Боги Олимпа

asteri mou Nikos Bertis erwtas1
 



Неужто здесь, в горах Олимпа,
В краю божественных чудес,
Та молния, шалунья-рифма
Меня заманит в горный лес?
Ну что же, по следам Гомера
Иду, меня встречает Гера,
И снова мне сулит кольцо,
О нет, – я ей смеюсь в лицо,
Войти опять всё в ту же реку?
Ворчит любезно Гераклит,
Он осторожной быть велит,
Что боги – вот учёность греков!
Но буду выбирать сама
И вновь отведаю вина.

Я как пушинка, на вершину
Взлетаю – виды предо мной!
Ущелье, радуга, долина,
Но кто хохочет за спиной?
То Дионис, его обличье –
Весёлый бог, в своём величьи
Красив, лукав, но мил и прост.
Мы пьём вино, особый тост –
Исполнятся мои желанья,
Их боги будут исполнять,
И нас с любимым охранять.
Сольёмся с ним в одном дыханьи
Чтоб счастье с наслажденьем пить…
Но нет, не время нам любить.

Прошу у сонма проходящих
Всесильных, знающих богов –
Нам нужен мир, мир в настоящем,
И это лучший из даров.
Ну помогите, ради Бога,
Я к Вам пришла крутой дорогой.
Объединимся, иерарх!
О, как же прав мой друг Плутарх!
Он был философ и эклектик, –
Для мира применимо всё!
О боги, сердце вот моё!
Как в мире жить – кто мне ответит?
Бледнела радуга-дуга,
С горы катились жемчуга.

И прекратилось вдруг веселье,
Бессилен друг мой Дионис,
Дожди ракет, исчадье-зелье,
Планета, путь твой – только вниз?
Ещё не поздно всё исправить,
И сатану, что бал нам правит,
Изгнать с планеты навсегда
И снять Спасителя с креста.
О боги, вы за нас в ответе,
Без нас вам тоже здесь не жить,
А если силы все сложить?
Как хочется, чтоб жили дети…
Стоял Олимп передо мной,
И плыли тени чередой.


6.08.2014

Сонеты написаны пушкинской строфой

==============================
“Иерарх”  (греч. «священновластный») – общее наименование для священнослужителей высшей степени церковной иерархии: епископа, архиепископа, митрополита, экзарха, патриарха. Употребляется наряду с «архиерей» и «архипастырь».

http://greekroman.ru/olympians.htm

Двенадцать богов Олимпа

Все боги жили на Олимпе  – самой высокой горе Греции. Но это совсем не означало, что они не находились и среди людей, чтобы им помочь, наказать, урегулировать их проблемы, и даже вступить с ними в любовные союзы. Дети, родители которых были бог и человек, имели исключительно редкие способности, и назывались они полубогами. Они свершали множество героических поступков и пользовались уважением всех остальных. Боги ели амброзию и пили нектар  – напиток, предназначенный только для них. Но не отказывались и от плодов земли или животных, которых в качестве приношения люди закалывали и сжигали ради них. Они держали свои обещания особенно тогда, когда они сопровождались клятвой. Самой святой клятвой для богов было „во имя вод Стикса".
Боги-олимпийцы были почти всемогущими в том смысле, что сила одного завершалась там, где начиналась сфера влияния другого, т.к. каждый имел свою область, которой он покровительствовал. Только Зевс был всемогущим. Во многом они были похожи на людей. У них были те же слабости, те же страсти и чувства. Они негодовали, ревновали, завидовали и влюблялись как люди. Но прежде всего, они требовали уважения и почитания от людей. Двенадцать богов имели особое место в религиозном сознании древнегреческого мира. „Во имя богов Олимпа" - это была святая клятва, выражающая уважение, которое питали люди к тем, кто определял судьбу мира. Этими богами были: Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гермес, Афродита, Арес, Гефест, Гестия.
Местом вечного обитания богов греки считали высокую гору Олимп на границе между Фекассией и Македонией. Но это же название относилось еще к шестнадцати горам в Малой Азии, на островах Эгеиды и в южной части Балканского полуострова. Имеются основания думать, что резиденция богов перемещалась от одного Олимпа к другому по мере того, как Балканская Греция начинала играть большую роль в судьбах эллинов. Помимо того, Олимпы как бы пунктиром обозначают путь эллинского этноса из Малой Азии на Балканы.
Помимо Олимпа каждый из небожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую родину, вполне конкретную местность, остров, гору. Впоследствии, когда местом почитания богов становились не пещеры и священные рощи, а искусственные сооружения - храмы, именно они считались земными дворцами богов и богинь, наряду с особым, принадлежащим каждому богу, помещением в небесных чертогах.

Меньшие боги

Кроме двенадцати богов Олимпа, существовали и другие боги, культ которых зачастую был также велик, как и основных богов. Эти все боги или полубоги, как например Асклепий, не жили на вершинах Олимпа. Их культ представляет огромный интерес потому, что часто он отождествляется с жизнью, самим ритуалом культа и культурой той далёкой эпохи  – Дионис, бог вина и веселья, Асклепий, бог медицины, Гелиос-Солнце, бог света, Ирида, посланница богов, Аид или Плутон, бог Подземного Мира, Пан, бог лесов и пастухов, Приап, бог плодородности, Эрот, сын Афродиты, Фемида или Фемис, Эриннии, Оры и другие.

Дионис – бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы. Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.
http://www.grekomania.ru/articles/mythology/26-olympic-gods


Рецензии