Заморские гости

Империя, не одно десятилетие державшая в напряжении мир, в одночасье рухнула. Без военных действий, без кровопролития, непостижимо буднично. Но народам, населявшим ее, от этого не было легче. Потери – моральные и материальные были так же невосполнимы, как если бы по всей стране пронеслось разрушительное торнадо. И началось великое переселение народов! Покатились по рельсам контейнеры с нажитым в эпоху дефицита скарбом в неопределенность и неустроенность. А вслед за ними миллионы людей перебирались с малых родин на большую – историческую. А у кого получалось, то и дальше – в закрытую доселе заграницу – Европу, Израиль, Америку. Это уж у кого как получится. Бесконечные километры рельс словно подводили жирную итоговую черту, деля жизнь на «до» и «после» и перечеркивая родственные, соседские, дружеские, приятельские связи.
Новая, историческая родина встречала без особой радости, как нежданных гостей. Начинали все с нуля, как когда-то опальные предки, в свое время покинувшие ее, чаще всего не по своей воле. И пока обустраивались, обживались, притирались, было только до себя. Проблем и забот хватало, гордиться и хвалиться было нечем… Но понемногу все приходило в норму. Кто устоял в этой жизненной круговерти, не сломался, тот постепенно прорастал корнями на новой родине, не всегда бывшей ласковой матерью.
А потом научный прогресс, как утешение подкинул компьютер. С таким же рвением, как когда-то ковали мощь и оборону страны, теперь люди осваивали стрелялочки, пасьянсы, тетрисы, стремясь к недостижимым результатам. А там и Интернет подоспел, и стали одолевать мысли: «А где сейчас Ивановы, Петровы, Сидоровы? Как они устроились?» И начались поиски одноклассников, сослуживцев, соседей, родных и знакомых. Оказалось, что разбросало всех по белу свету от Сибири до Израиля, от Сахалина до Канады и Италии!
Так и меня нашли родственники из Узбекистана, живущие ныне в Израиле и подруга детства из Италии, и однокурсница, обосновавшаяся в Канаде... И вот гляжу я в Одноклассниках на фотографии с их заморских вояжей: то они в Германии отдыхают, то в Италии, то на Кипре, и захожусь от зависти. «Что же, - думаю, - мы-то в свое время за границу не рванули? Как же, Родину страшно было покидать! Языка не знаем, обычаи и законы другие. А вот люди не испугались, покинули, и ничего – живут! Да еще и неплохо, надо сказать, живут». Мне в наше захолустье и приглашать-то их стыдно. Люди по всему миру ездят, всякими красотами да диковинами любуются, а нам вроде бы и похвалиться-то нечем.
Только лет шесть назад, стали наши заморские соотечественники сами в гости к нам наведываться. Если и не каждый год, то хотя бы через год. Наезжают не надолго – день, другой, и поехали дальше колесить по матушке Руси. Хочется им в один приезд повидать всех – родственников, соседей, друзей, сослуживцев.
И все, как один, приезжают и начинают рассказывать чудеса про тамошнюю жизнь. Как хорошо и легко там всем живется, какие у кого льготы, какие пособия большие, как строго соблюдаются законы, как самоотверженно работает медицина, полиция, транспорт, коммунальщики… Сижу, слушаю оду капиталистической демократии, и одна только мысль в голове крутится: «Фантастика! Такого не может быть, потому что не может быть никогда!»
А у мужа диаметрально противоположное мнение на этот счет:
- Да, скучно вам живется за бугром! – вздыхает он.
- Почему? – искренне удивляются гости.
- Да потому что вам бороться ни за что не надо! Ведь так и закиснуть можно! Забыли, как нас исторический материализм учил: жизнь – это вечная борьба.
- А зачем нам бороться, когда у нас во всем порядок! – не сдаются новоиспеченные израильтяне.
- А у нас для порядка главный диспетчер страны есть! – как ребенок упирается муж.
- Как это – главный диспетчер? – не понимают они.
- Вот вы со своим президентом можете поговорить? Во-о-от! А мы – запросто! Позвонил – и порядок не хуже вашего…
И пошли бесконечные споры, где лучше живется.
- У нас Мертвое море рядом…
- А у нас Ока и рыбалка знатная…
- У нас на пенсию не только жить можно, а еще и за границу съездить…
- Если доживете до нее. Во сколько вы на пенсию уходите? Вот то-то…
И ведь что интересно: я гостям экскурсии по городу устраиваю, рассказываю, как он преобразился с 90-х годов, достопримечательности разные показываю, по музеям, выставкам, в театр, по историческим местам стараюсь водить, а их все в магазины тянет. Интересно им, видите ли, какие у нас цены на продукты да на тряпки разные. Все сравнивают, переводят рубли на свои доллары, евро да шекели. Не верят, наверное, что на жизнь нам вполне хватает, и с голоду мы в России не умираем. И в магазинах у нас – то же самое, что и у них, а не пустые прилавки, как в те времена, когда они уезжали из страны.
Я им город ночной хочу показать, а они мне:
- Да у вас вечером страшно из дома выйти!
- Вас бомбят, а у нас страшно? – удивляется муж.
- Вы с чего это взяли? – возмущаюсь и я.
- Так мы у себя в Израиле смотрим Ваше телевидение, знаем, что в России творится.
- Да? – удивляюсь я. – И что же вы там смотрите?
- НТВ, - говорят.
- Ну, тогда понятно. Это у нас каналы так свой рейтинг поднимают: чем больше истерии и жути – тем он выше. А НТВ – вообще ящик Пандоры. Не бойтесь, у нас не страшней чем в Чикаго. Жить можно! – «успокаиваю» я гостей.
И мы отправляемся бродить по вечернему городу…
Наслушалась я своих бывших соотечественников про их замечательную жизнь и решила своими глазами взглянуть на рай земной. Тут и случай подвернулся - поехала, да не куда-нибудь, а на побережье Адриатического моря, в Хорватию. Красота – дух захватывает, чистота – плюнуть некуда, все блестит и сверкает! Каждый кусочек земли обустроен, дома как игрушки стоят – беленькие, под красными черепичными крышами! Заколоченных развалюх, как в наших деревнях, совсем не видно – добротно люди живут. На горах вдоль дорог сетки натянуты от камнепадов, города в цветах утопают. Благодать, да и только! Люди приветливые, нигде хмурых лиц не видать, не то, что пьяных или бомжей…
Только дней через пять, когда налюбовалась всеми заморскими красотами вдоволь, мысли стали одолевать, что жить здесь не очень-то и хочется. На побережье-то только отели красуются, а народ, обслуживающий их – все по горам в простеньких домишках, наподобие наших хрущевок селятся. Это попробуй-ка туда каждый день походить! Но самое главное – работы, кроме сервиса – никакой! Потому, видать, и приветливы все как один, словно на них маска с улыбкой надета. А не будешь улыбаться, так и работы можно лишиться. Улыбки, конечно, хорошо, только искренности в них не чувствуется, а это неправильно. Человек должен улыбаться от радости, а не по обязанности.
Еще заметила, что они мало друг с другом общаются. Нет, конечно, курортный городок, где довелось мне отдыхать, небольшой, и вся инфраструктура направлена на благо туристов, местного населения среди отдыхающих почти не увидишь. Но даже продавщицы в магазинчиках, и официанты в кафе не обсуждают свои проблемы, как у нас принято, а заняты сугубо обслуживанием посетителей. Нет, это тоже как-то не правильно, чувствуется отчужденность между людьми, словно забился каждый в свою скорлупку и катаются по ухоженным улочкам, как грецкие орехи – радостные и молчаливые.
И там, в райских кущах я поняла, почему мои заморские гости так рьяно превозносили новую родину. Они не столько для нас старались, сколько себе доказывали правильность своего выбора много лет назад. Себя убеждали, что там лучше. Значит, есть сомнения? Свербит на душе? Наверное, поэтому вместо благодатных уголков потянуло их в неустроенную, но такую родную Россию, потому что здесь оставлена их частица души, здесь друзья и близкие, которым можно излить всю душу, здесь все знакомое и понятное с детства. И пусть уезжали они с малой родины, но Россия, как правопреемница всех бывших республик оставила за собой это высокое звание – Родина всех людей постсоветского пространства. А Родина – она, как родители, одна на всю жизнь. И ее так же, как и родителей не выбирают, а просто любят за то, что она есть – плохая или хорошая.


Рецензии