12. Мне интересно с физиками

НА СНИМКЕ: Картина Николая Грицюка "Северная идилия", 1974


На одном из московских домашних просмотров присутствовал старик – институтский учитель художника. Около двухсот работ было извлечено из плоского деревянного ящика с широким ремнём. В подобных ящиках, только открытых, стекольщики когда-то носили оконные стёкла. Этот же был скорее похож на доисторический прототип современного чемоданчика-«дипломата», тем более что имел замок и запирался на ключ.

Смотрели. Судили. В комнате стоял несмолкаемый гул голосов.

- Искусство, - говорил учитель живописи, находится между действительностью и вымыслом – на острие ножа. Малейшее отклонение – и оно окажется по ту или иную сторону. В этих работах есть отдельные мысли. Теперь их нужно собрать в единое целое.

- В нём как бы одновременно живут несколько художников, - сказал я.
Это-то и плохо, возразил учитель. – Он должнг стать одним художником. Зрелость – это цельность. Он своего добьётся.

- что вы всё говорите, полушутил, полураздражался художник. - Я показываю вещи, а вы смотрите. Не понимаю, зачем столько говорить.

Я был прав и не прав, когда упомянул о нескольких художниках, живущих в нём: реалисте, фантасте, сказочнике. Вндь существовал единый центр, вокруг которого вращались его миры… Он воспринимал мир в объёме, старался выразить разные его срезы, разные сколы современности. Отсюда этапы и как бы несколько художников в одном. От него же все что-то требовали. Одни – привычности, другие – определённости, сконцентрированности на одном, тогда как его единство охватывало систему миров.

- Мне интересно с физиками, - говорил он. – Они мыслят самостоятельно и не боятся высказывать вслух то, что думают.

Окончание "Вовести о друге".

Если ты, мой читатель, хочешь вернуться к воспоминаниям и прочесть о других друзьях хкдожника, тебе следует пройти по ссылке http://www.proza.ru/2014/08/02/1841 


Рецензии