90-3. О пороках. Злоба

   В русском языке достаточно слов-синонимов этого явно не очень симпатичного понятия. Ненависть, гнев, ярость…. Но всё-таки, при всей их близости, есть некоторые оттенки – например, гнев и ярость больше ассоциируются с чем-то кратковременным, с выплеском эмоций, непродолжительным по времени. Злоба и ненависть, напротив, могут донимать человека очень долго, бывает – до гробовой доски. Некоторые так и сгорают в этом нечистом пламени, особенно если до предмета ненависти никак не добраться. В качестве иллюстрации приведу стих Роберта Сервиса, который, очевидно, сам стал объектом нешуточной злобы, к счастью для него нереализованной. Стих так и называется – «Ненависть» (перевод мой):

Враг был серьёзный, в полной силе.
Он, в сердце ненависть храня,
Поклялся: буду  я в могиле,
На ней он спляшет для меня.
Что спляшет – кто бы сомневался,
И я, чтоб повода не дать
Ему для радости, - старался
Не торопиться помирать.

Но вскоре - вот судьба-шутница,
Какие выверты у ней! -
Ему пришлось-таки проститься
С давнишней злобою своей,
Он умер – яд, быть может, в сердце
Убраться в мир иной  помог?
Теперь аминь – уже коленца
Со мной он выкинуть не мог.

Я очень скоро выбрал случай
Его могилу навестить.               
Мой враг в земле – и было б лучше
Почившего, его простить.
Бедняга! Белый свет чудесен,
А он закончил путь земной…
И всё ж я рад – не будет песен,
И он не спляшет надо мной.

     Сплясать на могиле врага – образцовый пример непримиримой злобы. И её сравнение с ядом в сердце  тоже очень показательно, носитель злобы сам стал жертвой своего своей мании. Многое зависит от человека – может ли он подавить ненависть? Не всем и не всегда это удаётся. И  тогда – жди беды, как это случилось с персонажем стиха.


Рецензии