Так сказал Бальзак

Я ужасный писатель. Отвратительный, бездарный неудачник. Но каким - то образом я получил диплом журналиста, и теперь пытаюсь выдавить из себя хоть что-то похожее на интересный и связный текст, при этом иногда отправляя свои бездарные статьи в бездарный журнал, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Каждый вечер я имею привычку устраивать себе обзорную экскурсию по городу, сам не зная для чего. Сегодня мой вечер начинался вполне обыкновенно: я вышел на улицу, кутаясь в дырявый старый шарф. Время перевалило за полночь, и улицы стали менее оживленные. Я запетлял по узким улицам. Где-то в барах шумела молодежь, порой мимо проплывали влюбленные парочки, даже попался потерявшийся турист. Он обратился ко мне на плохом французском с надеждой в глазах и картой в руках. Это был молодой человек лет 25. Я улыбнулся незнакомцу и ответил по-английски , указав пару точек на карте. Паренек просиял, и, отблагодарив меня на двух языках, скрылся из виду. Я продолжил свой путь . Чем дальше я отдалялся от центра, тем улице становились темнее, а баров и шумных компаний все меньше. Запах алкоголя, табака и веселья привлекал меня, и я остановился у одного из баров. У входа стояли две молодых хорошо одетых девушки, и громко обсуждали планы на выходные. Смотря на них, я закурил и улыбнулся, получив две прекрасные, нетронутые взрослым бытом, улыбки в ответ. И тут мне резко захотелось быть как можно дальше от этого места, и как можно быстрее. Веселье и юная беззаботность, прожигание молодости и ума стало мне сейчас настолько неприятно, что я почувствовал резкую боль в голове. Мне захотелось тишины. Я перешел на другую сторону улицы, и дорога резко повела вверх. Бары сменились богатыми особняками, красивыми балконами и крышами. Но даже все это великолепие и мнимый уют не мог скрыть ту тоску и одиночество, которые так сильно чувствовались в этом городе, особенно в ноябре. Задул холодный ветер, и даже пальто уже не спасало. Вдруг до меня донесся легкий запах кофе и корицы. Это было странно для столь позднего часа и я стал оглядываться. Я чувствовал, как запах согревает меня изнутри. Окна на первом этаже одного из домов светились. Подойдя ближе я разглядел вывеску, которая гласила, что это было кафе и оно было открыто. Подгоняемый ночным ноябрьским ветром я забежал внутрь. Кофейный аромат, который сочетался с запахом молока и всевозможных специй, вскружил мне голову. Кафе было пустым, не считая девушки за барной стойкой. Это было довольно маленькое помещение, не производящее никакого впечатления. Внутренний интерьер кафе не запоминался, и сейчас я даже немного жалею, что не разглядел его лучше. Я приземлился за один из столиков, нащупал пепельницу, и попытался найти хоть одну мысль у себя в голове. Пустое, все внутри меня было настолько пустое, что на мгновение мне стало жутко себя жаль. Ни мыслей, ни эмоций, ни идей. Я достал блокнот с черновиками рассказов. Мне катастрофически нужна была книга, катастрофически. Я тупо смотрел на исписанную страницу блокнота, и мне казалось все жутко глупым и не связным. Женский голос вытащил меня из тумана.
- Что желаете?
Я поднял глаза. Работница кафе была рыжеволосой худой девушкой неопределенного возраста. Ее платье было настолько старомодным и увядшим , что ни на одном блошином рынке казалось нельзя было отыскать такой дряхлости.
- Кофе. Любой. - ответил я и перевел взгляд на блокнот.
- Вы писатель? - снова послышался голос, в нотка которого уже улавливалась легкая улыбка.
- Я журналист. - ответил я довольно резко, не желая вести диалог о своих творческих падениях.
- Писатели частые гости здесь. - голос с улыбкой продолжал диалог, - я принесу вам любимый кофе всех писателей.
Я усмехнулся, хотел ответить, что хватило бы эспрессо, но девушка уже испарилась за барной стойкой.
Через несколько мгновений передо мной стояла чашка с ароматным напитком. Мягкий запах заполнил мои легкие и я сделал глоток. На вкус это был самый обычный кофе, настолько же заурядный, как само заведение и его работница. Я чувствовал дикое разочарование. Мое подсознание ждало чего-то большего от дешевого ночного кафе, и мне теперь было жутко смешно от своей глупости и наивности.
- Сколько с меня? - произнес я в сторону рыжеволосой девушки, намереваясь уйти.
- А сколько вы дадите за этот кофе?
Я обернулся, и, с удивлением посмотрев на официантку, кинул на стол два евро. Внезапно привычная уже мне тишина разрешилась скрипом тяжелой входной двери.
- Добрый вечер, Адель. - произнес новый посетитель. Я не видел его лица, да и не хотел видеть, единственным моим желанием в тот момент было быстрее покинуть это кафе.
- Добрый вечер, мсье Оноре. Вам как всегда кофе?
- Конечно, моя дорогая! После чашки кофе всё вспыхивает, мысли теснятся, как батальоны великой армии на поле битвы! А меня ждет насыщенная ночь. Многие говорят, что кофе вреден, сейчас даже целые лекции читают об этом. А я думаю, что кофе - это лучшее средство, чтобы разбудить разум и вдохновение. Но в век телевидения и высоких технологий считают, к сожалению, по другому. Может, именно по этому люди перестали думать и чувствовать? А вы, мсье, как думаете? - обратился незнакомец уже ко мне.
Я был слишком раздражен, разочарован, мое капризное эго протестовало против любых высказываний, но голос этого мужчины мне показался столь приятным, а его тон столь вежливым, что я повернулся и тут же меня словно окатило кипятком. Любой человек, связанный с литературой хоть самой тонкой ниткой узнал бы моего собеседника. Его тучная фигура, его темные густые волосы и усы, которые так часто я видел на картинках в университетских учебниках. Он был одет в нелепую подростковую куртку, еще более нелепые кроссовки и в совсем сумасшедший полосатый шарф, но был и оставался Оноре де Бальзаком. Я не хочу перечислять всю радугу эмоций, которую я пережил в тот момент, я думаю, что каждый читатель этого опуса поймет мое состояние. Пока я, потеряв совершенно весь свой дар говорить, стоял и, как самый настоящий идиот, глазел на писателя, девушка о имени Адель принесла кофе, поставила его перед Бальзаком, при этом непренужденно обсуждая последние политические новости.
- В мире слишком много агрессии, милая Адель, слишком... Хотя, раньше я думал так же, но сейчас.... Сейчас ее гораздо больше. Каждый день удивляет меня все больше и больше. А может это и есть тот самый прогресс мира всего, а, Адель?
Девушка, внимательно слушая писателя, пожала плечами и промолчала.
- Ах Адель, это глупый глупый треп, который присущ ночным разговорам... - тут Бальзак снова вспомнил о моем присутствие - мсье! Что вы стоите так, словно я одолжил у вас денег? Присаживайтесь рядом со мной и поддержите глупую ночную беседу!
Я сел на соседний стул.
- Итак, вас зовут...? - вопросительно прищурился Бальзак, делая кофейный глоток.
- Макс-им. - я все еще плохо произносил слова
- Вы иностранец? А, пускай это останется тайной. Этот город сегодня весь состоит из иностранцев, да впрочем как и любой большой город. Но ведь это хорошо, не так ли? Если иностранцы едут в город , значит он действительно хорош. Значит им можно гордиться. Вы писатель?
- Я журналист. - у меня почти получалось говорить без запинки.
- Но вы считаете себя писателем. Вы что-то пишите сейчас?- взгляд Бальзака прожигал меня своей заинтересованностью.
Я протянул свой блокнот. Ему хватило не более пяти минут и он его захлопнул.
- Ах, молодежь... шаблоны, шаблоны, шаблоны, вранье! Кого вы хотите впечатлить, мсье Максим? Я не верю вашим сюжетам , ни одному.
Бальзак залпом допил остаток кофе, и резко встал из-за стола.
- Пойдемте! Пойдемте, мсье Максим! Я покажу вам настоящую сокровищницу сюжетов, где музы ходят просто стаями! Милашка, запиши кофе на мой счет.
- Как всегда, мсье Оноре. - смеялась Адель в ответ.
Он схватил меня за руку, и, буквально вытащил за собой из кафе. Все происходило настолько быстро, что я уже мало что понимал. Я не чувствовал ни холода, который усилился, ни чувства страха за свой больной разум. Мне было страшно любопытно, а еще я радовался. Я не осознавал этого тогда, но я был счастлив. Я следовал за Бальзаком. Мы пересекали спускались с холма, и когда на нашем пути оказался первый дом, писатель остановился.
- Смотри, мсье журналист. Это обычный дом. Здесь живут обычные люди. Вон в том окне, - он поднял руку и указал на одно из давно спящих окон. -молодая девушка, влюбленная в своего учителя музыки. Вон в том - женатый мужчина, который все еще не может забыть свою первую любовь, которая, кстати, живет напротив, но он еще не знает об этом. Вон в этом - мальчик - подросток, который продал свой любимый велосипед, чтобы купить матери подарок на Рождество. Вот это и есть настоящая правда, которая будет близка каждому из нас.
Я молча смотрел в темные окна.
- Но откуда... Откуда вы знаете все это?
Бальзак рассмеялся.
- Я не знаю. Это лишь то, что может быть. А что может быть - только твой выбор.
Ветер практически стих, и воздух наполнился приятной свежестью.
- Кофе - это самый лучший напиток, не правда ли, мсье Максим?
Я заулыбался. В тот момент я понял то, что давно не принимал мой разум. Остаток вечера мы гуляли по историческим окрестностям, пили дешевое пиво и обсуждали девушек. Когда стало светать , он ушел, оставив меня встречать рассвет, и я любовался, как первые лучи солнца покрывают золота поверхность реки. Я не спросил у него ничего, абсолютно ничего. Не про его жизнь, не про то, как он писал свои произведения, ничего подобного. Вы спросите почему? Я получил свой ответ, и, не желая рушить это хрупкое чудо, я отдавался этой ситуации, как течению реки. Через год я издал книгу, и моя жизнь изменилась, что даже шарф мой теперь не рваный. Но, иногда, совершая редкие ночные прогулки, я возвращаюсь в то кафе, с надеждой увидеть свет и открытую дверь, выпить чашку того самого кофе, но меня всегда встречает полуразрушеный пустой дом, отданный под снос.


Рецензии
Очень красивый рассказ, меня он тронул до глубины души! Вы молодец!

Наста Дементьева   17.11.2014 07:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.