Лиса и заяц

Русские сказки Афанасьева. Переложение: Серж Пьетро.

Пришла весна, разыгралась у зайца кровь. Хоть он силой и слаб, да бегать резв и хватка у него молодецкая к весне появилась. Пошёл он по лесу, глядит: лисья избушка на пути. А чего б, думает, и не зайти к лисе,  потолоковать о том, о сём – глядишь и  помириться удасться за то, что охотничьих собак к её избушке привёл, так это случайно, сам от них убегал.
Подходит к лисьей избушке, а лиса на ту пору сидела на печке, а детки её под окошком. Увидала она зайца и приказывает лисятам:
— Ну, детки! Коли подойдёт заяц косой, да станет спрашивать меня, скажите, что дома меня нету, а то вдруг опять собак привёл. Чего его  несёт ни свет, ни заря? Я давно его, проходимца, поймать не могу – вместо подушки под голову б подложила, мягкий, пушистый, не то что петух старый, шпорами меня  всю за ночь исколол; авось теперь как-нибудь его поймаю.
А сама притаилась. Заяц подошёл и постучался.
— Кто там? — спрашивают лисята.
— Я, – говорит заяц, – здраствуйте, милые лиcятки! Дома ли ваша мать?
— Её дома нету!
— Жалко! Гостей по лесному обычаю встречать лаской надо, а она, как только гость идёт, так и из дому побыстрей, –  прокричал косой что есть мочи и побежал в рощу.
Лиса услыхала это и говорит:
— Ах он, такой-разэтакий! Погоди же, я ему задам жару!
Слезла с печи и стала за дверью караулить, не придёт ли опять заяц.
Глядь – а заяц опять пришёл по старому следу и спрашивает лисят:
— Здраствуйте, лисятки! Дома ли ваша мать?
— Её дома нету!
— Жаль, — сказал заяц, — а то я бы ей по-свойски объяснил, как гостей хороших  потчевать нужно!
Вдруг лиса как выскочит:
— Здравствуй, голубчик!
Зайцу уж не до потчивания, со всех ног пустился бежать, аж дух захватывает, а уши ветром чуть не обрывает. А лиса за ним.
— Нет, косой, – кричит лиса, – не уйдёшь!
Вот-вот нагонит! Заяц прыгнул и проскочил меж двух берёз, которыя плотно срослись вместе. И лиса тем же следом хотела проскочить, да и завязла: ни туда, ни сюда! Билась-билась, а вылезти не сможет.
Косой оглянулся, видит – дело хорошее, забежал с заду и ну лисе хвост укорачивать, из лисьей красы шерсть вырывать, из хвоста её, да клочками разбрасывать, а сам приговаривает:
— Будешь знать, как гостей обижать! Вот как зайца по лесу голодного гонять!
Ощипал ей хвост, как курицу во щи, и побежал на дорогу; а тут недалече была угольная яма – мужик уголья жёг. Заяц поскорей к яме, вывалялся весь в чёрной пыли, да в саже и сделался настоящий монах-чернец.
Вышел на дорогу, повесил уши и сидит. Тем временем лиса кое-как выбралась на волю и побежала искать зайца; увидала кого-то в чёрном и приняла зайца за монаха.
— Здравствуй, — говорит, — святый отче! Не видал ли ты где зайца косого?
— Которого? Что тебя давече ощипал, как курицу во щи?
Лиса вспыхнула со стыда и cбежала домой:
— Ах, он такой-сякой разэтакий! Уже успел по всем монастырям расславить!
Как лиса ни хитра, а заяц-то её проучил!


Рецензии