мотивов старости и увядания чередуется с жизнеутверждающей легкостью других эпизодов; более того, фильм учит не бояться старости, ретроспективные воспоминания очень пожилого человека рождают светлые чувства..
Бергман сочетает две, на первый взгляд, противоречивые тенденции: неторопливое, спокойное и подробное повествование и, характерную для его фильмов, насыщенную эмоциональность. Глубину фильму придают не слишком сложные в интерпретации многочисленные психоаналитическими аллюзии и ещё … нечто неуловимое. Последнее, неизменная составляющая фильмов со смыслом, о которых сколько не говори, все равно останется нечто недопонятое и недосказанное.
Неповторимая целостность, синтетичное единство эпизодов достигается тщательной проработкой мельчайших деталей и фрагментов фильма. «Земляничная поляна» является ярким примером удачного и неповторимо-индивидуального стиля, доказательством возможного органичного сочетания разных художественных направлений: сюрреалистичные сновидения метафоричны, крупные планы - явный экспрессионизм, воспоминания импрессионистически полны жизни и света.
Стильный чёрно-белый формат парадоксально обогащает визуальное восприятие – каждый красивый кадр, особенно картины природы, лужайки, земляничная поляна и сама земляника как будто сияют, излучают свет, воспринимаются как цветные и объемные – их раскрашивает воображение, и они смотрятся эффектнее, чем фантастические образы современного 3D формата. Разве это не свидетельство того, что картину создавал настоящий художник?
В этом фильме Бергман, на мой взгляд, наиболее полно воплощает свое уникальное авторское миропонимание и своеобразное художественное видение концепции личности. Как ни странно, переживания профессора, человека другого пола и возраста, кажутся очень понятными и даже знакомыми - думаю, у многих есть похожие ретроспективные воспоминания о детстве и ранней юности.
Незаурядный образ профессора – как будто сошедший со страниц Германа Гессе, сложная, неоднозначная, противоречивая фигура. Нравственные диспозиции профессора обусловлены своеобразием его внутреннего мира и имеют свои положительные и отрицательные стороны. Достоверно передающие атмосферу сна фантасмагорические сны Исаака наполнены экзистенциальными переживаниями, виной и Angst (страхом). Отношения с самыми ближайшими родственниками не простые. Представления об ответственности и обязательности долга отчуждают его от сына и супруги. Покойную супругу Исаака угнетало постоянство, вне зависимости от самых крайних обстоятельств, его подчеркнуто спокойного тона, интеллигентного стиля общения. Но ригоризм и некоторая эмоциональная отстраненность, на которую справедливо указала ему и невестка, уживается с терпимым, участливым отношениям к окружающим, а педантизм с воображением и впечатлительностью. Профессор склонен к глубоким, может быть даже невротическими переживаниям экзистенциального плана, но иначе, при данном типе личности, наверное, и быть не может. Исаак интровертированный интеллектуал и очень непрост в общении. Его экономка занимает по отношению к нему самую правильную позицию – заботится, печется о малейших удобствах, но непреклонна в своем решении не сокращать дистанции. С людьми такого склада, как профессор, это, пожалуй, единственная возможность сохранить длительные отношения. Внутреннее одиночество Исаака Борга его трагедия и его достоинство, во всяком случае, оно вполне осознаваемая ценность, свидетельствующая о высокой организованности, дисциплине, бережном отношению к личному времени и ежедневных умственных занятиях, а не только об определённом разладе с окружающими.
В целом профессор явно очень интересный человек. Его образ в фильме наталкивает на размышления о том, что пожилые и даже очень пожилые люди могут быть могут быть неординарными и даже привлекательными. За потрескавшимся, старым фасадом возрастного физического угасания, медлительностью, ригидностью, тугоподвижностью, типично возрастной темпоральной смещенностью сознания в область прошлого может скрываться удивительный внутренний мир. Совсем не случайно случайная юная спутница на прощание произносит слова –«я выбираю вас, сегодня и всегда». Но, так или иначе, жизнь профессора клонится к закату, наступает время ретроспективного анализа прожитой жизни, а это не только лавровый венец общественного и человеческого признания, но и тягостное осмысление вины, непростой процесс покаяния и последняя возможность исправления ошибок.
Не менее интересный персонаж, невестка профессора – черно-белый формат удачно подчеркивает неординарную, «породистую» внешность восхитительной Ингрид Тулин. Идеальные черты лица не превращают её в куклу, шарм изысканных манер раскрывает яркую индивидуальность. Достойный образец для подражания - сильный характер, серьезная, умная, полная внутреннего достоинства. Сила характера Марианны направлена на реализацию своих позитивных целей, в сложной жизненной ситуации она не отступает, идет на оправданный риск и настаивает на своем, онтологически правильном решении и, в итоге, добивается своей цели. Примечательно, что они оба – профессор и его невестка и в единстве взглядов и даже, что случается чаще, в своем противостоянии друг другу, контрастируют с остальными персонажами – вежливой аристократичностью, интеллигентностью, своей значительностью, породой, глубиной внутреннего мира. Фильм утверждает ценность именно такого стиля общения и это особенно ясно видно в ключевой, в этом смысле, сцене, в которой Марианна просит покинуть машину грубо ссорящихся супругов.
Бергман лишь слегка касается образа сына профессора. Отец в земляничной поляне воплощает универсалии постмодерна в мировоззренческой области - сын, в области судьбоносных решений. Унаследованный им экзистенциальный невроз отца, принимает в его жизни иную, осознанную форму. Весьма логичное завершение: сын, в нигилистическом выборе собственной судьбы, в своем нежелании участвовать в дальнейшем воспроизведении абсурда жизни, воплощает экзистенциальное мировосприятие отца. То, что у профессора заключено в определенные границы – снов, переживаний-размышлений и воспоминаний, у сына проникает в область онтологических, судьбоносных решений. Бергман, как истинный гений, предвосхитил тенденцию нашего времени, ведь сейчас уже никого не удивляет не желание иметь детей.
Фильм фундаментальное по своему по масштабу психологически-художественное осмысление бытийных проблем личности: воспоминаний о безвозвратно минувших детстве и юности, принятие, как свершившегося факта, старения и неизбежности смертности. По глубине постижения сложных проблем «Земляничная поляна» может соперничать с серьезным философским произведением.
Свидетельство о публикации №214080100929
Борис Дьяков 30.11.2014 12:00 Заявить о нарушении