Бабушки и кукла

У моей севастопольской бабушки – папиной мамы – было не очень много подружек, но все они очень часто приходили к нам в гости, особенно тётя Лёля и тётя Аня. У Лёли был сын-алкоголик, а мужа не было. Бабушка её жалела и всегда приглашала к себе. А другие подружки иногда приглашали и бабушку в гости. Несколько раз бабушка брала в гости и меня. Однажды мы пошли к тёте Таисии – она жила на 4-й Бастионной, рядом с Панорамой. Панорама – мой любимый музей был в детстве, очень мне всё там нравилось: и нарисованное, и то, что лежало перед картиной и с нею сливалось. Я больше всего старалась заметить этот переход, понять, где «настоящее», а где «картинное». А на самом бастионе были настоящие мешки с песком, корзины, а главное – пушки! По пушкам можно было лазить! Жаль только, что они не стреляли.

Бабушкина подружка жила в этом доме рядом с Панорамой много-много лет. Домик был маленький, дворик тоже очень маленький, с единственной виноградной лозой, росшей прямо из асфальта, как мне казалось. Но зато у тёти Таисы было пианино, на котором она безумно красиво играла (и мне давала поиграть, но я стеснялась, что не умею). С тех самых пор я полюбила живую музыку. К ней мы с бабушкой ходили несколько раз. А вот ещё одну подружку навестили всего разок. Но что это был за раз!
Тётя жила рядом с Песочным пляжем (возле Херсонеса) и купалась в море круглый год. Была она очень бодрая и спортивная, и бабушку всегда агитировала вести здоровый образ жизни. Почему-то мне всегда казалось, что она бабушку ругает, а бабушка защищается. У бабушки было слабое сердце, да и вообще здоровьем она не отличалась, и умерла от рака, когда мне было 11 лет, то есть довольно молодой.

Тётя эта (удивительно, но её имени не помню) собирала на осеннем и зимнем пляже игрушки, выброшенные морем, реставрировала их, а потом раздавала каким-нибудь детям. Что же удивительного, если я всё время, пока она об этом рассказывала, втайне мечтала, что она подарит мне какую-нибудь замечательную куклу? Интересно, подхожу ли я под определение "каким-нибудь"? Куклам она сама шила шикарные платья, делала им причёски. Они стояли у неё на полках, как сказочные принцессы. Оторвать взгляд было решительно невозможно. Тем более, что у меня кукол было очень мало: немецкая Лотта с настоящими волосами и пластиковая Зина совсем без волос и с нарисованными глазами. Мне как раз подарили книжку про Козетту, и я уже воображала себя осчастливленной, как и маленькая сиротка. Мне очень-очень хотелось чуда!  Я порывалась спросить, а можно ли мне хотя бы потрогать всю эту красоту, если уж не поиграть. Но во-первых, я была ужасно стеснительная, а во-вторых, тётя была так увлечена рассказом о том, как она купается в любую погоду и наматывает круги по пляжу, что втиснуться в разговор было проблематично. Наконец, бабушка собралась домой. Мы вышли в коридор, но я никак не могла уйти, я стояла на месте и ждала. Топталась, смущалась и всё никак не могла спросить: «Раз уж вы раздаёте всю эту красоту детям, то нельзя ли и мне получить одну куклу?» Но мне почему-то казалось, скажи я это вслух, разрушится волшебство: кукла не будет такой желанной и чудесной. Мне казалось важным, чтобы тётя сама захотела подарить мне куклу...Бабушка тянула и тянула меня за руку, а потом выговаривала, что я себя плохо веду. Воспитанные девочки так не поступают. Ох, как неприятно быть воспитанной, думала маленькая я. Но и до сих пор я не могу понять, почему эта тётя раздавала игрушки только незнакомым чужим детям. Ведь я ей тоже была почти чужая: мы с ней больше никогда не увиделись.

Интересно, что и у мужа в таком же возрасте был случай с игрушкой. Их группу детсада повезли на фабрику ёлочных украшений на экскурсию. Дело было перед Новым годом. Мой будущий муж выбрал самый большой шар и без всякого стеснения спросил у тётеньки: «А вы можете мне подарить вот эту игрушку?» На что тётенька ответила отказом. Мой мудрый муж, тогда ещё ребёнок, воспринял это философски и сделал такой вывод: игрушки эти почему-то делают не для детей.

Когда он мне рассказал эту историю, больше всего меня поразила смелость мальчика. Вот я бы ни за что не спросила – тем более у чужой тётеньки. Я и не спросила…


Рецензии
Интересное воспоминание из детства. Возможно, тетя и не подозревала, что ее изделия могут кому-то так понравиться. Так бывает: то что сделано своими руками, кажется малозначимым. С уважением,

Лариса Калюжная   06.08.2014 19:22     Заявить о нарушении
Возможно. Сейчас трудно сказать, что она думала. Тем более, что я так и не встретилась с ней больше.

Юлия Комарова   15.08.2014 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.