Бледный человек

Во Владивостоке, бледных на лицо людей очень много. Но, чтобы при этом и, с желтизной – мало. Именно они, с желтизной, и есть мои братья – матросы, значит, хватили фунт лиха: работать два месяца без выходных по 12 часов в сутки при скудной пище,  вдали от семей.
       1968 год, темная, тихая ночь, звонок в квартиру – открываю. Вы, такой-то? Да! - отвечаю. – Десять минут на сборы, внизу ждет машина?  Поторопитесь? -  сказал офицер в морской форме. Куда? Зачем? – говорю. Слышу  ответ, - все узнаете?
       Бухта Парис, нас –  «гавриков»  всякого возраста собралось человек -  70 :  шум, гам, крики - «Петя, Вася…!»  Через час, в бухте Новик (о.Русский), построили всю братию, напротив  военных кораблей. Капитан 3-го ранга, небольшого роста, плечистый, поднял руку с листом бумаги и тренированным голосом произнес, - Товарищи моряки! Поступил приказ из Москвы « за 19 дней расконсервировать эсминец «Вкрадчивый», сдать задачи по  № 1 и № 2 по маневрам и стрельбам, после ДОКА, снова законсервировать!» - По месту работы сохраняется ваша зарплата и премиальные! – После выполнения приказа вас ждут награды! – Прошу от работы не отлынивать!  Нерадивые,  пойдут под трибунал, как в условиях военного времени! Офицер снял фуражку, вытер платком лоб и добавил, - сейчас всем получить военную форму в кубрике № 6. Получаю: старую шинель, тертую, но чистую тельняшку, бескозырку, кожаный ремень, ботинки и погоны глав - старшины. Знакомлюсь с командиром  злектро - механической группы и с личным составом, укомплектованным на  50%. Сложилась ситуация не из приятных: многие  отслужили срочную службу 10-20 лет назад, забрали людей без учета социальных,  нравственных и семейных обстоятельств. Все  выразилось в недовольства, в  мате и перемате,  как следствие этого – не подчинении старшему по званию. Как же может служить человек, у которого жена находится в родильном  доме, а дома остались еще трое детей?  Да, были и больные и не в ладах с законом, и пьяницы?  Но, поставленную задачу, выполнять надо? Составлены графики ввода в строй материальной части, занятий по специальности и политучебе, работа началась.  Хорошо было на бумаге, да забыли про овраги?  – гласит народная пословица. Не выполненные задания, выполнялись в ночное время и теми моряками, которые  «справлялись и за себя и за того парня».
       Прихожу в кубрик, где столовались и старшины и матросы. Сосед с наглыми черными глазами предлагает мне выпить одеколону и всем желающим. Я отказался к его неудовольствию, но человека три с криминальным прошлым,  из 16-ти пили эту жидкость. Первый раз видел, как это делается. Лицо человека синело, и изо рта шли мыльные пузыри, пока глотательными движениями процесс не останавливался. Как правило, все это делалось без закуски, чтобы захмелеть сильнее. Наказания, окрики, наставления старшего по званию успеха не имели. Только личный пример во всем, имел какое-то положительное воздействие на личный состав.  Худо, бедно дело двигалось, но спать приходилось по 4-5 часов в сутки при скудной крупяной пище с консервами. Вспомнилась, в мою срочную службу на эсминце «Вкрадчивый», отличная пища с китайской свининой и маслом к чаю, кофе со сгущенкой и пончиками в праздники. На левом борту стояли бочки с воблой и солеными огурцами – лечение от «морской болезни». Вспомнились - порядок на корабле, высочайший профессионализм ( электрик с завязанными глазами мог подать ток на любой прибор или агрегат) и строжайшая дисциплина! Моряков, которые помнили все это, в данном призыве на переподготовку, было немного. Военкоматы не могли отыскать, например,  глав–старшину  Суслова  группы  котельных машинистов и турбинистов. Он был большой  «спец»  в своем деле! Именно, поэтому, как я считаю, мы чуть не утонули в родных водах, недалеко от бухты  «Стрелок»  На 20-ый день корабль вышел в море. Какая радость охватила душу!  Совсем недавно стрелки телеграфов крутились в разные стороны, батареи не хотели заряжаться, отсырела электрика, кормовые рули не слушались команды с мостика и все пошло!  Правда, приходилось под палубой бороться с водой и горячим паром, неизвестно откуда появляющимся, но это уже не могло повлиять на мое настроение. Факт есть факт – корабль пошел на встречу ветрам, рассекая волны. Но, что это?  Начал крениться на правый борт. Командир БЧ-5 из ПЭЖа,* традиционными способами, пытался  выровнять, но все попытки успеха не имели, только хуже стало. Так, с креном в 10 градусов на правый борт пришли в бухту «Стрелок» под загрузку боеприпасами. Загрузились, встали на рейде. В место того, чтобы выйти в море, весь экипаж сбился с ног в поиске  шестерых человек, которые решили сделать  «самоволку» – умышленно скрылись на берегу.  Но и там, поиски ничего не дали. Задача осложнилась, без них корабль в море выйти не может, время идет?  Командир корабля созвал офицерский состав на совещание, можно только догадываться, что там происходило. С минуту на минуту ждали адмирала из штаба флота с  «московским гостем» - проверяющих, а шестерых членов команды нет, крен уже 13 градусов. Чем больше перекачивали жидкость с правого борта на левый, тем больше кренился корабль на правый борт?  Парадокс? Жизнь потому и интересна, что полна парадоксов!
       Прошли сутки. Погода благоприятная. Людей нет. Крен уже 15 градусов? Из-за этого по палубе ходить, почти, невозможно.
 Вдруг, вдалеке показался белоснежный катер командующего флота. Сыграли большой сбор, спустили трап. – Смирно! Равнение на средину! – скомандовал командир эсминца. Руку под козырек и чеканя шаг идет к трапу. Строй замер. По трапу один за другим вразвалку, грязные, хорошо выпивши, с улыбками на лицах, поднялись наши самовольщики. Честь флагу отдали все – это святое! У одного из них в отвороте шинели торчал приемник и из него гремела песня  «это было недавно, это было давно…» Грянул такой смех над  морем, что наш Жучек – собачка дворняшка, бросился с лаем под башню главного калибра и до вечера не вылазил.   Как, позже стало известно, самовольщики уехали во Владивосток  погулять, запаслись спиртным, захватили катер – дублер командующего и вернулись, приняв церемонию торжественной встречи. Ну, кому еще приходилось в жизни принимать парад на таком высоком уровне? Наказание после, а сейчас нужно было принять, на самом деле высоких  «гостей». Которые и прибыли через несколько часов. «Гости» шли по правому борту в командирскую каюту, не понимая, что творится. Мало того, именно в эту минуту из вентиляционного гусака, почему-то полился мазут, прямо под ноги «гостей». Удивлению их, не было предела.
        В течение ночи, нашли причину крена. Героем стал командир БЧ-5, который переоделся в рабочую одежду, начал сам проверять правильность снятия  заглушек на трубопроводах. Им и была обнаружена заглушка, не обозначенная на схеме, при консервации. К утру следующего дня крен был устранен.
       Вышли в море. Штормило. Вдали, чуть видно, на горизонте стоит макет - цель. Сыграли боевую тревогу, моряки заняли свои боевые посты и доложили наверх о готовности к бою. Ухали орудия главного калибра, но снаряды не хотели лететь дальше пятьсот метров: или пороху мало в них, или отсырели? Партию снарядов заменили и, через некоторое время, цель была поражена!
      На следующий день палили из орудий малого калибра по воздушной цели.  Самолет несет  болванку – цель на тросе, как только попадает в зону досягаемости, вокруг него начинают рваться снаряды. Летчик слезно взмолился, - Вы, что братцы, моих детей хотите сиротами оставить? – Я же несу цель, разве вам не сказали, что в нее нужно бить? Когда постарались, после мата – цель была поражена. А летчик, родился в рубашке! Остался  живой!
       Отлично  выполнили задачу по  «уничтожению» подводной лодки и маневрам. Пришли в пролив Восточный Босфор и стали на якорь. Нужно очистить подводную часть корпуса корабля, а док нас не принимает, пока не будет произведена чистка  32-х  цистерн от мазута.
       Выдали команде (кроме офицерского состава) чепчики и нижнее белое белье, которое  «связывалось у меня с отправкой на тот свет». Распределили  цистерны по службам и работа закипела. Опять же, вовлекать личный состав, необходимо было, только собственным примером. Нас двое, залазим в цистерну, какая же она, кажется, огромная? Сколько же, осталось после откачки эжектором, мазута? Глаза боятся, руки делают! – как говорила моя мама.  Плыву в мазуте, наполняю  ведро и дергаю шкерт. Идет  подьем, потом другой.  После удаления мазута, внутреннюю поверхность цистерны, вытираешь насухо паклей. Кто-то не выдерживает, падает в обмороке, его вытаскивают наверх. Отдышится бедолага и снова вниз. Вентиляции, как правило, в таких случаях никогда не хватает. Убытки в здоровье никто не считает? Не до этого? Не принято..? Через две недели нас ставят в док. После дока, корабль был законсервирован, тоже силами этой же команды. Подвели итоги и раздали всем  «сестрам по серьгам»: кому поощрение, кому стройбат, а кому на гауптвахту. В заключение скажу, что в зарплате моя семья потеряла 2-х месячную премию. А меня, жившего во Владивостоке, а не на Урале, еще дважды брали на такую переподготовку. И несколько раз близко к этому. Поэтому бледность с желтизной меня сопровождали до тех пор, пока не началась в стране перестройка. Она родная решила все проблемы, так как эсминцы – 30 бис исчезли. Но не исчезла память об этом удивительном времени. Как сказал поэт Кушнер – «времена не выбирают, в них живут и умирают»!
    
• ПЭЖ  - пост энергетики и живучести.


Рецензии