Глава 18. Побеждает бюрократия

                Наш век — торгаш; в сей век железный
                Без денег и свободы нет.
                А. С. Пушкин

Прозорливый читатель догадался, а другим сообщим, что грант, на который возлагалось столько надежд, молодые исследователи не получили. Даже, когда приходится оформлять ту или иную работу на конкурс, потому, что этого требует, для улучшения статистики, руководство вуза, то ее отклонение неприятно ударяет по самолюбию. Тем более, когда узнаешь, какие заявки удовлетворены.

В научном мире, как в прочем, в любом профессиональном сообществе, истинная ценность каждого индивидуума известна очень хорошо. И получай хоть гранты, хоть премии, но если они даются не по заслугам, научный авторитет от этого либо не измениться, либо даже упадет за излишнюю пронырливость. Правда эти рассуждения хороши для умудренных опытом людей.

Для молодых ученых отказное решение стало серьезным ударом. Столько надежд было на так необходимые им средства. И не на удовлетворение собственного любопытства за государственный счет, как иногда в шутку называют науку. Уже достигнутый побочный результат жизненно необходим больным для преодоления тяжелейших последствий таких болезней, как инсульт и другие повреждения головного мозга. И речь-то идет о сумме, смехотворной по сравнению с той, что многие российские корпорации выкладывают за какого-нибудь зарубежного футболиста или за абсолютно бесполезную с точки зрения бизнеса и раздражающую морально людей рекламу «Газпрома» как национального достояния.

Друзья впали в подлинную депрессию. В жизни любого человека справедливое признание достигнутого один из мощнейших стимулов трудовой деятельности. Тем более важен этот фактор для молодежи, осмелившихся взяться вопреки пресловутому авторитетному мнению за решение якобы заведомо неразрешимой проблемы. Именно безумцы с точки зрения научной общественности и способны совершать подлинный прорыв за пределы неведомого. Нередко на это не хватает всей жизни смельчаков, но все равно труд их сродни подвигу. К сожалению, жизнь устроена так, что подвиги совершают многие, героями становятся единицы.

Но как же тяжело продолжать опостылевшую на время работу после неудачи, тем более несправедливой. Помочь выйти из депрессии мог бы мудрый научный руководитель, но такового у наших героев не было. Бесперспективной считали их тему подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава. И даже после первого положительного результата никто не спешил предложить выступить в роли наставника. Специалистов в этой области не было не только в университете, но, пожалуй, и в стране.

Но мир не без добрых людей. Помощь пришла, откуда не ждали. Руководитель упомянутого выше семинара, уже знакомый с исследованиями ребят, вновь пригласил их к себе. На собственном опыте убеждал не падать духом, объясняя, что успехи в науке случаются значительно реже, чем неудачи. И если после каждой юноши будут впадать в транс, то дело продвигаться не будет.

Не только слова ободрения нашел убеленный сединами профессор. Он предложил представить отвергнутую работу на республиканский конкурс молодых ученых. Хорошо зная ее суть, не сомневался в предстоящем успехе. Будучи осведомленным о негативном отношении проректора по науке к студентам, готов был поддержать выдвижение на ученом совете.
Профессор относился к числу столпов, на которых держался научный авторитет вуза. После его обоснованных критических выступлений по развитию новых направлений исследований в университете даже ректор, склонный к авторитаризму, нередко вынужден был менять точку зрения.

Что заставляет пожилого человека, перегруженного собственными делами, обремененного старческими болячками (из-за них он в свое время вынужден был отказаться от должности проректора) находить время для тех, кто не связан с ним никакими формальными узами. Только широта души, стремление сохранить ростки, способные превратиться в будущем в обильно плодоносящие деревья (скорее всего, аналогия с растительным миром наиболее подходящая для данного случая).

В первую очередь, такую беседу должен был провести научный руководитель, но его не было. Заинтересованный в развитии науки в университете, ее обязан был провести проректор по науке, но этому мешала личная обида Николая Ивановича, преодолеть которую он не мог. Ну и наконец, не должен был оставить без контроля случившуюся ситуацию и рек-тор. Но напомню, что молодые энтузиасты трудились полулегально. Тематика исследований не была включена (как бы чего не вышло) ни в какие планы университета.

Достойно удивления в наше безнравственное время, что нашелся неравнодушный человек, сохранивший для науки творцов, взявшихся за подлинно пионерское изучение тайн природы. Сколько других сошли с дистанции из-за недоброжелательного отношения, зависти, других негативных проявлений человеческого характера, одному Богу известно!

Уважаемые читатели!
Информирую вас о выходе книги «Культ ничтожеств», опубликованной ранее на Прозе.ру, в существенно переработанном виде в издательстве Ridero.ru.
Тем, кто пожелает ознакомиться с содержанием, могу посоветовать скачать электронную версию (80 руб.) в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант в формате принт-он-деманд (печати по требованию) (485 руб.) -  в интернет-магазине Ozon.ru (в поисковой строке «все разделы» набираете фамилию автора и название и переходите к электронному или печатному варианту или на сайте https://ridero.ru/books/kult_nichtozhestv/
Буду признателен за Ваши отзывы и пожелания, в том числе критические.
С уважением И. А.


Рецензии