Прощание с Мумом

Человек всю жизнь искал край, где живут по-другому и рассказывал, что дошёл до мест, где земное воевало с небом…
Слушавший перебил его:
- Зачем так далеко забираться, когда подобное -- в каждом из нас?

Неизвестный автор


1
Когда старого мудреца спросили о Путнике -- вечном бродяге и еретике, разыскиваемом в нескольких странах – а некогда его ученике, с которым разошлись пути, Мум ответил притчей.
Один странник, недовольный порядком вещей вокруг, исходил землю в поисках иных, благословенных мест. Там, надеялся он, не убивают, не отнимают последнее, не обманывают,  не бросают в беде, не крадут, не изменяют…
Много стран он измерил ногами, почти потеряв надежду, прежде чем встретил старца, сидящего у дороги. Странник, спросив разрешение, опустился рядом и заговорил с ним. Слово за слово, старик узнал о цели его поисков. А узнав, прикрыл глаза и покачал головой:
- Надо же… и я искал такой край.
- Да? – выдохнул поражённый странник, - Это правда?
Старик поглядел на него и сказал:
- Какой смысл мне врать, когда я не сегодня-завтра отправлюсь туда.
- Ах, вот ты о чём… - разочарованно произнёс странник, - Я-то надеюсь отыскать его на земле.
- Так у тебя не получится, - ответил старец, - ведь ты ищешь мир вне себя.
Путник попытался осознать услышанное:
- Ищу мир вне себя…
Старик пояснил:
- Сначала необходимо найти его в себе. Ведь, чтобы совершить нечто вовне, мы должны придти к этому внутри себя. Если нет мира в твоей душе, как ты сможешь найти его ещё где-то? Пусть трижды рай в том краю, куда ты дойдёшь, но коль ты неспокоен, то не оценишь и не поймёшь этого, пройдя мимо.
Поражённый странник молчал. Получалось, искания были зря, поиски направлены не туда… и может быть, просто бессмысленны.
- Но если в своей душе ты обретёшь то, что ищешь у других, странствия будут не нужны, и ты даже сможешь делиться этим с другими, - завершил старец свою речь.


2
Когда эта притча нашла Путника, он понял, о ком в ней говорится. Но понял он и другое. «Мум готовится к переходу в иной мир… «не сегодня-завтра», - подумал он, - Успею ли увидеться до того… чтоб ушёл с миром?», и отправился в путь.

Путник был уже далеко не молод, дорога теперь давалась нелегко, и он опоздал. Верный ученик Мума (он именно так и представился) смог лишь отвести его на высокий холм, с которого по завещанию в ветреный день был развеян прах Учителя.
С холма открылся взгляду зелёный рай внизу, рассекавшая его речка, голубоватые горы вдали… Частицами этого теперь стал Мум, который, размышляя здесь, конечно, любовался редкой красоты видом. 
- Он действительно отправился в иное путешествие… обретя этот мир в душе, - тихо произнёс Путник, склонив голову, и молившийся на коленях ученик Мума вскинул на него глаза.
Путник напоследок обвёл взглядом благословенные края, какими они виделись отсюда, и принялся спускаться. Но ученик без имени остановил его:
- Не стоит возвращаться этой дорогой.
- Почему?
- Предчувствие…
«Он что-то знает, но не говорит… - подумал Путник, за голову которого была назначена большая награда, как за еретика - а я, расчувствовавшись, утратил осторожность. Прежде я никогда не возвращался одной и той же дорогой».
- Ты понял, кто я, - сказал он вслух.
Ученик молчал.
- Понял это ещё внизу, при встрече… - продолжил Путник.
Ученик молчал.
- Мальчишка, с которым ты играл, когда я появился, и привёл их, - сказал Путник, - А значит, ты послал его. Он из бедной семьи, для которой такие деньги за мою голову – целое состояние? Ты очень добр.
Ученик не подтверждал и не отрицал сказанное.
- Тебе ведь деньги не нужны, раз ты – верный ученик Мума.
Тот впервые кивнул.
- Значит, ты веришь тому, что болтают обо мне… - заключил бывший ученик Мума, - А ведь Учитель некогда превыше всего ставил личное открытие… каждого. В ту пору, когда мы странствовали вместе, он исповедовал то, что ответы на свои вопросы каждый должен находить сам. Разве он не научил тебя этому?
Внимательно слушавший его молодой человек ответил:
- Я ещё только ищу ответ на вопрос о тебе.
- Я облегчу тебе задачу, - сказал Путник, - Я уже стар и устал прятаться. Ты, не желая того, можешь помочь мне достойно завершить путь. Осчастливив бедную семью наградой за мою голову. У меня только есть последнее желание: подождать душегубов здесь, глядя на разлитую внизу красоту, частью которой стал отныне Мум. Надеюсь, у тебя нет возражений?
- Ты хочешь, чтоб я сходил за ними? – уточнил ученик.
Путник пожал плечами:
- Как пожелаешь. Можем подождать их вместе, проведя время в беседе.
- Ты будешь разговаривать с человеком, который предал тебя?
- По моей просьбе, - покачал головой Путник, - Ты же передумал, предупредив меня. Разве не так?
- Я останусь и расскажу тебе…
Но Путник прервал его:
- Если ты хочешь поведать, как они приказали сообщить о разыскиваемом бунтаре, который может придти попрощаться с Учителем, и я подошёл под описание, то не трудись… Не стоит на это тратить моё последнее время.
- Нет, я о другом. Но для этого мне нужно, чтобы ты отдал посох.
Путник усмехнулся и протянул палку, не раз выручавшую в передрягах:
- Опасаешься, что буду сопротивляться?
Ученик принял тяжёлый посох, спрятал его за спину и отступил на полшага:
- Они действительно так говорили про тебя… но дело в том, что я ничего не шепнул мальчишке.
В наступившей тишине Путник посмотрел на него и только покачал головой. Потом он сказал:
- Таким способом ты искал ответ на вопрос: что я за человек?
Ученик молча кивнул.
- Ну и фрукт же ты! А как предусмотрителен! Посчитал, что услышав такое, не премину огреть!
И Путник… расхохотался. Отсмеявшись, он, опускаясь на траву, знаком предложил ученику присесть рядом. Тот последовал приглашению.
Оба молчали, глядя вдаль. Теперь можно было не торопиться, время для беседы было.


3
Ученик начал первым:
- Мум говорил, что если ты не погиб, то придёшь… и просил отвести тебя сюда. Говорил, ты поймёшь зачем.
- Однако вряд ли он предлагал такую встречу, - отозвался Путник.
- Извини… это уж я, - склонил голову собеседник.
Но Путник продолжил:
- Сегодня ты побывал в роли казнителя и милователя. Какая из ролей больше пришлась по вкусу?
Ученик не ответил, опустив глаза.
- Ладно, - сказал старший собеседник, коснувшись его плеча, - не примеряй теперь ещё роль казнителя себя самого. Чем ты живёшь здесь?

Оказалось, тот – лекарь и довольно успешный. Плату за лечение не берёт, не отказываясь от еды. Хотя, ища целебные травы и коренья, заодно запасается ягодами и грибами.
- Я вижу, чем больны люди, - ответил молодой целитель, - Могу тебя подлечить.
Но Путник пропустил его предложение мимо ушей:
- Я тоже знаю, чем больно большинство: гордыней при отсутствии особого ума. Это – не лечится…
Лекарь-ученик промолчал. Потом он спросил:
- Может, ты хочешь узнать к чему пришёл Учитель?
- Его притчу об ищущем в иных краях то, что у каждого в душе, я услышал, - ответил Путник, -  перед нами то, к чему он пришёл… а ты – это то, что он оставил. 


Рецензии
Интересно... Творец - сущность самодостаточная, ещё и в разных лицах един бывает. Даже, если скучно, можно поговорить :)))
Он и нас такими сделал - главное, найти себя, в себе... Только мы ещё маленькие, нам с собой скучно :)))
Здравствуйте, Александр :)
P.S. В дневнике почитал... Тяжко это всё...

Дмитрий Левченко   04.08.2014 21:54     Заявить о нарушении
И не говорите... (это я о поскриптуме :(

А о тексте... да, в разных наших лицах.

Здравствуйте, Дима (-: и Ваши тоже)

Ааабэлла   04.08.2014 22:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.