Б. Бертолуччи-Притча о Судьбе

   Многочисленные авторские проекты интеллектуального киноклуба SAPAROV посвящены эстетике и художественному миру великих кинорежиссеров ХХ века: Акира КУРОСАВА, Ингмара БЕРГМАНА, Луиса БУНЮЭЛЯ, Микеланджело АНТОНИОНИ, Сергея ПАРАДЖАНОВА, Карла ДРЕЙЕРА, Жана-Люка ГОДАРА, Фрица ЛАНГА, Пьера Паоло ПАЗОЛИНИ, Сатъяджита РЕЯ, Стэнли КУБРИКА, Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА и других.

 Петербургский интеллектуальный киноклуб SAPAROV представляет в программе
            «Любимые фильмы Иосифа Бродского»
             Кинопроект « Пора, мой друг, пора…»
     Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ  THE SHELTERING SKY /ПОД ПОКРОВОМ НЕБЕС  1990
                Приз «Золотой глобус», премия BAFTA
По роману Пола Боулса.
В главных ролях:
 Дебра УИНГЕР и Джон МАЛКОВИЧ

Оператор Витторио СТОРАРО, обладатель трех «Оскаров», Гран-При Каннского МКФ
Композитор Рюити САКАМОТО, лауреат «Оскара», двукратный лауреат «Золотого глобуса», «Грэмми»
 

     Как прозорливо иногда случайно оброненное слово.
    Вот диалог упоенных жизнью счастливцев, высаживающихся на пирсе в Танжере.
    Таннер: Похоже, что мы здесь первые после войны туристы.
    Кит: Мы не туристы, Таннер, мы – путешественники.
    Таннер: А какая, черт возьми, разница?
    Кит: Турист начинает сразу хлопотать об обратном пути и возвращении домой. А путешественник, знаешь ли, может вообще не вернуться…
     Магически прекрасная, виртуозно снятая гениальным оператором Витторио СТОРАРО, поэтическая притча «последнего императора»  европейского кинематографа ХХ века Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ стала истинной неожиданностью для многочисленных поклонников режиссера.
     Дело, разумеется, не только в завораживающей музыке актера и композитора Рюити САКАМОТО, совершенстве и проникновенности актерских работ Дебры УИНГЕР и Джона МАЛКОВИЧА, впечатляющем великолепии африканской природы…
     Пожалуй, секрет уникальной лиричности этой ленты кроется в другом.
      Абсолютная непредсказуемость и одновременно роковая предопределенность человеческой судьбы всегда занимали режиссера.
     Но только в фильме «The Sheltering Sky» БЕРТОЛУЧЧИ убедительно и откровенно реализовал метафору: ЖИЗНЬ-ПУТЬ, или – если хотите -  ПУТЕШЕСТВИЕ; ДУША-СТРАННИЦА.
     Любопытно, что великий физик Эрвин Шредингер написал в свое время блестящую книгу «Что такое жизнь с точки зрения физики», в которой изложил оригинальную биофизическую концепцию. В порядке награды за свой труд автор позволил себе дополнительную гуманитарную главку «О бессмертии души». В качестве доказательства он тонко анализирует именно ту ситуацию, в которую попадает героиня фильма: полностью расставшись со своим прошлым, человек оказывается в ином мире, язык, природа и люди которого ему совершенно неведомы.
      Замечу, что «The Sheltering Sky» - единственная картина БЕРТОЛУЧЧИ, в которой происходящее увидено глазами женщины, блистательно сыгранной Деброй УИНГЕР.
                Мирсаид САПАРОВ

        Мне не спится, нет огня;
        Всюду мрак и сон докучный.
        Ход часов лишь однозвучный
        Раздается близ меня.
        Парки бабье лепетанье,
        Спящей ночи трепетанье,
        Жизни мышья беготня...
        Что тревожишь ты меня?
        Что ты значишь, скучный шопот?
        Укоризна, или ропот
        Мной утраченного дня?
        От меня чего ты хочешь?
        Ты зовешь или пророчишь?
        Я понять тебя хочу,
        Смысла я в тебе ищу…
                А.С.ПУШКИН   1830г.

                Когда Психея-жизнь спускается к теням
                В полупрозрачный лес вослед за Персефоной,
                Слепая ласточка бросается к ногам
                С стигийской нежностью и веткою зеленой.

                Навстречу беженке спешит толпа теней,
                Товарку новую встречая причитаньем,
                И руки слабые ломают перед ней
                С недоумением и робким упованьем.

                Кто держит зеркальце, кто баночку духов, -
                Душа ведь женщина, ей нравятся безделки.
                И лес безлиственный прозрачных голосов
                Сухие жалобы кропят как дождик мелкий.

                И в нежной сутолке, не зная, что начать,
                Душа не узнает прозрачные дубравы,
                Дохнет на зеркало и медлит передать
                Лепешку медную с туманной переправы.
                О.Э.МАНДЕЛЬШТАМ    1920 г.

                Моя песня была лишена мотива,
                но зато ее хором не спеть. Не диво,
                что в награду мне за такие речи
                своих ног никто не кладет на плечи.
                Я сижу в темноте; как скорый
                море гремит за волнистой шторой.
               
                Гражданин второсортной эпохи, гордо
                признаю я товаром второго сорта
                свои лучшие мысли, и дням грядущим
                я дарю их, как опыт борьбы с удушьем.
                Я сижу в темноте. И она не хуже
                в комнате, чем темнота снаружи.
                И.А.БРОДСКИЙ   1971 г.

                В стремящейся стране       
                В определенный час
                Себя я на пиру встречаю
                Когда огни застигнуты зарей
                И, как цветы, заметно увядают.
                Иносказаньем кажется тогда
                Ночь, и заря, и дуновенье,
                И горький парус вдалеке,
                И птиц сияющее пенье.
               
                К.К. ВАГИНОВ     1926 г.




  И Порт сказал: «Смерть всегда рядом, но то, что ты не знаешь, когда она придет, словно бы лишает жизнь конечности. Именно это ужасающую точность мы так ненавидим. Но поскольку мы не знаем, то привыкли воспринимать жизнь как бездонный, неисчерпаемый колодец. А ведь всё происходит только определенное, и очень ограниченное, количество раз. Сколько еще раз ты вспомнишь какой-то один день из своего детства, день, ставший настолько неотъемлемой частью твоей жизни, что ты не можешь и вообразить её без него? Возможно, еще раза четыре или пять. Может даже меньше. Сколько еще раз ты сможешь наблюдать полнолуние? Может, раз двадцать. И тем не менее всё кажется бесконечным».
                Пол БОУЛС "ПОД ПОКРОВОМ НЕБЕС"


  Киновечер Петербургского интеллектуального киноклуба SAPAROV "Пора, мой друг пора..."  состоится 20 августа 2014 года по адресу: Библиотека им Б.Лавренева, Наб.р.Карповки, д.28
  (в двух шагах от метро «Петроградская»)    ВХОД  СВОБОДНЫЙ
               

               


Рецензии