Мальчишки мужают в боях

       Когда речь заходит о героях Великой Отечественной войны, многие из них часто кажутся нам, чуть ли не былинными богатырями. Между тем, все они были совершенно обычными и простыми людьми из народа, в основном молодыми, можно даже сказать, юными, совсем недавно бывшими ещё детьми.

       Вот какие, например, воспоминания о своем дяде, сохранились в памяти его двоюродной племянницы, которая была всего на шесть лет младше: «Серёжа рос сиротой после смерти матери, отец через некоторое время женился снова. Мои родители мальчика жалели. Мы жили недалеко от школы. Он часто бывал у нас в холодные зимние дни. Бывало, прибежит Серёжа весь замёрзший, отец мой его разденет, посадит греться около печки, а мама приготовит поесть. Он рос скромным мальчиком, выдержанным. Таким же был и в юности, когда учился в лётном училище. Судьба, наверное, у Серёжи была такая: погибнуть молодым». Этим скромным мальчиком Серёжей был будущий Герой Советского Союза Сергей Васильевич Ачкасов.

       В очень трудном для нашей страны 1919 году в селе Староклёнское на Тамбовщине в обычной крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Сережей. Когда Сереже было всего 2 года, умерла его мать. Несмотря на тяжелую жизнь, смышленый паренек с отличием окончил семилетнюю школу в своем селе и, прибавив себе 3 года, уезжает из родного села. Ему очень хотелось увидеть мир, людей и попытаться начать самостоятельную жизнь. Сергей начал работать табельщиком-счетоводом на станции Ступино под Москвой. Над станцией целыми днями, а иногда и ночами, летали военные самолеты, с расположенного неподалеку аэродрома. Постепенно у Сережи появилась мечта – стать летчиком.

       В 1937 году Сергей поступает на двухгодичные курсы Подольского аэроклуба. Затем он стал курсантом Качинской Краснознамённой военно-авиационной школы, которую окончил в ноябре 1940 года и стал военным летчиком в звание сержанта. В его выпускной аттестации было записано:  «Смел, энергичен, инициативен и решителен. Лётная, тактическая, огневая и парашютная подготовки – отличные».

       4 января 1941 года сержант Ачкасов прибыл в один из истребительных авиационных полков Московского военного округа. Молодой лётчик настойчиво осваивал ночные полеты, совершенствовал боевое мастерство и быстро обратил на себя внимание незаурядными качествами прирожденного летчика. Именно поэтому, как лучшего летчика, его включили в число участников воздушного парада над Тушинским аэродромом в День Воздушного Флота СССР, правда, параду неожиданно помешала война. Войну Ачкасов встретил в составе 176-го полка, защищавшего  подступы к Рыбинску в Ярославской области.

       Рыбинск уже тогда был крупным промышленным городом, с гидроэлектростанциями и шлюзами, складами с вооружением и терминалами с горючим. По проходящей через Рыбинск железной дороге шло снабжение двух фронтов – Северо-Западного и Карельского, а также снабжение Ленинграда. В общем, это был важный стратегический центр на верхней Волге.      

       Первый свой успешный бой Ачкасов провел 10 октября 1941 года именно в районе Рыбинска и сбил один из четырех Юнкерсов-88, пытавшихся прорваться к городу.

       Когда окрылённый своей первой победой Ачкасов вернулся на аэродром, там его уже ждал сюрприз, приготовленный его товарищами. Дело в том, что пока Ачкасов был на боевом задании, в гостях у летчиков побывали мальчишки из соседнего села и в знак признательности принесли летчикам котенка сибирской породы. Зная, что Сергей любит животных, однополчане решили подарить ему этого котёнка.

       И вот, когда Сергей благополучно приземлился и, вырулив самолет на стоянку, вылез из кабины, он сразу же очутился в объятиях своих боевых товарищей. Затем прозвучала команда: «Построиться в две шеренги!» и к строю подошла симпатичная официантка лётной столовой Нина. Она при всех поцеловала смущённого героя, поздравила с первой победой и в награду вручила ему пушистого котика. Прозвучало громкое «Ура!»…

       Затем 14 октября в группе с товарищами Ачкасов уничтожил в районе Калязина ещё один Юнкерс-88.

       После того, как на его боевом счету появились сбитые самолеты, Ачкасов подал заявление в партийную организацию части: «Прошу партийную организацию принять меня в члены Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). В борьбе с германским фашизмом, посягнувшим на честь и независимость нашей Родины, высокое звание члена партии оправдаю с честью. Буду, не щадя своих сил и самой жизни, громить чёрных пиратов до полного их разгрома и уничтожения». Надо ли говорить, что герой боев был принят в ряды партии единогласно…

       Обстановка на фронте была тогда очень угрожающей. После захвата немецкими войсками Калинина 14 октября 1941 года, создалась реальная угроза вторжения противника на территорию Ярославской области, которая имела важное стратегическое значение. В данном случае это могло дать немцам возможность для наступления на Москву с севера, что грозило полным окружением Москвы. Поэтому, для усиления обороны Москвы с северо-запада, 17 октября был создан Калининский фронт.

       Ещё активнее стали боевые действия вражеской авиации над объектами Ярославской области. Так, только в течение октября немцами было совершено почти 100 бомбардировочных налетов, в результате которых погибли 327 человек, и было ранено 552 человека. Немецкие летчики разбомбили 175 железнодорожных вагонов, 12 цистерн, 5 паровозов, 4 вокзала, 15 жилых домов, а также другие объекты.

       По указанию Государственного Комитета Обороны, Ярославский обком партии вынес постановление о строительстве оборонительных сооружений на территории области. 17 октября в Ярославле состоялось собрание областного партийного актива, на котором были определены задачи коммунистов в условиях приближающегося фронта. 

       В этот же день в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии противовоздушной обороны Москвы было сбито 14 немецких самолетов. Одного из них сбил таранным ударом над территорией Ярославской области, уже хорошо знакомый нам, младший лейтенант Сергей Ачкасов.

       17 октября погода была очень плохая: небо затянуло облаками, шел мелкий моросящий дождь, переходящий в мокрый снег. Находясь на боевом дежурстве и получив команду, Ачкасов взлетел и, в просветах между косматыми тучами, на дальних подступах к Рыбинску, заметил двух бомбардировщиков. На этот раз это были Хейнкели-111. Произведя несколько атак, Ачкасову удалось подбить один из них, но они, прикрываясь облачностью, продолжали полет к городу. Стрелки бомбардировщиков вели яростный ответный огонь и, в свою очередь нанесли повреждения советскому истребителю. Однако Ачкасов не отступает и продолжает бой. Ему удалось вывести из строя одного стрелка, но тут неожиданно у него закончился боезапас. Всё, стрелять больше нечем. Что делать? Конечно, можно было выйти из боя. Но как вернуться на аэродром, не уничтожив врага, жертвой которого может стать множество людей? Совсем недавно, 13 октября, на железнодорожной станции Лом на ветке Рыбинск – Ярославль во время авиационного налета на поезд жертвами стали более 100 студентов и преподавателей Индустриального техникума и Педагогического института города Шуи Ивановской области, отправившиеся на строительство укрепрайона. И коммунист Ачкасов решил любой ценой не пропустить врага. Ведь в запасе у него  есть ещё одно, разящее оружие – таран!

       И вот пришло время применить это разящее оружие. Подойдя к одному из «Хейнкелей», Ачкасов направил правую плоскость истребителя на левое крыло бомбардировщика. Напуганный немецкий пилот, пытаясь уклониться от тарана, резко развернулся, но всё же попал под удар винта истребителя, который врубился в киль бомбардировщика. Во все стороны полетели обломки, «Хейнкель» стал беспорядочно падать и врезался в землю. Здесь надо признать, что согласно немецких документов, потерь самолетов типа Хейнкель-111 в этом районе не отмечено. Зато зафиксирован факт потери Юнкерса-88 номер 8538 из 3-й группы 76-й бомбардировочной эскадры, который с четырьмя членами экипажа не вернулся из полета в районе Бологое – Зенково, то есть западнее Рыбинска. Логично предположить, что Ачкасов не совсем верно определил тип вражеского самолета и, на самом деле это был не Хейнкель-111, а Юнкерс-88...

       При таране МиГ-3 Ачкасова загорелся, а сам летчик сильно ударился и потерял сознание. К счастью, он вскоре пришел в себя на высоте 800 метров и, оценив обстановку, решил прыгать с парашютом. Прыжок и приземление прошли удачно, а произошло это в районе деревни Власиха севернее станции Родионово. Местные жители помогли летчику, получившему во время тарана сильные ушибы, освободиться от парашюта и доставили его в больницу. Несколько дней ему пришлось пролежать в больнице.

       Через несколько дней, герой тарана снова поднялся в небо и, уже 25 октября в паре с капитаном Почечуевым одерживает свою третью победу, сбив Юнкерс-88 в районе города Кашин. 6 декабря в 50 км восточнее Калязина в составе звена с летчиками Самоновым и Масейкиным он уничтожает ещё один Хейнкель-111. Это был настоящий ас! Заслуги Ачкасова были отмечены: ему присвоили звание лейтенанта и назначили командиром звена. А 4 марта 1942 года он был награжден высшим орденом Советского Союза – орденом Ленина.
         
       Летом 1942 года сложная обстановка для советских войск сложилась под Воронежем. Немецко-фашистские войска имели здесь заметное численное преимущество, здесь же были сосредоточены большие силы немецкой авиации.

       Чтобы сдержать натиск врага, советское командование также передислоцировало часть своих войск на этот угрожаемый участок фронта, в том числе из противовоздушной обороны Москвы 176-й истребительный полк, в котором служил Ачкасов.

       Полк прибыл на Воронежский фронт 7 июля, а уже через неделю Ачкасов успел снова отличиться, - в одном бою 14 июля северо-западнее Воронежа он, сбил лично один Ме-109 и в группе с лейтенантом А. А. Оже, младшим лейтенантом В. И. Журавлёвым и старшиной Шалобановым ещё одного Ме-109. Через месяц, 12 августа, также в одном в бою в районе Воронежа он «приземлил» сразу двух «Мессеров». А на следующий день Ачкасов снова совершил выдающийся подвиг…

       Случилось это 13 августа. Около 7 часов утра Ачкасов, в паре с командиром эскадрильи лейтенантом А. А. Оже, вылетел в район Подклетное, для прикрытия наземных войск. Встретив девятку «Юнкерсов», шедших под прикрытием шести Ме-109, советские летчики завязали с ними бой. В неравном бою Ачкасов и командир эскадрильи сбили по одному «Мессеру», причем Ачкасов трижды спасал своего командира от атак врага. Всё это время бой проходил в районе сёл Марьевка и Ново-Троицкое. После сорока минут боя, у Ачкасова закончились боеприпасы, но он продолжал бой, отвлекая внимание летчиков противника. Вот он увидел, как два немца стали заходить в хвост самолету командира эскадрильи. Спасая командира, Ачкасов бросился наперерез. Дерзким маневром он заставил одного из немцев отвернуть в сторону, а другого, на высоте 5.000 метров, ударил винтом в бок, после чего тот развалился на куски и упал в районе деревни Ново-Троицкое южнее Верхней Хавы.

       Истребитель советского летчика также очень пострадал во время тарана. На нем заглох двигатель, управление было нарушено. К тому же, летчик получил сильное сотрясение мозга. В таких условиях, управлять самолетом не было никакой возможности, и Ачкасов вынужден был выброситься с парашютом. Самолет Сергея упал в 3 километрах от деревни, а его самого в  бессознательном состоянии, к тому же с ранением плеча, подобрали колхозники села Ново-Троицкое и доставили в полевой госпиталь № 4348, находящийся в селе Верхняя Хава…

       Здесь мы не надолго прервем наше повествование о Сергее Ачкасове и скажем несколько слов о лейтенанте А. А. Оже, которого так героически спасал Ачкасов. Командир эскадрильи Антон Анатольевич Оже был ровесником Ачкасова, - он также родился в 1919 году, причем в Ярославской области, которую, как мы знаем, защищал Ачкасов. Так вот, к большому сожалению, Антон из этого боя не вернулся: оставшись один, он был сбит «Мессершмиттами» и пропал без вести…

       Вернемся, однако, к нашему герою. Из-за сильного сотрясения мозга Сергей почти пять долгих месяцев был прикован к госпитальной койке. Лишь в январе 1943 года Ачкасов смог снова вернуться в полк, который в это время воевал на Воронежском фронте. Тем временем, 4 февраля 1943 года, ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Весной Ачкасова назначили командиром эскадрильи, но не долго пришлось повоевать ему в этой должности…

       14 марта 1943 года, около 14 часов, большой группе Хейнкелей-111 из 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер» удалось нанести внезапный удар по аэродрому 176-го полка. От бомб сгорели пять истребителей Як-1, многие другие были повреждены. Но самое главное, - полк потерял нескольких боевых друзей. Погиб и Ачкасов, герой двух воздушных таранов. Не имевший поражений в воздухе, он был сражен осколками взорвавшейся рядом бомбы, когда пытался добежать к своему истребителю.

       А произошло это так. В полдень лейтенант Сергей Ачкасов и капитан Владимир Лялинский вернулись с воздушной разведки. Командир полка подполковник Г. П. Макаров отпустил их обедать, а техникам дал указание заправить горючим «Яки» для очередного вылета.

       Возвращаясь с обеда, летчики непринужденно беседовали и шутили. В разговоре Сергей обмолвился о том, что его скоро должны вызвать в Москву для вручения ему «Золотой Звезды». И  добавил, что в этих горячих боях могут убить и «звёздочку» не дадут поносить. Такая вот мрачная шутка…

       А буквально через 10 минут после этого разговора, на высоте 3.000 метров над аэродромом показалась большая группа Хейнкелей-111. Началась сильная бомбёжка, раздались взрывы бомб и крики людей. Сергей и Владимир успели лечь на землю и первая серия бомб вреда им не принесла. Затем Сергей вскочил и побежал к своему истребителю, но не успел он пробежал и 50 метров, как в 2 – 3 метрах от него взорвалась бомба и, его швырнуло на землю. Лялинский быстро подбежал к Ачкасову, чтобы оказать ему помощь, но ничего поделать было уже нельзя. Смертельно раненый Сергей ещё пытался что-то прошептать, но так и не смог. В правом виске и по всему его телу были осколочные раны. Было ему тогда всего 24 года...

       Кроме Сергея Ачкасова, во время этого трагического налета погибли также командир 176-го полка подполковник Г. П. Макаров, авиамеханик старшина В. З. Дроздов, бойцы 812-го батальона аэродромного обслуживания старшина П. К. Фурман, рядовые М. Е. Савинкин, С. Н. Твердов. Все погибшие были похоронены тут же на восточной окраине села Халино Курской области, где находился аэродром. Через какое-то время 176-й полк улетел дальше на запад, громить врага. На опушке леса остались только могилы павших героев, о которых, похоже, все забыли…

       Прошло более 20 лет. Как-то жарким летом 1964 года несколько учащихся школы села Халино . – Вова Толмачёв, Серёжа Соловьев, Серёжа Чернов, Галя Емельянова, Люда Ледовская, Наташа Дружерученко, Люба и Люда Худяковы, - пошли купаться на местный пруд в районе села и, совершенно случайно увидели на опушке леса несколько холмиков, похожих на заброшенные могилы. О своей находке дети рассказали в школе. Как оказалось, никто в селе уже не помнил, кто был захоронен на опушке. Тогда ребята, вместе с учительницей истории Верой Григорьевной Бабицкой, с энтузиазмом занялись установлением имен погибших воинов. За помощью ребята и руководство школы обратились в областной и районный архивы, а также в военкоматы. После долгой и кропотливой работы постепенно удалось вернуть из небытия имена всех погибших. Узнав фамилии и места, откуда призывались погибшие, удалось связаться с некоторыми их родственниками и сообщить им, где похоронены их родные. С сердечной благодарностью в адрес юных следопытов откликнулся Григорий Васильевич Ачкасов, - родной брат Сергея Ачкасова. Двоюродная племянница Героя, - Анна Петровна Наседкина, прислала свои воспоминания о детстве Сережи, с которых мы начали наш рассказ…

       После того, как ребята проделали огромную поисковую работу, засуетились, наконец-то, органы власти. Приказом Министерства обороны СССР № 9 от 11 января 1965 года Герой Советского Союза лейтенант Сергей Васильевич Ачкасов был навечно зачислен в списки 176-го истребительного авиационного Берлинского Краснознамённого полка.

       По желанию родственников прах Героя был перезахоронен в Тамбовской области, а на месте его прежней могилы был установлен памятник. Память о Сергее Ачкасове хранится в истории военного городка Халино, его именем названа главная улица городка. В школьном музее Халино есть стенд, посвященный боевому пути Героя, его письма, личные вещи…

       Решением Первомайского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 24 мая 2001 года Староклёнской средней образовательной школе было присвоено Почётное имя Героя Советского Союза С. В. Ачкасова. Это та самая школа, в которой учился когда-то скромный мальчик Серёжа…


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.