Глава 27 о знании

  Человек, проживая свою жизнь, непременно накаливает опыт и знания, узкой ли специализаций, или широкого профиля не имеет значения. Я хочу рассмотреть знания как таковые, как атрибут живых существ. Согласитесь, что не только люди, но и животные обладают определенными знаниями, кошка умеет охотиться, рак прячется между камнями, и сообразуют они свои действия с теми идеями безопасности и удачной охоты, которые имеются в их сознании и составляют основу любого знания. Разница лишь в том, что идеи, которыми располагает человек, проникая своим разумом в тайны человеческого тела, или физических процессов, много более обширны, чем идеи моллюска. Наличие идей в сознании живого существа, также должно подразумевать некий психический механизм, который призван с этими идеями оперировать. Этот механизм носит имя мышления, именно тогда когда мы мыслим, мы распоряжаемся знаниями и опытом, полученным за весь период нашего существования, и соотноси его с реальностью, при этом очень часто пользуемся определенным языком, будь то математика, или химические формулы. Когда мы говорим о знании относительно материальных объектов, про то насколько мы проникли в её механизмы, всё становиться ясным. Дело в том, что помимо знаний низкого уровня, уровня материального в мире присутствуют знания духовные. И тут, как мне не прискорбно это вам сообщать, мы мало продвинулись вперед. Это много вековой застой в более важной части знания обусловлен отсутствием единства идей в умах людей. Если мы видим процесс горения, мы можем наблюдать свечение, чувствовать тепло, знать свойства горючих веществ. И кто бы не наблюдал это процесс будет видет одно и тоже, идея тепла и света, для людей одинакова, я, разумеется не беру в расчет безумцев. А если мы говорим о идее Бога, или рассматриваем душу, или рассуждаем о происхождении материи. Что мы здесь воспринимаем? Что можем наблюдать, что измерять? Дело в нехватке идей. Нехватка единых идей, с которыми удобно обращаться это одна из причин неведения, как антонима знанию. И как можно мнить себя сведущим, если мы не знаем, почему планета вращается именно с востока на запад а не на оборот. И я буду несправедлив, если скажу, что мы совершенно ничего не знаем. Дело в том как преодолеть это барьер, который отделяет знания от неведения, в области метафизических вопросов, в области вопросов где чувства более не могут служить нам проводником. Можно попытаться призвать на помощь разум, но разум может распоряжаться только тем, что он получил от органов чувств, и наблюдать свою работу. Но в нем нет достоверного для всех взгляда, а если человек обладает знанием, которое недоступно никому кроме него, то он становиться похож на безумца в своих попытках поделиться этим сокровенным знанием. Есть идея, ей можно попробовать дать определение, потому как она строительный в распоряжении разума. Идея это совокупность акциденций соотнесенных к обобщенной субстанции. Обобщенная субстанция или предмет, это тот предмет который отвлекает меня от частности, то есть не одна лампочка со всеми её свойствами, а все лампочки когда либо созданные, имеют те или иные свойства, совокупность этих самых свойств в моем сознании вызывает идею лампочки. Но к идее Бога присоединяется столько атрибутов, что голова идет кругом. Одни отождествляют его с мировой душой, великий Ньютон, прибегает к термину чувствилище Бога, и связывает этот термин с реальностью, кто-то считает, что он един в трех лицах, нисколько не позаботившись доступно мне растолковать, как это может быть. У древних Боги пыли похожи на людей, или это были наполовину люди на половину звери. Кто-то утверждал, что Боги праздны и никакого толку от них нет. Даже если через восемь тысяч лет, расы смешаются и на земле не будет такого количества конфессий и народностей, даже если предположить возможность установления единой мировой религии, даже тогда, вопросы Божественной природы не будут сняты, если только сам Бог, прибегнув к помощи вдохновения, не вложит идею самого себя в разум каждого человека.


Рецензии