Сопричастность памяти

Несколько лет назад, в поисках работы, я зашла в одну московскую организацию. Начальник отдела кадров довольно скептически начал разглядывать мой паспорт и вдруг посветлел лицом: "Так Вы - из Электростали? Я ведь тоже там родился и жил в юности. А Вы знаете - как раньше город назывался?"  "Конечно, знаю - станция Затишье, мне мама рассказывала." Тут начальник совершенно умилился, взялся за телефон и стал звонить главбуху. На месте ее не оказалось, он позвонил еще по двум или трем номерам, но безрезультатно. Тогда начальник велел мне подождать в предбаннике, а сам надел пальто ( дело было в начале декабря ) и через ереулок, и еще через квартал (!) пошел в основной корпус разыскивать главбуха.
А я сидела и думала - вот чудеса! Кто я ему, чтобы так расчувствоваться? Мы никогда не встречались, да и не могли - судя по возрасту, когда он уехал из Электростали, я еще не родилась, а в три года меня уже оттуда увезли, о чем я ему сказала. Но я знала о станции Затишье - о его милой родине! Я неожиданно оказалась СВОЕЙ.

И сейчас, почему-то вспомнив тот эпизод, не перестаю удивляться - чем так важна эта общность памяти? Что в ней необыкновенного, даже сакрального, если хотите?..
Священность памяти о предках - как сохранение и утверждения себя, вместе со своим родом и своей землей?  ( О земле разговор особый! )
Если мы храним память, значит и нас кто-то вспомнит, и мы не бесследно канем... Мы тоже БЫЛИ.
В этом году,  в День Победы 9 мая, люди стали выходить на улицу с портретами дедов и прадедов, воевавших в ту войну. С одной стороны, умилительное и достойное явление - его можно только приветствовать, а с другой... Почему именно в этот год народ так "пробило" на о героизм своих родных? Может быть, они поддерживают нас в крымской "победе"? Или другое предположение: мы, каждый из нас для страны  - никто, прежний винтик, электоральная единица... Но деды наши  - ВАЖНЫ, их не вычеркнуть! И мы пытаемся компенсировать свою никчемность и беспомощность ИХ подвигом? Мы им - СВОИ.

Выходит, что любовь к своим, всему своему - просто страх одиночества, забвения... смерти, в конце концов? Хотя для верующих это вообще не должно иметь значения, их вечное Отечество - Царство Небесное ( вне зависимости от религии, по сути )
А на земле мы тешимся иллюзией, что дороги своим родным. И что Родине мы зачем-то необходимы, и она нас тоже любит... И думать иначе - предательство. Это как в любви: "Я его или ее так люблю - не могут же они поступить со мной подло!"

И если со СВОИМИ более-менее понятно, то чем так пугают ЧУЖИЕ? Мы их не понимаем, а вдруг они что-то против нас замышляют? Или просто
насмехаются над нами на своем непонятном языке... Неужели любовь к своим - это неизбывный древний страх чужих? Возможно, люди со знанием нескольких языков, легче и спокойнее воспринимают других? А чем необразованней народ, тем сильнее он отторгает новое и других людей, в частности. Тем, в общем, патриотичней?.. 
Здесь пора переходить  к следующей статье.


Рецензии