Промывание мозгов? Засорение!
И попутно задумалась о смысле сказки.
На первый взгляд, всё яснее ясного: будь скромной и трудолюбивой и тебе воздастся по заслугам, может быть когда-нибудь (если ты христианка и есть у тебя крёстная, да не простая, а волшебная).
На мой второй взгляд сказка вкладывает клише, выгрызает мозг и впихивает туда модель поведения: без супер-платья тебя никто не заметит, принц не узнает, и вообще без супер-платья тебя никто никогда не заметит, хоть ты на ушах стой и на шпагат поперечный садись в голом виде.
А вот если надеть платье... Ооооо!... Тогда всё сразу: и принц тебе, и зло исчезает, и радуга сияет и наступает полное счастье.
Все запомнили? Девушки, всё бросили (крёстных волшебных у вас же нету?) и быстренько бегом в салон красы себя обихаживать, а потом - покупать то самое платье. А найти бал какой-нить - ныне дело плёвое, так что, считайте, прынц у вас уже прямо в объятиях. Платье должно быть статусным, то есть эксклюзивным, а его автор узнаваемым в определённых кругах.
За скобками оставляем, что прынц наш совсем дебил в стадии олегофрении, раз ему яркое да раскошное подавай, а иначе и человека не увидит. Ну или воспитание его такое ущербное.
Предвижу разные иные толкования. Но. Сермяжная эта мысль: заметят только и исключительно в платье, - она остаётся.
Можно ещё вспомнить народную мудрость "по одёжке встречают". А можно вспомнить, что лично я никогда не вижу, во что одет человек. Никогда.
Но мысль моя была не о конкретно этой сказке. Я скажу шире и глубже, цитируя классика Грибоедова: собрать все книги бы, да сжечь! Ибо засоряют мозги. С самого детства в нас заталкиваются сперва в виде сказок-песенок и рекламы (цивилизация докатилась), позже - в виде мультиков, беллетристики, кинофильмов и опять рекламы: штампы, клише, модели чувств, поведения, реакций, аналоги которых мы потом ищем в себе и окружающей действительности.
Знаете, какой была моя первая реакция (отработанная многими увиденными фильмами советской поры) на первую попытку меня поцеловать?
Ну, те, кто моего возраста - угадают: дать пощёчину и дико оскорбиться!
Я считаю не благородным и не гуманным впихивать в ребёнка, а позднее - в отрока всяческие "уроки", когда у человека ещё нет собственного опыта.
Я помню, как была погружена в чтение (будь моё детсво сейчас, была бы погружена в интернет), я помню, как формировалось моё мировоззрение. Ася Тургенева (тарелка её унеси!), или Вера Павловна, или Чацкий, или Наташа Ростова... Да вся школьная, библиотечная и домашняя беллитристка!
Вот ведь какое дело: кому-то неймётся (интересно, кто был самым первым?) и он графоманит, описывает ситуацию, героев, их реакции на внешние раздражители, их взгляд на окружающую действительность, их внешность, и прочая и прочая. Через призму своего личного восприятия, подспудно симпатизируя и ненавидя своих героев, расставляя оценки для читателя.
А в мозгу неокрепшего душою читателя закладывается модель поведения, стереотипы правильных реакций, он соотносит себя с понравившимся героем и неосознанно подражает ему. Я так думаю, это всё прямиком в подкорку идёт, в бессознательное. И тихарится там.
Какое великое счастье, что во времена моего детства-отрочества-юности не было дамских романов (хотя сёстры Остин, Жорж Санд и иже с ними не оставили нишу совсем пустой даже в СССР), не было сериалов (только про Штирлица и щит и меч), не было глянцев и гламура.
Страшно представить, что могло бы из меня вырасти.
Итак, я считаю, что если у человека недержание словесов, то пущай пишет, но вот окружающим его словесный понос читать можно разрешать лишь с какого-то определённого возраста. 21? 30? 50? Когда человек наработал собственный опыт, свои стереотипы и личные штампы, а лучше - не наработал совсем, а научился воспринимать чужое мнение остранённо и с интересом, но не более, без личностного оценочного суждения.
Литературе в школе делать нечего, не в состоянии школьники понять действия взрослых, пусть читают "Мужик и огурцы" Толстого, что ли... А то ведь нам прямо навязывали - кто положительный герой, кто лишний человек, что грустно, а что наоборот.
Я вот ужастики люблю, потому что они меня веселят безмерно. Неправильная реакция? Дык первый свой ужастик я увидела лишь в 28 лет, вот и ржу теперь, не воспитали меня.
И детской литературы не надо, кроме простеньких считалочек-припевочек, без особого смысла. Да ещё, пожалуй, нечто познавательное не помешает. Типа Виталия Бианки и Бориса Житкова.
И вот нам прямо с самого рождения вливают в мозг всякую муть. А я не хочу чужих мыслей, у меня своих достаточно! И мои умственные построения (за один миг - целая история!) не сравнятся ни с какой, самой гениальной книгой.
Свидетельство о публикации №214080500142
Вот например, человек не знает о чем он будет думать даже через 10 минут ...
Проблема в том что мы не контролируем приход "наших" мыслей, а удержать пришедшую мысль мы максимум несколько минут можем ...
Конечно н все так плоха, есть способы для некоторого контроля за приходом мыслей
К
Константин Гранин 05.08.2014 08:39 Заявить о нарушении
а с вами мы одной крови, да.
Балкис 16.09.2014 15:49 Заявить о нарушении