Что такое жаба, или почему случается блекаут

Что вообще такое "блэкаут"?

«Чёрный провал» или внезапная потеря сознания в воде. Грозная опасность, нависшая, практически над каждым, кто осмеливается погружаться, задержав дыхание. Главная причина большинства летальных случаев, связанных с занятием прикладным апноэ – свободными погружениями или как это принято в мире – фридайвингом... Клинически, блэкаут – это потеря сознания, возникающая в ответ на падение парциального давления кислорода в крови. Но по механизму возникновения эти гипоксические обмороки делятся на несколько групп.
 Наиболее распространенное деление - это на блэкаут мелкой воды (Shallow Water Blackout) и блэкаут глубокой воды (Deeper Water Blackout).
 Мелководный блэкаут происходит когда ныряльщик погружаясь на большую глубину, или находясь на значительной глубине определённое время, исчерпывает свой кислородный лимит, однако из-за повышенного парциального давления кислорода на этой глубине, не испытывает затруднений до того момента, когда начинает подъём на поверхность. В районе отметки -10м, где изменение парциальных давлений максимально (приблизительно в два раза) происходит резкое падение уровня О2 и при достижении поверхности (а иногда и раньше) этого количества кислорода уже недостаточно чтобы ныряльщик находился в сознании."
Это были выдержки из статьи Евгения Бутова "Миф и правда о блэкауте", вот ещё одна:
"..Другим вариантом наиболее частого сценария развития блэкаута, будет случай, когда ныряльщик правильно оценил свои возможности по кислороду, но добравшись до поверхности, начинает слишком жадно дышать, сдвигает насыщенность кислородом крови от головного мозга в сторону лёгких, что также приводит к потере сознания. Если в первом случае потеря сознания происходит на последних метрах глубины или непосредственно по достижению поверхности, то во втором - ныряльщик внешне благополучно начинает вентиляцию лёгких, зачастую даже подаёт сигнал «Окей», и после этого делает блэкаут..."

Так вот расскажу случай, произошедший со мной год назад
В прошлом году, примерно в конце сентября - начале октября, я с друзьями поехал поохотиться на Красноярское водохранилище (здесь его называют морем).  Ну вот прибыли, экипировались, сели в катер, и поплыли. Надо сказать, что погода в тот день была отвратная: ветер, на море шторм, прозрака  никакого. Я предложил поохотится по заливам (оставалась слабая надежда). Каково же было наше удивление, когда при заходе в  Александровский залив Красноярского моря, мы увидели штиль.
  Я решил посмотреть, как дела обстоят с чистотой воды. Одел маску, и нырнул. То, что я увидел, привело меня в полный восторг. Прозрак достигал 6-7 метров. Я попросил разгрузку, грузовой пояс и ласты, и стал одевать всё в воде. Когда одел ласты, то почувствовал, что левая жмёт (ласты я взял с собой камышовые - короткие отечественные ДЕЛЬФИН). Оказалось, завернулся край галоши. Я засунул палец в отверстие, начал расправлять, и порвал галошу. Ну не возвращаться же за несколько километров по шторму за другой парой, и я решил идти на одной, тем более, что места все напрочь знакомые.
Теперь начинается самое интересное. Не успел я пройти 40-ка метров, как выхлестнул одного "щупака" кило этак на 4. Следом за ним была парочка хороших лещей, 1700, и 2300. Начало очень даже неплохое, но мне был нужен сазан.

    Хочу сказать, что красноярские подвохи с большой неохотой стреляют лещей. Примерно метров через 200, на моём пути был ещё один небольшой заливчик, и я решил его обследовать. Когда зашёл в самый подпор залива, то увидел стайку небольших сазанчиков, примерно по 2-3 кг. где-то 6-7 штук. Пока выбирал, какой из них побольше, стайка успела отойти на безопасное расстояние. Я уже хотел было обрезать их и попытаться взять хотя бы одного, пусть любого. В это время замечаю в траве "хорошую" широкую спинку. Замираю, а сазан, как будто почуяв моё желание, стал выходить из травы и отдалятся, и подставил бок Надо сказать, что ружьё в этот поиск взял самодельное - клапанник, который назвал "СуШка.
  Это было моей последней разработкой, с клапаном Шубина. Взял, чтобы испытать переделанную систему спуска.
Выстрел был произведён примерно с 3-х метров от кончика гарпуна, может чуть ближе. Гарпун вошёл точно в позвоночник, пробил его насквозь, и застрял, зацепившись бегунком за позвоночник. Сазан, как потом оказалось, был на 7530г. 
   Я был доволен. Кукан не пустой: Хороший сазан, щука, на 4 кило, пара неплохих лещей. Можно и возвращаться на базу. Только приплыть за мной должны были часа этак через 2; 2,5.  И я решил поохотится ещё. Вышел из этого заливчика, и иду вдоль берега,  метрах в 7, и тут замечаю на дне, примерно на глубине 4-5 метров лежит такое замечательное полосато-зелёное брёвнышко, кило так на 7-8 по моим скромным подсчётам. Не успел я вытянуть руку с ружьём, как щука стартанула с места, и отошла метров на 5 дальше. Я за ней, а она по всему видать уже учёная - близко к себе не подпускала. Так продолжалось ещё раза 4. Я разозлился, и вспомнил, что большие щуки боятся движения сверху, но не так пугливы, когда к ним подбираешься снизу. Выныриваю, вентилируюсь, отплываю немного дальше от берега, и ныряю.
   Иду вдоль склона, и не замечаю, как проваливаюсь ниже подгрузочной глубины, а это 6 м (компа то на руке нет). Особо сильно не перепугался, места то знакомые. Вижу каменистое дно. Опускаюсь. По моим прикидам, глубина метров 9-10. Стал во весь рост, смотрю вверх. На свале глубин замечаю "моего крокодила". Отталкиваюсь от дна, пытаясь подняться, и осознаю, что не могу этого сделать - ласта одна, да и та мягкий коротыш. Пытаюсь второй раз, то же самое. Вот тут я и испугался. Мне бы дураку дёрнуть пряжку, так нет - жаба душит со страшной силой. Это же пояс, кукан и рыба. Пытаюсь всплыть, уже руками и ногами изо всех сил. В лёгких - вакуум. Чувствую - пошёл вверх, значит уже меньше 6 метров. Выплюнул трубку, знаю не продуть. Выныриваю от берега метрах в двадцати. Губы и зубы сжал, знаю, дышать сейчас нельзя. В глазах темно.
   Не помню, как быстро я доплыл, но вдохнул только тогда, когда почувствовал под ногами землю. Дальше плохо помню. В глазах - зелёные чёртики, тело - не моё, как ватное. Выполз на берег, отдыхал минут 40. Хотел к месту, где меня должны были забрать пойти пешком(метров 300-350), однако сил не было. Решил переплыть. Ещё минут 40 плыл. Когда меня забирали, то сил залезть в катер не было. Свой пояс и разгрузку поднять не мог, а это всего 12 кг.
Вот тут я и вспомнил, что нарушил два из основных правил подвохов:
- не пренебрегай безопасностью
- не жадничай, твоя рыба от тебя не уйдёт.
Есть такая шуточная поговорка: "Самое страшное животное - жаба, столько народу передушила, и до сих пор душит". Вот и меня жаба душила, сначала за щуку, потом за пояс и кукан с рыбой. Так что братия ластоногая, прошу   стараться не наступать на чужие грабли.


Рецензии