Земляничная поляна

«Земляничная поляна». Рецензия на фильм.
Приобрела этот фильм несколько лет назад, но всё не решалась посмотреть:  черно-белый формат я считала  безнадежно устаревшим,  образ внутренне одинокого, отчужденного протагониста  тяжёлым и скучным.  С  первых кадров  стало очевидно, что «Земляничная поляна» - классика на все времена.  Насыщенный событиями, плотный сюжет логичен, сценарий оригинальный, переживания героев понятные, но при этой кажущейся простоте и ясности фильм заставляет задуматься над  целый спектром сложных проблем.

   Мне  также представлялось,  что фильм о закате жизни обязательно навеет меланхолию, и эти опасения  также оказались напрасными: сцены, предвещающие смерть,  и  саспенс, ее тревожное ожидание, подчеркивание мотивов старости и увядания  чередуется   с жизнеутверждающей легкостью других эпизодов; более того,  фильм учит не бояться старости,  ретроспективные воспоминания очень пожилого человека рождают светлые чувства..

    Бергман сочетает две, на первый взгляд, противоречивые тенденции: неторопливое, спокойное и  подробное повествование   и, характерную для его фильмов,  насыщенную эмоциональность. Глубину фильму придают не слишком сложные в интерпретации многочисленные  психоаналитическими аллюзии и ещё … нечто неуловимое. Последнее, неизменная составляющая фильмов со смыслом, о которых сколько не говори, все равно останется нечто недопонятое и недосказанное.

   Неповторимая целостность, синтетичное единство эпизодов достигается тщательной проработкой мельчайших деталей и фрагментов фильма. «Земляничная поляна» является ярким примером удачного и неповторимо-индивидуального стиля, доказательством возможного органичного сочетания разных художественных направлений: сюрреалистичные сновидения  метафоричны, крупные планы -  явный экспрессионизм,   воспоминания импрессионистически полны жизни и  света.

   Стильный чёрно-белый формат парадоксально обогащает визуальное восприятие – каждый красивый кадр, особенно картины природы, лужайки, земляничная поляна и сама земляника  как будто сияют, излучают свет, воспринимаются как цветные и объемные  – их раскрашивает воображение, и они смотрятся  эффектнее, чем фантастические образы  современного 3D формата. Разве это не свидетельство того, что картину создавал  настоящий художник?

    В этом фильме Бергман, на мой взгляд, наиболее полно  воплощает свое уникальное авторское миропонимание и своеобразное художественное видение концепции личности.  Как ни странно, переживания профессора, человека другого пола и возраста, кажутся очень  понятными и даже знакомыми - думаю, у многих есть похожие ретроспективные  воспоминания о детстве и ранней юности.

Незаурядный образ профессора – как будто сошедший со страниц Германа Гессе, сложная, неоднозначная, противоречивая фигура. Нравственные диспозиции профессора обусловлены своеобразием его внутреннего  мира и имеют свои положительные и отрицательные стороны.  Достоверно  передающие атмосферу сна  фантасмагорические сны  Исаака   наполнены  экзистенциальными переживаниями,  виной и  Angst  (страхом). Отношения  с самыми ближайшими родственниками не простые. Представления об ответственности  и обязательности  долга отчуждают его от сына и супруги. Покойную  супругу Исаака угнетало  постоянство, вне зависимости от самых крайних обстоятельств,  его подчеркнуто спокойного тона, интеллигентного стиля общения.   Но ригоризм и некоторая эмоциональная отстраненность, на которую  справедливо указала ему и  невестка,   уживается  с терпимым, участливым отношениям к  окружающим, а педантизм с воображением и впечатлительностью.    Профессор склонен к  глубоким, может быть даже невротическими  переживаниям экзистенциального плана, но иначе, при данном типе личности, наверное, и быть не может. Исаак интровертированный интеллектуал и очень непрост в общении. Его экономка занимает по отношению к нему самую правильную позицию – заботится, печется о малейших удобствах, но непреклонна в  своем решении  не сокращать дистанции. С людьми такого склада, как профессор, это, пожалуй, единственная возможность сохранить длительные отношения. Внутреннее одиночество Исаака Борга его трагедия и его достоинство, во всяком случае, оно вполне осознаваемая ценность, свидетельствующая  о высокой организованности, дисциплине, бережном отношению к личному времени и ежедневных умственных занятиях, а не только об определённом разладе с окружающими.

    В целом   профессор  явно очень интересный человек. Его образ в фильме наталкивает на размышления о том, что пожилые и даже очень пожилые люди могут быть   могут быть  неординарными и  даже привлекательными. За потрескавшимся, старым фасадом возрастного физического угасания, медлительностью, ригидностью,  тугоподвижностью, типично возрастной темпоральной смещенностью сознания в область прошлого  может скрываться удивительный внутренний мир. Совсем не случайно случайная  юная спутница на прощание произносит слова –«я выбираю вас, сегодня и всегда».  Но, так или иначе, жизнь профессора клонится к закату,  наступает время ретроспективного анализа прожитой жизни, а это   не только лавровый венец общественного и человеческого признания, но и тягостное осмысление вины, непростой процесс покаяния и последняя возможность исправления ошибок.

    Не менее интересный персонаж, невестка профессора – черно-белый формат  удачно  подчеркивает  неординарную,  «породистую» внешность  восхитительной Ингрид Тулин. Идеальные черты лица не превращают её в куклу, шарм изысканных манер раскрывает яркую индивидуальность. Достойный образец для подражания - сильный характер, серьезная, умная,  полная внутреннего достоинства. Сила  характера  Марианны  направлена на реализацию своих позитивных целей, в сложной жизненной ситуации она не отступает, идет на оправданный риск и настаивает на своем, онтологически правильном решении и, в итоге, добивается своей цели. Примечательно, что они оба – профессор и его невестка и в единстве взглядов и  даже, что случается чаще,  в своем противостоянии друг другу, контрастируют с остальными  персонажами – вежливой аристократичностью, интеллигентностью, своей значительностью, породой, глубиной внутреннего мира. Фильм  утверждает ценность именно такого стиля общения и это особенно ясно видно в ключевой, в этом смысле, сцене,  в которой Марианна просит покинуть машину грубо ссорящихся супругов.

   Бергман лишь слегка касается образа сына профессора. Отец в земляничной поляне воплощает универсалии постмодерна в мировоззренческой области -  сын, в области судьбоносных решений.  Унаследованный им экзистенциальный невроз отца,  принимает в его жизни иную, осознанную форму. Весьма логичное завершение:  сын, в нигилистическом выборе собственной  судьбы,   в своем нежелании участвовать в дальнейшем воспроизведении абсурда жизни, воплощает экзистенциальное мировосприятие отца.  То,  что  у профессора  заключено  в определенные границы – снов, переживаний-размышлений и воспоминаний,  у сына  проникает в область  онтологических, судьбоносных  решений. Бергман, как истинный гений, предвосхитил  тенденцию нашего времени, ведь сейчас уже никого не удивляет   не желание иметь детей.

      Фильм фундаментальное по своему по масштабу психологически-художественное  осмысление бытийных проблем личности:  воспоминаний о безвозвратно минувших детстве и юности, принятие, как свершившегося  факта,  старения и   неизбежности смертности.  По глубине постижения сложных проблем «Земляничная поляна» может соперничать с серьезным философским  произведением.


Рецензии
Надо же: из всего вашего списка фильмов я посмотрел только "Земляничную поляну" (давно гонялся). Суть вашей рецензии во многом совпадает с моим мнением, спасибо!

Борис Дьяков   30.11.2014 12:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.