90-2. О пороках. Зависть

    
     Один из самых страшных пороков. И здесь - классика, куда же без Пушкина? «Моцарт и Сальери», одна из его маленьких трагедий…. Конечно, как ни крути, Сальери крупно не повезло, причём дважды. В первый раз, когда в конце жизни, уже тяжело больной, он «сознался» в преступлении (по крайней мере, об этом пустили устойчивый слух), которое наверняка не совершал, – в убийстве Моцарта. Наверняка потому, что никакого смысла в этом не было.  Скорей всего, и зависти-то не было – Сальери-музыкант и композитор при жизни Моцарта был не менее почитаем, чем Моцарт, а в «служебной» иерархии стоял на неизмеримо более высокой ступени, чем будущий композитор №1 всех времён и народов.

     Но, тем не менее, в эту сказку многие поверили, и как результат – произведения Сальери долгое время, десятилетиями, никто не исполнял. Вот уж действительно – без вины виноватый.

     Второй раз ему не повезло, когда версию убийства «взял на вооружение» Пушкин, у которого для этого были свои резоны – с реальными персонажами вещь приобретала исключительную художественную силу, тем более при пушкинском мастерстве исполнения. «Поэт казнит, поэт венчает…». Сальери был «казнён» Пушкиным, и, к сожалению, безвинно. Зато трагедия, хоть и «маленькая», получилась на славу. Как наглядный пример – к чему приводит зависть (сделаем только поправку ради справедливости – что речь идёт о книжном Сальери, никак не о реальном). Тот, книжный Сальери сам себя представляет «змеёй, людьми растоптанною, вживе, песок и пыль грызущею бессильно…». Хорошенькая характеристика. Самоуничижение. Но тем проще ему совершить убийство: грязный завистник, «змея растоптанная» - куда уж ниже? Дно достигнуто. Теперь - «так улетай – и чем скорей, тем лучше».

     Но если спуститься с высот поэзии на грешную землю, то и здесь этого дерьма, зависти то бишь, хватает с избытком. Кто с ней не сталкивался? Нет таких.  И не будет в обозримом будущем. Всегда были и будут экземпляры, которых зависть буквально душит. «Снедаемый завистью» - недаром это стало устойчивым выражением, от частого повторения, верно. А объекты зависти? Ты в чём-то выдвинулся, что-то получил, выиграл, подфартило тебе – многие ли порадуются твоему успеху? Где-то зависть соседствует со злорадством, это как бы «зависть наоборот» - радость по поводу несчастья другого. Примерно по анекдоту – можно ли радоваться пожару? можно, если он случился не у тебя, а у твоего соседа. Злорадство – «хорошо, что не у меня». Зависть – «почему не мне, а ему (ей)»? 

     Как пример - столкнуться с завистью пришлось после защиты диссертации: кто-то не поленился «отстучать» на машинке (и обвести потом чернилами каждую печатную буковку!) «телегу», в которой содержался главный вопрос – работа хорошая, но причём тут соискатель? Очевидно, что «писатель» был знаком с работой, может, был и на защите, мог, в конце концов, быть где-то рядом, трудиться бок о бок, как говорят – этого (или эту, что тоже вероятно) г… вычислить не удалось. Ответ в ВАК от института был обстоятельный, «обвинения» (если можно так назвать бывшую в телеге гнусную галиматью) по пунктам разобраны, и в конечном итоге получилось, что невидимый мерзавец только помог мне, его зависть сыграла мне на руку. Тут до злорадства (т.е. до радости от собственной злобы – хорошее слово) дело не дошло, что случается далеко не всегда, к сожалению.   


Рецензии