Игра в бисер
Он не так прост в восприятии, но результат прочтения безусловно оправдывает затраченные умственные усилия.
В описываемой Гессе фельетонной эпохе научные работы по стилю и по глубине не превосходят дешёвые газетные фельетоны. Их отличает лёгкость, поверхностность, отсутствие претензии на глубокое осмысление. Из недр фельетонной эпохи, как реакция и протест на неё вырастает интеллектуальная сфера деятельности – «Игра в бисер». Основная идея игры – соединение символов, знаков, абстрактных понятий различных наук, музыки, искусств в общие и ещё более абстрактные понятия. В дальнейшем с ними, как с элементами новой культурной реальности проводится утончённая интеллектуальная «игра» - создание необыкновенно интеллектуальных и утончённых произведений - совершенно отличных от того, что уже присутствовало в истории культуры. Это настоящий прорыв вперед, новое не в частности, а в самой своей сути.
Понять не простые идеи философского романа может помочь обращение к осмыслению значения знака, символа – этого решающего образования в освоении и развитии культуры. Способность к вербально-знаковому общению – одна из самых существенных инноваций, отличающих человека от представителей животного мира. Гессе описывает полу-фантастический вариант ещё одного качественного шага в развитии сознания – появления сверхчеловеческого в индивидуальном развитии интеллекта и в создании соответствующей общности. Образы и конкретные представления являются непосредственной средой, которая подвергается абстрагированию и символизации; в гессевской игре такой средой являются лучшие достижения человеческой мысли. Особенно ценно то, что в фантастическом построении Гессе новый виток символизации не приводит к эмоциональному выхолащиванию, душевному оскудению личности. Наоборот, играющий в бисер развивает способность нового, значительно более богатого восприятия действительности. Наука требует логического, непротиворечивого мышления, а искусство способности целостно, нерасчленённо, на уровне высших эмоций, воспринимать и творить. Сочетание универсальности интеллекта и узкой профессиональной специализации приводит к ограниченной функциональности разума - новая реальность сложна и полна противоречий и за ее освоение адепты расплачиваются порой большей душевной ранимостью и склонностью к более мучительным душевным страданиям.
Адепты игры воспринимают её идеалистически, но не в конкретно-религиозной форме, а скорее в духе платоновского мира абсолютных идей. Этому способствовует монашески-аскетический образ жизни игроков в бисер, отказ от мирских удовольствий и благ, полная самоотдача игре, а также «паломничество в страну Востока», постоянная духовная направленность и длительные медитации. Мир "игры в бисер" предельно сложный, неоднозначный, но в нем же рождаются и способы решения внутренних противоречий.
И всё же одна из главных проблем игры не решена: отрыв от реальной жизни, обескровливает ее – Гессе несколько раз напоминает о умирании новой реальности. Не случайна развязка – главный магистр игры, её творец и исполнитель, уходит в реальную жизнь. Таким образом, живое, естественное и простое побеждает изысканно сложную, но искусственную систему.
Попытка создания новой культурной реальности оказалась нежизнеспособной, но своим полуфантастическим романом Гессе пытается предугадать возможные перспективные варианты развития интеллектуально-духовной сферы человечества.
В осмыслении этого философского романа может помочь концепция Л.Выготского о значении знака, символа – этого решающего образования в освоении и развитии культуры. Способность к вербально-знаковому общению – первое, что отличает человека от животного мира. Гессе предполагает ещё один качественный шаг в развитии – путь к сверхчеловеку. Если образы и конкретные представления явились непосредственной средой, которая подвергалась абстрагированию и символизации, то в игре этой средой стали лучшие достижения человеческой мысли. Здесь представляется ценным то, что при подобном витке символизации не происходит эмоционального выхолащивания, душевного оскудения личности. Наоборот, играющий в бисер развивал в себе новое, значительно более богатое восприятие действительности, расплачиваясь за это большей ранимостью и порой более мучительными душевными страданиями. Этому способствовало сочетание универсальности интеллекта и узкой профессиональной специализации, приводящей к ограниченной функциональности разума.
Полуфантастический стиль романа позволяет Гессе предугадать возможные перспективные варианты судьбы интеллектуально-духовной сферы.
В фельетонную эпоху научные работы по стилю и по глубине не превосходят дешёвые газетные фельетоны. Их отличала лёгкость, поверхностность, отсутствие претензии на глубокое осмысление. Из недр фельетонной эпохи и как реакция и протест на неё вырастает интеллектуальная сфера деятельности – «Игра в бисер». Основная идея игры – соединение символов, знаков, абстрактных понятий различных наук, музыки, искусств в общие и ещё более абстрактны понятия. В дальнейшем и с ними проводится утончённая интеллектуальная «игра» - создание с их помощью необыкновенно интеллектуальных и утончённых произведений.
Наука требует логического, непротиворечивого мышления, а искусство – способности целостно, нерасчленённо, на уровне высших эмоций, воспринимать и творить.
Адепты игры воспринимали её религиозно, но не в конкретной форме, а скорее в духе платоновского идеального мира абсолютных идей. Этому способствовал сам монашески-аскетический образ жизни адептов, отказ от мирских удовольствий и благ, полная самоотдача игре, а также «паломничество в страну Востока», постоянная духовная направленность и длительные медитации.
И всё же отрыв от реальной жизни обескровил игру – Гессе несколько раз напоминает о её умирании. Не случайна развязка – главный магистр игры, её творец и исполнитель, уходит в реальную жизнь и становится обычным домашним учителем.
Таким образом, в конечном итоге, живое, естественное и простое побеждает изысканно сложную, но искусственную систему.
Свидетельство о публикации №214080300412
Со многими вашими сентенциями склонен скорее не согласиться, и не из вредности или неистребимой потребности всё оспорить, просто "Игра в бисер" мной (дОлжно нами написать - книжка зачитана была, передавалась из рук в руки, в очередь) была прочитана в нужное время и в нужном месте, а потому даже и стала Книгой, да.
:)
Анс -Тот Самый 28.05.2015 07:55 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.
Марина Лебедь 29.05.2015 09:35 Заявить о нарушении