Изгоев. Антонов огонь
Добрый день, уважаемый Арон Соломонович. Столько событий. Ощущение, как сказал один нынешний олигарх, что "верхи", эти тектонические плиты истории, пришли в движение. Что-то неуловимое для нас, "черни", происходит на заснеженных вершинах. Но столько простых жизней могу подмять, "наезжая" друг на друга, эти плиты. Хотя почему "могут"? Уже мнут.
Хотелось сегодня, Арон, обсудить причину украинского голодомора. Недавно наткнулся на малоизвестную работу Ленина, связанную с Донецком. Ну и среагировал. Тоже в строку мешочничества и полуторапудниц. Тема странно затягивает некой недосказанностью, отношением к ней иных наших руководителей, а главное-концентрацией человеческого горя, безнадеги. Бывшие рабы опять попали в смертельный переплет, ещё более зверский. Сейчас иные "горячие головы" кричат о развернувшемся у соседей геноциде. Настоящее истребление бывшего рабского сословия началось сто лет назад. Чудовищная война, действия чиновников и собственная запрограммированность, обусловленная христианской покорностью, обрекли крестьянство на незавидную судьбу. И первыми под эту раздачу после Октября попали именно те, кто пытался спасти своих детей.
Как очевидец тех кровавых лет, Вы пишите о большевиках-людях действия. Вместо соблюдения общих законов развития экономики, они схватились за дубину, ружье и пулемет. Большевики стали расстреливать "спекулянтов", отбирать их имущество. Саботажников сажали в тюрьмы. Для перераспределения продовольствия создавались вооруженные продотряды, изымающие "излишки" зерна у крестьян. И те, с менталитетом бывших рабов, безропотно отдавали то, что должно было спасти жизни собственных детей. Очевидно, что и в то время было много неполных семей. Но причина иная, чем в наше время. Кровавая война, принудительная мобилизация, как красными так и белыми. Оказавшись между молотом и наковальней исторических потрясений, крестьянство отдавало Молоху самых работоспособных. Знаете, Арон, никогда не забуду кадры ещё советского пропагандистского фильма о "кулаках" и их прихвостнях. Красноармейцы в буденовках вытаскивают из ям мешки. Рядом худая женщина в ветхой одежке, стоит безропотно. Лес рубят-щепки летят, подытожил подобную работу продолжатель. И красноармейцам в буденовках была безразлична судьба женщины и её детей. Главное-спасение революционных завоеваний, политическая целесообразность действий.
Вы пишите, что сила правительственной власти оказала свое влияние на экономическую жизнь. Но учитывалась ли при этом специфика земледелия и скотоводства в России? Неважно, монархической она по цвету, советская или как сейчас-постсоветская. Знаете, Арон, есть такой автор-Ричард Пайпс. Не будем обсуждать его отношение к советской власти и к феномену нашего исторического развития. Его истоки он видит во взаимоотношениях социума и частной собственности. Думаю, здесь, близкий к Вам по этносу, товарищ вполне объективен. В России после введения христианства произошла резкая поляризация этих взаимоотношений. Царь, правитель является не только сувереном государства, но и его собственником. Подчеркну ещё раз, это высказывание Пайпса. Со своей стороны рискну сказать ( закроют же, придурок), что подобное взаимоотношение наблюдается и в XXI веке. А при таких взаимоотношениях прогнозируемы резкие перемены политического курса при неизменности архаических экономических отношений.
Прочь, Арон, от опасной темы. Возьмем другое, не менее объективное, подмеченное Ричардом. Кстати, это прослеживается и в работах других ученых. Речь идет о неоднородности природных и климатических условий России. В стане, где большую часть населения проживало в деревнях, не учитывать эти особенности -реальное преступление властей. Эти особенности вкупе с примитивной транспортной инфраструктурой, действиями многочисленных чиновников и создавали тот бардак, который ещё до Октября приводил к ужасному голоду в губерниях с недородом. Это же нужно было додуматься Риттиху до продразверстки, последующей вслед за отменой золотого червонца. Они же сами подготовили народ к перевороту этой исторической клепсидры. И наплевать было властям, что вместо воды в этих часах кровь миллионов, ещё живых, ещё порождающих эту ценную для России жизнь.
Вернемся к "природному" замечанию Пайпса по поводу особенностей сельского хозяйства нашей страны. В то время, как пишет автор, когда крестьянин Западной Европы давал зерна "сам-пят", затем и "сам-шест" и "сам-сем", а в Англии и "сам-десят" (точнее, думаю, "сам-десять"), в России это соотношение редко поднималось выше "сам-третей". Лишь в урожайные годы в отдельных губерниях наблюдалось "сам-четверт" и даже "сам-пят", но это не было устойчивой тенденцией. И главное-динамика урожайности. В отличии от Западной Европы, пишет Пайпс, российский крестьянин никак не мог произвести достаточных излишков зерна. И тут же оглушительный для наших амбициозных политиков вывод: "В стране с достаточно низкой урожайностью невозможны высокоразвитая промышленность, торговля и транспорт" А главное: "...невозможна там и высокоразвитая политическая жизнь". Все, точка.
Возможно, что некое сочетание глобального технологического прогресса с урожайным (по местным меркам) годом послужило неким спусковым крючком для дальнейших политических реформ. Тут же пригодилось и учение Маркса-Энгельса, вполне соответствующее историческому моменту. Как следствие -грандиозный эксперимент, материальное воплощение идей создателя "Капитала". И насмешкой над первичным источником мысли, отношение социума и капитала остались на уровне древней Московии. Интересно мне, Арон, а как сейчас с этим отношением? Намного ли оно изменилось после очередного поворота нашей клепсидры? Жаль, что Вы не можете ответить на этот вопрос.
В своей статье, уважаемый Арон, Вы пишете, что полицейская глупость большевиков затмила собой полицейскую глупость старого строя, который тоже не особенно ясно разбирался в экономических вопросах. Рискнул бы продолжить эту логическую цепочку, но прикушу язык. Оно ещё аукнется. Но с Вашей мыслью по поводу глупости большевиков вынужден не согласиться. Конечно, их судорожные действия были вызваны не экономическим расчетом, а некой политической целесообразностью действий взявших власть. Некая изворотливость, четкая идеологическая целенаправленность спасла молодую советскую власть от поражения. Тут ещё запасы оружия, оставшиеся после экономического рывка, обусловленного только что закончившейся войной.
Вы говорите, что большевики стали объяснять массовый отказ крестьян сдавать хлеб по твердым ценам происками врагов. Легко воспользоваться разговорами о контрреволюционной агитации правых эсеров и меньшевиков, саботажем кадетов и интеллигенции. В этой ситуации крестьянин живо среагировал на тех, кто открыто противопоставил себя принудительному изъятию "излишков" зерна. Ярким примером служит исторический "антонов огонь", одно из самых крупных восстаний против действий большевиков. Тема лидера восстания отдельная. Думается, что элементы заговора и привлечения левого эсера к руководству восстанием вполне закономерны. Тем более, что перед этим белогвардейцы Мамонтова оставили здесь много оружия.
Интерес большевиков к "мятежной" губернии тоже не случаен. Тамбовщина испокон веков была одной из главных житниц России. Даже в годы Первой мировой, чье столетие отметили мы на днях, губерния не утратила своего экономического потенциала. Потеря экспортных поставок в Европу тогда компенсировались запросами фронта. Очевидно, что и личные запасы зерна сельского населения здесь росли. Но в двадцатом, завершающем для "белого движения", году в губернии, как и во многих других областях России, разразилась очередная засуха. Будь политическая ситуация чуть иной, крестьяне могли бы и пережить с минимальными потерями и эти невзгоды. Но помятуя ещё риттиховскую продразверстку и видя масштабы нынешней, значительная часть населения взялась за припрятанные после ухода Мамонтова "трехлинейки", а кому не досталось-и вилы с косами. Здесь больше прослеживается экономическая причина волнений. Несмотря на засуху план по продразверстке остался прежним-11,5 миллионов пудов. А собрано в этот год было двенадцать миллионов. Фактически власти обрекали богатую до этого тамбовскую деревню на голод. Это ли, Арон, не геноцид собственного народа, его наиболее трудоспособного и покорного населения. Но и многовековой покорности пришел конец.
И вот здесь, Арон, большевики проявили отнюдь не полицейскую тупость. Важно, что к этому времени белогвардейцы уже готовились к своей "крымской" эвакуации. Начнись крестьянское восстание годом раньше и ситуация развивалась бы по иному сценарию. Но и здесь, очевидно, сыграл главную роль климатический фактор. Ох, Арон, Арон, сколько раз он влиял на ход исторических событий в России, что само по себе говорит о некой непредсказуемости нашей дороги. Но все же главное-сам человек, его надежда до последнего терпеть все эти эксперименты над собой, включаясь невольно в вечную российскую парадигму "власть-капитал". Когда же они поймут, что при подобном взаимоотношении не то, что "сам-третей", но и "сам-друг" вскоре станет великой радостью для реального производителя.
Зададимся жестким вопросом. Напрасны ли были жертвы этой братоубийственной войны. Вроде бы дико и безрассудно убивать брата своего по крови и вере. Возможно, хоть и цинично звучит, некое сбалансирование соотношений людских и материальных ресурсов. Допускаю, что иных регуляторов, кроме политической целесообразности текущего момента, у большевиков не было. Господи, не дай повторится подобным действиям сейчас, развиться тем негативным тенденциям, наблюдаемым в нашей политике.
А тамбовское восстание с его бесчеловечными методами борьбы и страшными потерями все же сыграло свою положительную роль в истории России. И вновь большевики сыграли на опережение. Завершению разгрома соединений Антонова предшествует смена политико-экономического курса от "военного коммунизма" к "новой экономической политике". Об этом тамбовские крестьяне узнали на сорок дней раньше остальных. Время было выбрано ловко, начиналась весенняя страда. Устав от братоубийственной войны, надеясь на милость родной земли, тамбовский крестьянин вновь взялся за соху. Какое это было наслаждение, Арон, заняться истинно божеским делом. И увы, как все это быстро закончилось, вновь покорно склонившись перед политической целесообразностью и вечной российской парадигмой "власть-капитал".
Так вправе мы задать сакраментальный вопрос о влиянии масс на ход истории. Думаю, в стрессовых ситуациях часть социума рушит властные устои, переводя накопленную негативную энергию на таких же простых людей. В этих условиях власть идет на тактические уступки, в посткризисный период очень быстро восстанавливая status quo.
Сегодня, Арон, мы так и не дошли до продразверстки на Украине. У Вас, кстати, об этом периоде ничего не сказано. А вот Владимир Ильич обратил внимание на Донецк. Но это чуть другой поворот нашей общей истории. Думаю поговорить о нем чуть позже.
На фото индивидуальный итог деятельности эсера Антонова. Рядом его брат, Димитрий, до конца защищающий тяжело больного и раненого Александра. Старший так и не довел младшего до спасительного леса. Лишь поздним вечером красноармейцы Тухачевского подошли к лежащим в высокой траве братьям и ещё раз, для верности, всадили несколько пуль в их бездыханные тела. После снятия "антонова огня" в губернию прибыл бывший меньшевик Антонов-Овсиенко, вовремя вступивший в руководящую партию молодой республики. Хайрами он напоминал бывалого хиппи, но убеждения были отнюдь не гуманистические. Но и это не спасло товарища от карающего меча нашего правосудия. Босой и почти обнаженный, отдал перед расстрелом сокамерникам, он произнес свои последние слова: "Я прошу того, кто доживет до свободы, передать людям, что Антонов-Овсеенко был большевиком и остался большевиком до последнего дня". Русская земля приняла и эту жертву борьбы за власть.
Свидетельство о публикации №214080300789
Николай Михайлович Новиков 04.08.2014 21:51 Заявить о нарушении
Евгений Садков 05.08.2014 11:33 Заявить о нарушении