Литературная мозаика 4
Главное слово, которое определяет характер литературы Антона Семёновича Макаренко - «энергия»!
Литературная речь Макаренко подобна бурной днепровской стремнине, перекатывающаяся через острые пороги жизни.
Борис Пастернак наклеивает образы-символы на стихи, как бирки на чемоданы.
Осип Мандельштам без славы при жизни обретает всемирную славу после смерти: на здании Сорбонны, где он посещает лекции устанавливается мемориальная доска в честь поэта.
Борис Пастернак слушает лекции философа Германа Когена, Осип Мандельштам – философа Анри Бергсона. Исключительная эрудиция не помогает им стать гениальными поэтами!
Илья Эренбург обладает пророческим даром. Он предвидит, когда подземные воды жизни поднимутся на поверхность земли.
Эренбург словно губка впитывает в себя интеллектуальные потоки эпохи. Это позволяет ему предсказывать будущие события.
Владимир Маяковский сотрясает воздух советским паспортом, думая, что вносит значительный вклад в строительство социализма!
Пётр Парфёнов – мастер сталинского литературного лубка.
Всеволод Рождественский и Николай Тихонов, бывшие воспитанники Николая Гумилёва, изменяют его идеалам. Они верой и правдой служат коммунистическому режиму, который расстреливает их наставника! Что ж, жизнь распоряжается нами, а не мы – жизнью!
Арктические громады льдов не в состоянии раздавить волю и мужество полярников, о чём повествуют стихи Ильи Сельвинского.
Большевистская ярость выжигает до дна душу русского народа, который после Гражданской и Отечественной войн оказывается обессиленным и обескровленным перед новой волной контрреволюции в 1991 году. О великой и трагической эпохе военного коммунизма рассказывается в романе «Как закалялась сталь» Николая Островского!
Читая Александра Бека, убеждаешься, что Сталин, действительно, есть «бетон и броня» для советского народа и что благодаря Сталину Россия превращается в великую державу.
Поэзия Леонида Мартынова построена на метро-ритмических контрастах.
Мартынов меняет ритм стиха, словно барабанщик.
Мартынов перебирает стихотворные ритмы, будто струны гитары.
В стихах Мартынова весенний ветер рвёт голубое полотнище неба.
Поэзия Мартынова – это порывистый весенний ветер и таинственный шёпот сибирского кедрового леса.
Поэзия Мартынова отражает пульс тревожного времени, в ней звучит взволнованный голос автора, сочувствующего всякой живой твари.
Мартынов зычным голосом призывает весну человечества.
Энтузиазм, ударный труд, освоение необжитых земель – такова тема книги Веры Кетлинской о молодых строителях Комсомольска-на-Амуре. Её писательский метод можно определить как социалистический романтизм.
Даниил Андреев – бедовый писатель-мистик.
На стихи Льва Ошанина создаётся более 100 песен! Пожалуй, только Александр Сергеевич Пушкин превосходит в этом отношении советского поэта-соловья!
Героизм и борьба коммунистов, отображённые в «Блокаде» Александра Чаковского – это трагическая эпопея, сопоставимая с романом «Как закалялась сталь» Островского: там и здесь описывается подвиг революционеров-большевиков, не сломленных холодом, голодом и смертью.
Кто не читал «Блокаду» Чаковского, тому трудно оценить силу духа и героизм защитников Ленинграда. Они не поймут суровый характер гениального советского полководца Георгия Константиновича Жукова.
Лирический герой поэзии Василия Фёдорова стоит на коленях перед женщиной, вымаливая у неё преданную любовь.
В стихах Ирины Снеговой слышен тихий шёпот березы. Это поэтический образ женщины, истосковавшейся по любви и нежности.
Эдуард Асадов проявляет отчаянную смелость на войне, в стихах – выступает проникновенным лириком. Этими чертами он чем-то похож на легендарного поэта-партизана Дениса Давыдова.
Человек набрасывается на людей со злопыхательством и желчью от скудоумия. Таков Виктор Астафьев.
Был бы Астафьев умным человеком, не злословил бы по поводу несчастной доли русского народа. Голод, холод, горе, бедность – не от Бога ли всё это?
Кому нравится песенное сюсюканье Булата Окуджавы? Сентиментальным натурам, сохраняющим верность компанейской дружбе и товариществу.
Юрий Казаков – писатель-интеллигент. У него доверительная, сердечная литературная речь.
Валентин Пикуль блестяще справляется с главной задачей: увлечь читателей русской истории!
Пикуль – подёнщик истории. Он ищет в ней пикантные сюжеты для романов.
Авторы исторических романов Валентин Пикуль и Марианн Брандес правдиво передают атмосферу эпохи, хотя и не всегда достоверно рисуют портреты своих героев. Они с журналистской ловкостью проникают в самые тёмные уголки истории, при этом нередко идеализируют близких по духу персонажей.
Валентин Пикуль отыскивает в истории романтические случаи и увлекательно описывает своих героев. Иной подход к истории у Дмитрия Балашова: он раскрывает, какую роль играет православие в становлении русского государства. Если Пикуль – пылкий романтик, то Балашов – одухотворённый реалист.
Историк и политолог Дмитрий Волкогонов гоняется за тенью Сталина, пытаясь прижать её в тёмном углу. Затем он изрекает истину о кровожадном тиране, такую же призрачную, как тень «злого гения».
В эпоху крушения России в первую очередь гибнут её сыновья-патриоты. Среди них писатели – Дмитрий Балашов и Олег Михайлов.
Андрей Дементьев – поэт взволнованной романтической риторики.
Писатель и бард Юз Алешковский – антисоветчик с усатой сталинской физиономией!
Если при чтении военной прозы горло сжимает спазм, - это настоящая литература. Такова книга «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова.
Некрасов с яростью и болью описывает окопную жизнь солдат. Это кровавая проза.
Проза Некрасова обильно полита кровью защитников Сталинграда.
Василий Аксёнов с лёгкой иронией отображает галантный XVIII век, сопоставляя его с грубым XX и, наоборот, отыскивает черты сходства беспардонного XX столетия с вольтерьянским XVIII. Нелёгкая задача!
В публичных чтениях стихов Андрей Вознесенский оглушает аудиторию чеканными ритмами и плакатной риторикой.
Вознесенский гипнотизирует публику хлёстким ритмом и парадоксальными идеями.
Весь облик Вознесенского говорит: «Ах, какой я умный и какой экстравагантный!»
Николай Рубцов слёзно прощается с берёзовой Россией.
Николай Рубцов – скромный василёк, Иосиф Бродский –роскошный гладиолус.
Эдвард Радзинский – фальшивый историк.
Радзинский – кокетливая субретка в исторической литературе.
Пьесы Александра Вампилова привлекают зрителей сентиментальным простодушием героев с их наивной и трогательной любовью.
Мелодраматические пьесы Вампилова занимают среднее место между драмой и водевилем: они до сих пор нравятся публике наивной серьёзностью и серьёзной наивностью.
Валентин Распутин состоит в неразрывном единстве с природой.
Распутин с горечью наблюдает за духовным и нравственным падением русского народа.
Иной раз народно-экзальтированный тон прозы Распутина набивает оскомину, будто кислые яблоки.
Белла Ахмадулина воспринимает жизнь сквозь пелену радужных фантазий и грёз.
Ахмадулина – поэтесса с богатейшей палитрой красок.
Ахмадулина настолько ярко описывает житейские сцены, что кажется, будто она переводит на бумагу цветные картинки.
Поэзия Ахмадулиной – это лирика для флейты, пронизывающая вселенную.
Кроме поэтического дара, Ахмадулина наделена ещё двумя талантами: музыкальным, когда извлекает флейтовые звуки нежности и печали, и живописным, когда бросает энергичные мазки красок на полотно бытия.
Утончённая женская поэзия Ахмадулиной возвышается над прямолинейным мужским взглядом на мир.
В стихах Ахмадулиной мы находим беспристрастный фрейдистский психоанализ женщины-поэтессы.
Белла Ахмадулина – восприемница «напряжённой лирики» Марины Цветаевой: обе женщины дают нам понять, как трудна и порой невыносима судьба талантливой поэтессы.
Людмила Петрушевская не описывает, а фотографирует жизнь.
Владимир Высоцкий – бард-повеса из Большого Каретного.
Высоцкий не поёт, а рвёт глотку, силясь перекричать пошлость и мещанство.
Неуёмный русский еврей Высоцкий ниспровергает кумиров, мешает все карты, пьёт, грешит, любит и ненавидит, ни с кем не соглашается, в одиночку бросает вызов деградирующему обществу. Он, подобно дьяволу с гитарой в руках, осыпает проклятиями брежневскую эпоху застоя.
Страстный бунтарь и сатирик Высоцкий превращает авторскую песню в подлинное откровение народа.
Владимир Высоцкий – русский Роберт Бёрнс.
Венедикт Ерофеев по натуре – анархист, чьё вдохновение зависит от ударной силы алкоголя. Впрочем, таким же является и гениальный Сергей Есенин!
Герой поэмы «Москва – Петушки» Ерофеева хлещет вино и водку стаканами, чтобы перебить ещё более страшный «ёрш» из скорби, тоски и безысходности.
Саша Соколов не без основания говорит, что советское общество – это «школа дураков» и что только психически больные люди несут в себе огонёк правдоискателей.
В обществе дураков лишь больные на голову продолжают искать правду, о чём пишет Саша Соколов. Это те же русские юродивые, но перекочевавшие из прошлых веков в XX столетие.
Татьяна Толстая кокетничает колючей, кактусовой прозой: ей нравится сбивать шляпы с проходящих мужчин!
Пётр Олешковский норовит пройтись бодрячком по российской болотной хляби.
Свидетельство о публикации №214080501238