Гробницы Медичи

Микеланджело удалось создать бессмертный символ умирания, олицетворённое погружение человеческого духа в вечный сон. Смысл аллегории – олицетворение беспощадного, влекущего к могиле, времени.
   Достоверная передача атмосферы горя, сильного страдания достигается, прежде всего, дистанцией монументального архитектурно-скульптурного ансамбля, его удалённостью от зрителя. Уже в этом проявление гениальной психологической проницательности – особое состояние переживания утраты, глубокой скорби неизменно сопровождается ощущением отчуждённости от окружающего мира. Скорбный мир горя отдалён незримой стеной от суетного мира жизни.
   Впечатляет гениальное использование пространственно-временного восприятия композиции. Осмотр скульптурного ансамбля с разных точек обозрения производит неодинаковое впечатление и создаёт ощущение движения, внутренней борьбы. Произведение как будто обладает временной протяжённостью - с одной точки обзора гармоническая уравновешенность, с другой - напряженность и предчувствие обреченности.
  В удивительной гармонии диссонансов в контрастном столкновении переплетены трагическое, прекрасное и возвышенное. Существующий момент, запечатлённый в скульптурном изображении, заключает в себе отблеск прошлого и ростки будущего. Контрасты придают застывшей статике импульс движения. Полный покой внутренне напряжённых поз воспринимается как скрытое, внутреннее, бесконечное падение в мир горя. Этот эффект достигается, прежде всего, расположением фигур на покатых крышках таким образом, что создаётся щемяще-тревожное ощущение соскальзывания, падения. Конвульсивно напряжённую фигуру «Вечер» как будто одолевает оцепеняющая истома. А расположенная с другой стороны, просыпающаяся фигура, еще полусонная, начинает потягиваться, упираясь ногами в ложе. Эта величественная, передающая идею возрождения духа, фигура, изображающая утро, также трагична – она олицетворяет пробуждение к жизни, но неохотное, медленное, отравленное сомнениями и плохими предчувствиями.
  Общее впечатление от этой, глубоко символичной скульптурной композиции - щемящее предчувствие безрадостной неотвратимости будущего.


Рецензии