Игра в бисер

"Игра в бисер" Германа Гессе, роман, безусловно достойный перечитывания и обсуждения.
Он не так прост в восприятии, но результат прочтения безусловно  оправдывает затраченные умственные усилия.
В описываемой Гессе  фельетонной  эпохе научные работы по стилю и по глубине не превосходят дешёвые газетные фельетоны. Их отличает лёгкость, поверхностность, отсутствие претензии на глубокое осмысление. Из недр фельетонной эпохи, как реакция и протест на неё вырастает интеллектуальная сфера деятельности – «Игра в бисер». Основная идея игры – соединение символов, знаков, абстрактных понятий различных наук, музыки, искусств в общие и ещё более абстрактные понятия.  В дальнейшем с ними, как с элементами новой культурной реальности проводится утончённая интеллектуальная «игра» - создание  необыкновенно интеллектуальных и утончённых произведений - совершенно отличных от того, что уже присутствовало в  истории культуры. Это настоящий прорыв вперед, новое не в частности, а в самой своей сути.
Понять не  простые идеи философского романа  может помочь обращение к осмыслению значения знака, символа – этого решающего образования в освоении и развитии культуры. Способность к вербально-знаковому общению – одна из самых существенных инноваций,  отличающих человека от представителей животного мира. Гессе описывает полу-фантастический вариант  ещё одного качественного шага  в развитии  сознания – появления сверхчеловеческого в индивидуальном развитии интеллекта и в создании соответствующей общности. Образы  и конкретные представления являются  непосредственной средой, которая подвергается абстрагированию и символизации;  в гессевской  игре такой средой являются  лучшие достижения человеческой мысли. Особенно ценно то, что в фантастическом построении Гессе новый  виток символизации не приводит к эмоциональному выхолащиванию, душевному оскудению личности. Наоборот, играющий в бисер развивает способность нового, значительно более богатого восприятия действительности. Наука требует логического, непротиворечивого мышления, а искусство  способности целостно, нерасчленённо, на уровне высших эмоций, воспринимать и творить. Сочетание  универсальности интеллекта и узкой профессиональной специализации приводит  к ограниченной функциональности разума - новая реальность сложна и полна противоречий и за ее освоение  адепты расплачиваются порой  большей душевной ранимостью и склонностью к более мучительным душевным страданиям.
Адепты игры воспринимают её идеалистически, но не в конкретно-религиозной форме, а скорее в духе платоновского мира абсолютных идей. Этому способствовует монашески-аскетический образ жизни игроков в бисер, отказ от мирских удовольствий и благ, полная самоотдача игре, а также «паломничество в страну Востока», постоянная духовная направленность и длительные медитации. Мир  "игры в бисер"  предельно сложный, неоднозначный,  но в нем же рождаются и  способы решения внутренних противоречий. 
И всё же  одна из главных проблем игры не решена: отрыв от реальной жизни, обескровливает ее – Гессе несколько раз напоминает о умирании новой реальности. Не случайна развязка – главный магистр игры, её творец и исполнитель, уходит в реальную жизнь.  Таким образом,  живое, естественное и простое побеждает изысканно сложную, но искусственную систему.
Попытка создания новой культурной реальности оказалась нежизнеспособной, но своим полуфантастическим   романом Гессе  пытается предугадать возможные перспективные варианты развития интеллектуально-духовной сферы человечества.
В осмыслении этого философского романа может помочь концепция Л.Выготского о значении знака, символа – этого решающего образования в освоении и развитии культуры. Способность к вербально-знаковому общению – первое, что отличает человека от животного мира.  Гессе предполагает ещё один качественный шаг в развитии – путь к сверхчеловеку. Если образы и конкретные представления явились непосредственной средой, которая подвергалась абстрагированию и символизации, то в игре этой средой стали лучшие достижения человеческой мысли. Здесь представляется ценным то, что при подобном витке символизации не происходит эмоционального выхолащивания, душевного оскудения личности. Наоборот, играющий в бисер развивал в себе новое, значительно более богатое восприятие действительности, расплачиваясь за это большей  ранимостью  и порой  более мучительными душевными страданиями. Этому способствовало сочетание универсальности интеллекта и узкой профессиональной специализации, приводящей к ограниченной функциональности разума.
Полуфантастический стиль  романа позволяет Гессе предугадать возможные перспективные варианты судьбы интеллектуально-духовной сферы.
    В фельетонную эпоху научные работы по стилю и по глубине не превосходят дешёвые  газетные фельетоны. Их отличала лёгкость, поверхностность, отсутствие претензии на глубокое осмысление. Из недр фельетонной эпохи и как реакция  и протест на неё вырастает интеллектуальная сфера деятельности – «Игра в бисер». Основная идея игры – соединение символов, знаков, абстрактных понятий различных наук, музыки, искусств в общие и ещё более абстрактны понятия. В дальнейшем и с ними проводится утончённая интеллектуальная «игра» - создание с их помощью необыкновенно интеллектуальных и утончённых произведений.
  Наука  требует логического, непротиворечивого мышления, а искусство – способности целостно, нерасчленённо, на уровне высших эмоций, воспринимать и творить.
   Адепты игры воспринимали её религиозно, но не в конкретной форме, а скорее в духе платоновского идеального мира абсолютных идей. Этому способствовал сам монашески-аскетический образ жизни адептов, отказ от мирских удовольствий и благ, полная самоотдача игре, а также «паломничество в страну Востока», постоянная духовная направленность и длительные медитации.
   И всё же отрыв от реальной жизни обескровил игру – Гессе несколько раз напоминает о её умирании. Не случайна развязка – главный магистр игры, её творец и исполнитель, уходит в реальную жизнь и становится обычным домашним учителем.
  Таким образом, в конечном итоге, живое, естественное и простое  побеждает изысканно сложную, но искусственную систему.


Рецензии
"Игру" давно не перечитывал, наверное снова настала пора. Спасибо.
Со многими вашими сентенциями склонен скорее не согласиться, и не из вредности или неистребимой потребности всё оспорить, просто "Игра в бисер" мной (дОлжно нами написать - книжка зачитана была, передавалась из рук в руки, в очередь) была прочитана в нужное время и в нужном месте, а потому даже и стала Книгой, да.
:)

Анс -Тот Самый   28.05.2015 07:55     Заявить о нарушении
И все таки приятно знать, что кто-то тоже увлекался произведением, которое нравится мне!
Спасибо за отклик.

Марина Лебедь   29.05.2015 09:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.