Подтверждение гипотезы

Некоторое время назад в заметке http://www.proza.ru/2013/02/26/1979 я обсуждал вопрос, какие силы (помимо искренних борцов с курением) заинтересованы в яростной антитабачной кампании. В качестве одной, скорее экстремальной, гипотезы, рассматривалась возможная роль наркобизнеса. Я писал: «Автора куда больше беспокоит предположение, что за борьбой с курением могут стоят наркодельцы, заинтересованные в расширении своего рынка. Не зря же борьба с обыкновенным курением часто идет рука об руку с борьбой за легализацию марихуаны. Люди, испытывающие потребность во внешних источниках стабилизации своей психики – это сектор рынка, а легального или нет, вопрос второстепенный.»

Неожиданно это гипотеза получила серьезное, хотя и не окончательное, подтверждение. Как известно, трудно найти сколько-нибудь полную и достоверную статистику по динамике потребления наркотиков. В некоторых случаях, однако, статистика, касающаяся отдельных групп населения, может быть очень представительной.

Одной из стран, где борьба с курением ведется давно, и зашла весьма далеко, является Франция. Борьба здесь ведется как путем запрета курения  - список мест, где курение запрещено, все более расширяется, курильщиков часто демонстративно унижают и загоняют в своеобразные резервации - так и повышения цен на сигареты (пачка стоит около 6.50 евро), что, якобы, должно оттолкнуть бережливого потребителя.

Как отмечалось в вышеупомянутой заметке, сам автор не является курильщиком. Однако его возмущали методы борьбы, и то, что они приучают смотреть спокойно на «законное» издевательство над  чем-то отличающимися от тебя согражданами.

Новость: в газете «Фигаро» 30 июля появилась статья под названием «Дорога: 21% смертельных аварий связан с наркотиками» (Judith Duportail. “Route: le 21% des accidents mortels lies a la drogue.”Le Figaro, 30 Juillet 2014.)
Согласитесь, что водители – статистически довольно представительный «срез» населения.

Как пишется в статье, «Все больше и больше  автомобилистов водят под влиянием наркотиков, и их количество, вероятно, недооценивается. Не достигая еще по своим последствиям алкоголя, наркотики замешаны в 21% смертельных аварий в 2013, по данным межминистерского государственного центра безопасности на дорогах (ONISR). Алкоголь, в том же году, связан с 30% смертельных случаев.»

Статья цитирует далее отчет ONISR. «Это число в действительности больше. В 38% смертельных случаев не зарегистрированы результаты токсикологических тестов.» Это связано со сложностью и дороговизной анализов.

Как объясняет профессор Клод Гот, автор книги «Насилие на дороге. Ложь, которая убивает» (пишет автор статьи), «проверка на наркотики занимает гораздо больше времени и стоит гораздо дольше, чем проверка на алкоголь.»

Сам тест (взятие проб слюны) на дороге стоит 12 евро, плюс стоимость последующего анализа. Подтверждение с помощью анализа крови стоит 450 евро, автомобилист возмещает эти расходы в случае положительного результата.

С точки зрения нашей гипотезы, нас интересует прежде всего динамика потребления наркотиков.

Как пишется в статье, «в 9 случаях из 10 потребляемый наркотик - марихуана, согласно последнему большому исследованию потребления наркотиков за рулем… Эти исследования датированы, однако, 2003 годом, и потребление наркотиков значительно изменилось за десять последних лет.»

Заметим, что борьба с курением достигла большого размаха тоже в эти годы.

«Так как данные ONISR не дают детального описания, какие наркотики были обнаружены, приходится полагаться на слова профессионалов. «Мы видим, в частности, что распространилось вождение под действием кокаина, -указывает Шарль Мерсье-Гийон, врач, секретарь медицинского комитета ассоциации по борьбе за безопасность на дорогах. Риски совсем другие: «Водить после курения марихуаны увеличивает вдвое риск смертельного столкновения, прием кокаина увеличивает его примерно в 8 раз,» - дополняет Клод Гот.»

«Возбуждающий и вызывающий эйфорию, кокаин дает иллюзию водителю, что он водит очень хорошо. … Цена кокаина  резко упала за последние 10 лет: в то время, как 1 грамм стоил эквивалент 150 евро в 1990, сегодня он стоит 60, согласно данным центра по исследованию наркотиков и токсикомании. Так, врач, уполномоченный медкомиссией по восстановлению водительских прав Верхней Савойи, свидетельствует: «Раньше, случай водителя под действием  кокаина разбирался два раза в год. Теперь – дважды в месяц.» В прошлом в основном употребляемый состоятельными людьми, кокаин распространяется во всех социальных слоях. «Некоторые шоферы-дальнобойщики употребляют его как стимулирующее средство, чтобы быть в состоянии бодрствовать всю ночь на шоссе. В Австралии амфетамины и кокаин стали наркотиками, шире всего употребляемыми шоферами-дальнобойщиками,- продолжает Шарль Мерсье-Гийон.»

Цена падает, когда круг потребителей расширяется. Заметим, что описываемый в статье отрезок времени совпадает с периодом все более интенсивной борьбы с курением. И вспомним еще, что курение всегда было распространено среди тех же дальнобойщиков, попросту чтобы не заснуть за рулем, как и среди других профессий, где требуется длительное бодрствование (пилоты, диспетчеры, операторы опасных производств...). Спору нет, курение наносит вред здоровью курящего и до какой-то степени (не надо преувеличивать) окружающих, но в отличие от наркотиков и алкоголя оно не создает иллюзий здоровья и уверенности.


Рецензии