Рядом с космонавтом. Герман Титов

День полёта космонавта Германа Степановича Титова в августе 1961 года я запомнил по тому, что тогда был на экскурсии в Крымской обсерватории. Тамошние астрономы по секрету рассказали, что о предстоящем полёте они знали заранее. Такая откровенность была по тем временам внове.

Герман Титов стал вторым человеком в мире, совершившим орбитальный космический полёт. Он мог стать и первым, но выбрали Юрия Гагарина. Семнадцать оборотов вокруг Земли сделали его знаменитым.

В конце семидесятых годов, естественно, двадцатого века состоялась встреча Германа Степановича с работниками завода, на котором я трудился. По делам службы он побывал в Центре космической связи в Евпатории, а перед возвращением в Москву заглянул к нам на огонёк.

Довольно внушительный конференц-зал был забит людьми. Никто не хотел пропустить встречу с человеком-легендой. К трибуне уверенной походкой вышел мужчина с приветливой улыбкой. Со времён полёта он заматерел. Годы и высокая должность к тому располагали. Во время исторического полёта Герману Титову не исполнилось и 26 лет. Он был самым молодым космонавтом и остался таковым до сих пор.

В начале своего выступления космонавт сообщил, что его и коллег многократно и долго тренировали, готовили к различным испытаниям. Единственное, чему их не учили, так это публично выступать. Однако, многие из них так поднаторели в этом деле, что порой их невозможно оторвать от трибуны даже силой. Эти слова потонули в дружном смехе собравшихся.

Г.С. и в самом деле показал себя превосходным рассказчиком, которым можно заслушаться. Увлекательно он говорил о космонавтике, её современном состоянии и перспективах развития. Коснулся своей семьи, дочек и отношений с коллегами. Тепло отзывался о Юрии Гагарине, Сергее Королёве.

Когда пришло время вопросов из зала, Герман Титов охотно отвечал на них. Вопросы были самые разные. В основном, касались космонавтики и его личной жизни. Дошла очередь и до меня, чтобы задать ему вопрос.

Зная, что космонавтов активно вовлекают, во что только можно, я спросил, какие у него общественные обязанности. Герман Степанович задумчиво поглядел на меня и кратко ответил: «Член редколлегии журнала «Авиация и космонавтика» и ещё председатель Федерации СССР по баскетболу». По поводу последнего поприща он рассказал анекдот.

«После сильного дождя всю улицу залило водой. Через неё переходила девушка, поскользнулась, упала и стала тонуть. Прохожие только дают ей советы, но никто не спешит ей на помощь. Наконец в воду бросился парень, подхватил девушку и спас её. Все им восхищаются, хвалят и интересуются мотивами его подвига. «Хотел бы я узнать, - отвечает парень, - кто толкнул меня с тротуара?»

«Вот и я, - заключает Г.С., - хотел бы узнать, кто толкнул меня в эту Федерацию?» Такой ответ стал самым весёлым среди прочих и был тепло встречен заводским народом.
У меня и прежде сложилось мнение о Германе Титове как о человеке мужественном, культурном, образованном, который достойно исполняет свой долг. Его выступление утвердило меня в этом мнении.

Было ещё много вопросов и ответов, пока встреча не подошла к завершению. Воодушевлённый ею, я почувствовал, что настало самое подходящее время, чтобы немного отлить. Для этой цели направился в туалет.

Пристроился к писсуару, а сам ещё не отошёл от впечатлений от незабываемой встречи. Неожиданно открывается дверь туалета и к соседнему писсуару подходит сам Герман Степанович. Это меня поразило! Какое-то время мы с ним были заняты одним и тем же делом. Он стоял уверенно и человечно, явно получая удовольствие от процесса. Тогда я подумал о том, что он общался с Юрием Гагариным, сам знаменитый, а теперь стоит со мной рядом как самый обыкновенный человек. Теперь мне будет, что рассказывать своим детям и внукам.

Космонавт Герман Титов во время своего потрясающего полёта произвёл испытание, о котором сейчас мало кто помнит. Он первым в мире во время космического полёта в условиях невесомости испытал ассенизационное устройство. Теперь я точно знаю, как это он делал.


Рецензии
Видел его тоже. В звании генерал-лейтенанта приезжал к нам на завод по космическим делам. Завод изготавливал спутники.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   11.06.2018 20:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.