Где же твой разум?

Много лет назад я заметил, что начинаю думать о матери (которая жила далеко от меня) за несколько минут или даже секунд  до ее телефонного звонка. Это происходило в то время, как я был занят работой, и ничего в моих мыслях не ассоциировалось с воспоминаниями о близких. Я хорошо помню, образ мамы всплывал в моем сознании так же, как всплывает окно на экране компьютера, без всякой связи с тем, чем был занят мой мозг.
Я понимал, что она мысленно обращается ко мне до того, как набрать номер моего телефона. Но каким образом ее мысль доходит до меня? Опрос знакомых показал, что это довольно распространенное явление – всплывающий образ близкого человека непосредственно перед его звонком.
Оставалось удивиться, почему так мало известно о научных исследованиях этого явления.
Ведь если существует возможность передачи мысли от человека к человеку, то должен быть «механизм» такой передачи. Теоретически можно предположить, что мозг человека способен воспринимать информацию извне необычным путем в дополнение к обычным каналам – зрению, осязанию, и пр. При этом человеческий мозг меняет свое состояние.
А может это относится не только к человеку? Многие замечали, что животные способны понимать мысли людей. Однажды я наблюдал, как собака начала прятать своих щенков сразу после звонка в дверь женщины, которая пришла забрать одного из них. Каким образом собака поняла намерение человека, которого она никогда раньше не видела и который был еще за дверью?

Если не отмахиваться от таких наблюдений, то приходится признать, что между  живыми организмами существует мало или совсем не изученная связь. Это предположение носит исключительно теоретический характер, но его логичность трудно оспорить.
Посмотрим, что вытекает из такого предположения.
Самое главное следствие такого допущения – мозг способен работать не только сам по себе, но и в связи с внешней средой. Очень условно это можно сравнить с вычислительным устройством, которое может работать автономно и как часть компьютерной сети. Это очень важный вывод, который способен объяснить многие тайны человеческого сознания.
 
Итак, мы допускаем, что существует возможность обмена информацией между людьми с помощью неизвестного взаимодействия мозга или другого органа. Очень трудно оспорить это допущение, даже если природа этого взаимодействия остается неизученной. Могу только высказать предположение, что такая тонкая сфера как мыслительная деятельность мозга потребует перехода на новый уровень исследований. Обычные классические понятия (электромагнитные волны, химические процессы в клетках, и пр.) окажутся неадекватными, и потребуется использование новых концепций квантовой физики.

И может роль этого взаимодействия не ограничивается только передачей мысли от одного человека к другому?
Сколько раз мы слышали фразу: «Мне в голову пришла замечательная идея!». Этим восклицанием, возможно, мы точно описываем процесс творчества. Мозг способен сформулировать и осознать проблему, но ему требуется совершить еще какое-то особое усилие, если готового решения нет. Можно ли найти решение, если считать, что мозг человека творит сам по себе, без посторонней помощи?
Исходя из очень общих соображений, можно сказать, что это маловероятно. Незнание не может родить знание в случаях, когда речь идет о выходе за рамки известного. А такой выход происходит в момент творческого озарения или научного открытия.
Более того. Интересно пронаблюдать, как к нам приходит творческое решение.  Я заметил, что часто решение проблемы приходит не в  вербальной форме. Сначала мы получаем что-то вроде вспышки, сопровождаемой смутным ощущением истины. Только осознав полученную «подсказку», мы трансформируем этот сигнал в словесную форму для того, чтобы сформулировать и осмыслить это решение или пересказать его другим. Это крайне деликатный процесс. Если в этот момент отвлечь человека, вспышка погаснет, и невербальная подсказка может быть утеряна. Состояние мозга в момент ощущения истины для меня остается тайной. Если мы допускаем, что наш мозг не является изолированным вычислительным устройством, возможно открытия и новые решения связаны с получением информации извне. Именно поэтому в первый момент мы только ощущаем истину,  и лишь затем следует ее обработка и осознание мозгом. Это значит, что мозг и внешний источник используют универсальный протокол для обмена информацией, и (это очень важно) этот протокол - общий и понятный для всех живых организмов.

Чтобы объяснить много непонятных мне явлений, я решил исходить из предположения, что мозг творит не сам по себе, а способен к творчеству только благодаря взаимодействию с внешней средой, которую я буду называть всеобщим сознанием. Кстати, рассматривая деятельность мозга как отдельного органа, ученые до сих пор не смогли понять его работу. Например, совершенно непонятно, чем мозг гениальных людей отличается от мозга людей обычных.

Очень часто работу мозга сравнивают с работой компьютера. При этом рассматриваются отдельно взятый мозг и изолированный компьютер. Несмотря на значительное продвижение по пути создания искусственного интеллекта, творческие способности человеческого мозга намного превосходят достижения компьютера. Правильнее, на мой взгляд, рассматривать мозг человека в модели компьютера, объединенного вместе с другими компьютерами огромной суперсетью, которая управляется суперсервером и которую можно считать источником всего существующего в нашей вселенной разума. Благодаря этой суперсети – всеобщему сознанию, человек ощущает влияние других людей, способен находить новые решения и творить.  Забегая вперед, выскажу предположение, что взаимодействие человека с всеобщим сознанием скорее всего носит двусторонний характер. Всеобщее сознание может хранить сведения не только о живущих, но и умерших людях, аналогично тому, как компьютерный сервер способен хранить данные, полученные от отключенных компьютеров.

Сразу признаюсь, я не знаю как устроено и как работает глобальный разум и всеобщее сознание. Думаю, что сейчас этого никто не знает. Но я заметил, что все больше ученых обращаются к этому вопросу, пытаясь объединить в рамках одной научной концепции духовный и материальный мир.  И среди них особую активность в этом направлении демонстрируют физики и биологи.  Это не удивительно. В  своих работах по изучению мозга биологи углубляются до уровня клеток и молекулярных структур, которые в свою очередь состоят из атомов, как и весь окружающий нас материальный мир. Это позволяет предположить, что такие психические состояния как вдохновение, любовь и счастье управляются  законами, общими для  материальных и духовных явлений.


Рецензии
Василевич Анатолий. Ваша статья является замечательным примером того, как наша природная любознательность приводит к самым неожиданным выводам.

Мы, действительно, многого чего о себе не знаем. Но есть и известные нам собственные свойства. Многие из нас обладают Врожденной Склонностью к живописи, поэзии, музык, фантазии и многому другому, что позволяет нам осмысленно наполнять свой досуг. Однако, эта Склонность может превратиться в Способность только при наличия общения. Нет общения вырастит «Маугли», и ни какой «универсальный протокол для обмена информацией» не позволит ему превратиться в Человека.

Только общение приводит к накоплению в Человеке Знаний, Умений и Навыков, которые состоят из элементарных Привычек. Осваивая нечто новое, мы всегда неуверенно выполняем свои действия и представления, но спустя некоторое время мы начинаем чувствовать себя увереннее. Так формируется очередная элементарная Привычка, которая обязательно сопровождается словесным блоком и эмоциями, и имеет многочисленные связи с другими элементарными Привычками.

Это предположение не далеко от истины. Можно также предположить что Массив таких элементарных Привычек способен к «мельканию мыслей», которыми можно объяснить все необъяснимые процессы, происходящие с Человеком.

Вы справедливо заметили, что «Сначала мы получаем что-то вроде вспышки, сопровождаемой смутным ощущением истины. Только осознав полученную «подсказку», мы трансформируем этот сигнал в словесную форму для того, чтобы сформулировать и осмыслить это решение или пересказать его другим».

Это и есть «мелькание мыслей», естественная способность наших элементарных Привычек.

Мои представления на моей страничке. Под индексом НоЧ серия статей на тему «Наука о Человеке». На сайте formirtio.ru – «Мироздание и Человек» основные материалы.

Владимир Плетнёв   24.08.2014 12:00     Заявить о нарушении
"Склонность может превратиться в Способность только при наличия общения. Нет общения вырастит «Маугли», и ни какой «универсальный протокол для обмена информацией» не позволит ему превратиться в Человека."

А почему "Маугли" не Человек? И зачем ему нужно во что-то превращаться?
Моя статья немного о другом. Я вообще не касаюсь вопросов развития склонностей и способностей.

Василевич Анатолий   24.08.2014 12:25   Заявить о нарушении
Василевич Анатолий. Возможно, я попал не по адресу, но мне показалось, что Вы пытаетесь разобраться в сущности нашего бытия.

Вот ваши цитаты:

«Чтобы объяснить много непонятных мне явлений, я решил исходить из предположения, что мозг творит не сам по себе, а способен к творчеству только благодаря взаимодействию с внешней средой, которую я буду называть всеобщим сознанием».

«Это значит, что мозг и внешний источник используют универсальный протокол для обмена информацией, и (это очень важно) этот протокол - общий и понятный для всех живых организмов».

«Сначала мы получаем что-то вроде вспышки, сопровождаемой смутным ощущением истины. Только осознав полученную «подсказку», мы трансформируем этот сигнал в словесную форму для того, чтобы сформулировать и осмыслить это решение или пересказать его другим».

«Сразу признаюсь, я не знаю, как устроено и как работает глобальный разум и всеобщее сознание. Думаю, что сейчас этого никто не знает».

Поэтому я изложил свои представления как это может быть.

Владимир Плетнёв   24.08.2014 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.