Глава 29 о привычке

  Привычка - это  определенное, выработанное за некоторое время свойство личности, комплекс этих свойств формирует нашу индивидуальность, наш образ. Привычка приобретается с годами, располагает к той или иной привычке врожденная склонность. Чудаковатости и странности иногда бывают привычками, хорошо если они безобидны... Вообще привычки организуют уклад нашей жизни, приобретаются они достаточно быстро избавиться от них довольно трудно. Это её свойство люди уже давно пытаются поставить себе на службу, кто-то для пользы, кто-то ради похвальбы и внимания. Лично я считаю, что при помощи этого свойства человека можно добиться очень много, потратить несколько лет на то, чтобы привить себе привычку, которая позволит улучшить здоровье или приобрести полезный навык, или поддерживать в чистоте свое жилище. А может быть, она позволит мне избавиться от душевных страданий, так характерных для людей?
Или она может быть совершенно бесполезна, хуже если она несет на себе печать саморазрушения, и затягивает душа в пучину страстей, похоти и наслаждений. Избавиться от скверных и выработать полезную привычку — большой и кропотливый труд. Мало того, что необходимо долгое время сохранять внутреннюю концентрацию, что само по себе не просто, так еще нужно постоянно бороться с самим собой. Выходит так, что есть три этапа: 1. Отследить ненужное привычное действие; 2. Подавить его усилием воли;
3. Постоянно совершать новое действие, призванное заменить старую вредную привычку, новой полезной. Стоит заметить, что просто уничтожить привычку, ничем её не заменяя, сложнее нежели поставить на её место новое действие. Это обусловлено тем, что помимо основной есть еще и побочная привычка. Другими словами если человек изо дня в день делает что-то что ему не нравиться но это корениться в его привычках, затем избавляется от этого,  то у него остается привычка что делать, что-то неопределенное, какое-то суррогатное действие. Очень часто бывает так, что уничтожая одну вредную привычку, из-за этой неопределенной потребности что-то делать из-за этого суррогатного действия приобретается другая не менее, а иногда и более вредная привычка. Имея в виду всё вышесказанное полезно будет отметить, что сразу поставив на место вредной привычки полезную, мы страхуем себя от приобретения другой вредной привычки. Кажется, что это совершенно логично и распространяться на такие простые темы, занятие бестолковое. Я могу на это возразить следующие: когда дух поглощен внутренней борьбой, когда внутренняя концентрация максимальна, простые самоочевидные правила могут сослужить хорошую службу, по той простой причине, что перерабатывать сложную логическую цепочку при таком напряжении внутренних сил весьма затруднительно. Хорошо когда человек наделен большим талантом и разумением чем я,  и ему не это составляет труда. Согласитесь, бывает так, что человеку трудно избавляться от вредоносной привычки, и здесь хороши все средства. Всё что сказал выше относилось к привычкам приобретенным, но есть и другой тип того, что не в полной мере является привычкой но предрасполагает нашу личность к приобретению таковой. Это естественные потребности, как то либидо, голод, жажда собственности, властолюбие, любовь к почестям и славе. С этим врагами разума и добродетели сражаться куда сложнее, они словно пришиты к человеческой душе, только сила разума сила самоубеждения, решимость и воля могут тут помочь. Помочь соблюдать умеренность, потому как избавиться от привычки есть, значит обречь себя на голодную смерть. Но одно дело питься просто, незатейливо, лишь для того, что-бы насытиться и другое дело объедаться роскошными блюдами до дурноты, каждый день. Не легко после многолетней привычки к обжорству, начать питаться незатейливо и просто. А если затронуть такую тему как выпивка, которая быстро делает тебя уверенным в себе, раскрепощенным и сильным. Легко ли выпивая каждый день в течении длительного времени снова стать собой. А посудите сами, когда человек длительное время находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения он,  как бы теряет свою личность, потому что меняется восприятие реальности. И трезвея или отказываясь от своего пристрастия человек не узнает себя и мир вокруг себя, всё кажется ему чужим и даже враждебным. Поистине нужно потрудиться, чтобы избавиться от этих привычек.
Что может помочь одолеть их, что может быть столь великолепным, что затмит все ложные удовольствия? Научиться видеть вещи такими какие они есть, видеть всю их суть в их простоте, познать тайну своей души, увидеть истинного Бога, творца этого мира, столь прекрасного  и противоречивого. Но эти философические умствования врятли способны доставлять такое наслаждение как выпивка и женщины, хорошая пирушка и азартные игры? Простой человек, не склонный к рассуждениям не найдет ни них пользы ни приятным времяпрепровождением считать их не будет. Если главенствующий принцип в твоей жизни, дорогой читатель- это принцип удовольствия, то отложи эту книгу, не трать свое время понапрасну. Если же ты надеешься найти частицу истины, то я буду счастлив если эта книга окажется для тебя не бесполезной.


Рецензии