Парадоксы асимметрии
На первый взгляд, композиция картины совершенно гармонична. Всё - окно, овальные своды, убранство стола - каждый предмет многофигурной композиции подчёркивает общую симметрию. Композиционным центром гравюры является Христос, справа и слева от него расположены апостолы. Симметрия создаётся, прежде всего, акцентированием центральной линии, на которой размещен Христос и один из апостолов. Круглое окно, блюдо на столе, единственная складка на скатерти также подчёркивают общую идею симметрии картины. Фигуры Иуды и старика, наливающего себе вино, Дюрер также располагает симметрично.
Композиционное решение картины выходит за рамки симметрии, оно значительно тоньше и сложнее. Симметрию нарушают напряжённая, динамичная экспрессивность поз и жестов встревоженных апостолов – они требуют назвать имя предателя. Асимметрия локальных фигур создаёт саспенс, ожидание развязки трагедии. Не случайно единственную статичную фигуру Иуды Дюрер выносит на первый план, тем самым он противопоставляет спокойствие предателя общему тревожному настроению и акцентирует предсказание.
Таким образом, Дюрер блестяще объединяет общее симметричное композиционное построение и локально асимметричные элементы картины, к которым он желает привлечь внимание зрителя.
Свидетельство о публикации №214080100994
Мирон Константинов 02.08.2014 18:48 Заявить о нарушении
Мирон Константинов 03.08.2014 16:33 Заявить о нарушении