Идут старинные часы
Все было как в новогодней сказке: отовсюду, куда ни бросишь взгляд , шел перезвон - мелодичный, хрустальный…Словно играл невидимый оркестр на клавесинах, серебряных тарелочках, струнных инструментах, упрятанных в футляры из бронзы и драгоценных пород дерева.
Прослушав выступления "Павла Буре", "Мозеров", "Винтеров", вместе с боем курантов грянул хор разноголосых "кукушек" - слышите хо¬зяева, еще один час пробил! А затем оркестр взял антракт, только "шелест" тикающих сотен часов на стенах, подставках, столах, на полу продолжал обозначать время. Казалось еще чуть-чуть и выйдет Дед Мороз.
"Дедом Морозом" оказался Владимир Николаевич Репин, возглавляющий эту мастерскую завода "Ленремчас". А рабо¬тают в его подчинении восемь молодых мастеров. Часовых дел умельцы восьмидесятых годов двадцатого столетия свободно и легко разбираются в старинных механизмах. При мне свершилось одно из новогодних чудес - не успел у одной из клиенток и снег на обуви расстаять, как мастер проговорил: "Все, порядок!" Конечно, не всегда так быстро получается починить часы. На особую, не рядовую поломку есть у молодежи и свой "профессор" - мастер В. И. Бобеико, хоти и пенсионер, но не собирающийся расставаться с инструментом, при помощи которого он «врачует» старину. Самые сложные заказы этого мастера, как один из последних : часы прошлого века с заводом более, чем на год.
Игорю Ивановичу было четырнадцать, когда Зинаида Павлов на, его мама, с одобрения бабушки - Дарьи Тимофеевны , принесла в дом на Мойку сыну в подарок набор "Юный часовщик". С тех пор их квартира не знала покоя - тикали, звенели (а то и просто гремели) будильники, собранные, починенные мальчуганам. Дорогу в мастерскую на улице Желябова, 19, он нашел быстро: за угол завернул и вот оно - царство маят¬ников, циферблатов, стрелок, пружин... В шестнадцать, ученику часовых дел мастера Николая Александровича Фигурина не надо было объяснять азов профессии - почти все свобод¬ное время пропадал в мастерской "юный часовщик". Прошло восемь лет - и вот Игорь, как заправский гид, показывает мне французские, немецкие, английские часы - каминные, напольные, настенные, с боем и без, с цепями и с пружинами, маленькие фирмы "Буль" в литом стеклянном корпусе и большие "Доха"...
- У нас сейчас в мастерской на починке около двух тысяч
часов, - говорит Иванов, - Из них больше половины - "кукушки". Какие самые большие механизмы в мои руки попадали? А те, что на здании бывшей Городской Думы. Правда я их только заводил и, кстати, совсем недавно.
Тут же, вместе с Владимром Николаевичем Репиным, мы стали прикидывать, сколько часов изготовления с начала столетия или еще раньше находится у ленинградцев, получилось около двадцати тысяч.
- Сейчас многие, особенно молодёжь, занимаются их коллекционированием, - сказал мастер. - И, к сожалению, не все знают, как надо с ними обращаться. Для коренных ленинградцев часы, особенно те, которые пережили вместе с ними блокаду, не просто любимая вещь. Это память о времени, их времени. Многие старые механизмы стоят или висят на одном месте не один десяток лет, тоже не случайно. Чтобы настроить точно, важно даже местоположение больших часов. Поэтому, раз в неделю, по четвергам, ленинградцы могут вызвать мас¬тера на дом из нашей мастерской.
Много историй, связанных с часами Ленинграда услышал я здесь. Была среди них и такая. Пришла однажды старушка в мастерскую и пожаловалась:
- Что же это вы сделали, они же не тикают.
- А ходят?
- Ходят, и время точно показывают... Но я же не слышу, как они ходят.
Что ответишь такой посетительнице? Часы были старые, механизм не то, что тикал - грохотал, почистили, смазали, точность хода отладили. Идут часы! Но видно не привык чело¬век к такой тишине. Часты стали для него чем-то большим -другом, который всегда встретит тебя спокойным и размерен¬ным характерным звуком отсчета времени.
В Древнем Риме и в Древней Греции (еще до изобретения первых механических часов, как гласит одна из версий западноевропейских историков, ученым монахом Гербертом в 996 году нашей эры, сделавшим башенные часы с гирляндами для Магдебурга) специально выделенные чиновники сообщали на площадях народу о наступлении полудня. Аналогично у мусульман мулы с минаретов мечетей громкими возгласами сообщали правоверным о начале и конце рабочего дня. Правда, о точном наступлении Нового года, вряд ли кто мог сообщить -
солнце заходило за горизонт, разве что астрономы? На Руси первые механические, башенные часы установили в 1404 году в Москве.Они оповещали горожан о времени и при помощи колокольного боя. А первым владельцем личных механических часов на русской земле можно считать Ивана Грозного. В ХУ1-ХУШ веках иностранные часы как дары. Не был обойден таким подарком и Петр I. А первые башенные часы в Санкт-Птербурге доставили на деревянной колокольне Петропавловской церкви в 1704 году. Откуда же появилась традиция отбивать полуденный час выстрелом из пушки в города на Неве? В одном из описаний первой половины18 века сказано о том, что Петр Великий завел в Петербурге правило: начало, середину и конец работы отме¬чать пальбой из пушки.
В нескольких помещениях расположилась мастерская в цен¬тре Ленинграда на первом этаже углового дома - рядом с ДЛТ. Новый год. Спешат, торопятся горожане. И все же некоторые из них замедляют шаг, заглядывают в окна часовщиков: на стенах каких только очевидцев-часов прошедшего времени не увидишь. Склонились над рабочими столами мастера. И инстру мент у них не только миниатюрный - большей частью почти таких же размеров как в обыкновенной слесарной мастерской: и плоскогубцы, и дрель, и пробойники, и горелки, и ванны для промывки. Запчастей сейчас для "ветеранов" не делают. Изготовляют их сами часовщики, приспосабливают современные детали. Появись "новинка" из старины - тут уж все разгадывать её принимаются - ни одного равнодушно го. И летят посылки с часами и из других уголков страны - почините, вы, наверное, сможете! На Желябова, 19, никому не отказывают в помощи, чинят все "стариков". Вот одна из последних декабрьских записей в книге отзывов: "Я, участник Великой Отечественной войны Иван Иванович Сендецкий, проживаю в городе Петрозаводске. 17 декабря, будучи проездом в Ленинграде, обратился с просьбой отремонтировать импортные настенные часы. Уверенности в том, что они могут быть приняты в ре¬монт не было - во многих местах не брались их чинить. Но к моей просьбе здесь отнеслись с вниманием и быстро произ¬вели ремонт. Благодарю от всей души мастеров В.Н.Репина и И.О.Иванова".
Вспомнились сказанные Игорем Ивановичем слова: "А я все часы люблю - старинные и современные. И чем не обычней механизм, тем интересней работа. А когда все получается, часы идут и клиенты довольны - чем не радость?"
... Когда я уходил из мастерской вновь раздался перезвон курантов, словно началась предновогодняя репетиция. Когда "премьера»?? Сегодня, ровно в полночь!
Слава Орлов
Фото Вячеслава Орлова
Свидетельство о публикации №214080400422