Магия образа Сталина

  Магия образа Сталина

    На съёмочных площадках во время съёмок фильмов мне приходилось бывать много раз, и нередко на них происходили непредусмотренные режиссёрским сценарием ситуации, память о которых хранится многие годы. Хочу поделиться воспоминанием о такой неординарной ситуации, произошедшей на съёмках фильма «Битва за Москву» режиссёра Юрия Николаевича Озерова.

По сценарию глубокой ночью на платформе метро «Маяковская» снимался эпизод о Торжественном предпраздничном заседании Моссовета, произошедшем 6 ноября 1941 года. Такое традиционное заседание, посвящённое очередной годовщине Октябрьской революции обычно, в мирное время, проходило в Большом театре. Но дату эту в 1941 году Москва встречала на осадном положении, линия фронта проходила в 14 км от столицы, Большой театр был заминирован, а потому заседание было решено провести на платформе метро «Маяковская».

В то время Москву наполнили слухи о том, что Сталин и Политбюро покинули город, а потому Сталин ещё 24 октября вызвал к себе командующего Московского военного округа генерала Артемьева и распорядился начать подготовку к параду на Красной площади в день 7 ноября.  А 6 ноября состоялось уже упомянутое заседание Моссовета, которое и собирался снимать Юрий Озеров.

Для съёмок достаточно точно была воспроизведена обстановка того заседания. На платформе  расставили ряды кресел для депутатов Моссовета и приглашенных,  установили столы президиума и трибуну для выступлений. Массовка прибыла в метро «Маяковская» после окончания работы Метрополитена и усажена в кресла бригадирами уже после полуночи. Прибыла съёмочная группа, артисты, исполнявшие роли членов правительства и других важных персон. Юрий Озеров заметно нервничал, установки актёрам и членам съёмочной группы давал строгим голосом, иногда даже покрикивая непонятливым или нерадивым. Как-то незаметно массовка и все присутствующие почувствовали, что атмосфера в воссозданном зале того времени наполнялось духом той эпохи.

     Члены массовки если и переговаривались друг с другом, то тихим голосом, чувствовалось напряжённое ожидание знаменательного события, хотя уже ко времени съёмок (шёл, если не ошибаюсь, 1984 год) отношение к происходящему и, в частности к Сталину, прибытия которого все с интересом ждали, среди  присутствующих было далеко не одинаковое. Были как ярые противники, так и сторонники вождя.

Но актёр, исполнявший роль Сталина, долго не появлялся. Все участники массовки, поудобнее расположившиеся в своих креслах без особого интереса наблюдали за приготовлениями актёров, узнаваемых членов правительства СССР, передвижениями режиссера и оператора. И вот, наконец, на платформе появился Сталин. Насколько я помню, он спустился по эскалатору и направился к трибуне. 

И тут, совершенно неожиданно, все участники массовки, как по команде встали, растерянно переглядываясь и одновременно устремив свои взоры на грозного вождя. Актёр уже, видимо, хорошо вошедший в роль, окинул строгим взглядом присутствующих, и с грузинским акцентом в наступившей мёртвой тишине тихим голосом произнёс:

«Садитесь, товарищи», - и степенно подошёл к трибуне. Он слегка кивнул актёрам, съёмочной группе и строго посмотрел на режиссёра.

«Здравствуйте, Юрий Николаевич», - покровительственным тоном он поприветствовал режиссёра, который, как показалось мне, немного присмирел, стал давать указания уже более тихими возгласами.

И тут с участников массовых сцен словно спало  напряжение, раздались нервные смешки, люди удивлялись своему неожиданному поступку, некоторые уже усаживались, кто-то продолжал стоять, не зная как вести себя дальше.

        «Садитесь, товарищи», - уже тёплым тоном произнёс Сталин.

Все уселись, раздались сначала тихие смешки, перераставшие в громкий смех, а затем раздались бурные аплодисменты. В ладоши хлопали и противники, и сторонники вождя. И все почувствовали магию образа Сталина. 


Рецензии
Здравствуйте!
Интересно, если говорить о кино. Печально, если говорить о персонажах рассказанной Вами истории. Посмотрела в "Словаре русского языка" объяснение слова "магия". Там есть и "адские силы".
Фильм кинорежиссёр Юрий Озеров снимал в 1984 году. Тот год недалеко отошёл от правления в СССР Иосифа Джугашвили - Сталина; от развязанных им политических репрессий, унёсших, наверное ( никто не подсчитал, сколько было уничтожено советских людей с самого начала репрессий - 30-е годы ХХ в.), не один миллион граждан СССР.
А те, кто снимался, готовил съёмки, массовка, снимал - там были также дети и внуки "врагов народа". Не магия образа Сталина, а страх потомков убиенных невинно был ещё одним персонажем того кино.

В мемуарах советских актёров, игравших роли Владимира Ульянова-Ленина в кино, в воспоминаниях тех, кто их знал, есть такие рассказы. Перерыв в съемках (или в театре во время репетиций); актёры выходят из образов, располагаются, кто где, шутят... Как-то один из киноактёров подошёл к актёру, игравшему Ленина, что-то сказал, положив ему руку на плечо. Тут же получил нагоняй от режиссёра: "Как посмел? Это же Ленин!".
Полная дурь! Вот так на пустом месте кое-кто создаёт кумиров. Если бы только для себя. Нет, вынуждают чтить их и других. В СССР была именно такая эпидемия.
Удач!

Василиса Фед   23.01.2025 19:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.