Синий летящий остров повесть моей жизни 2 гл6

…А это уже тюменский фестиваль. Всё тот же перенасыщенный событиями 2010-й. Лето. После будет моя инициация…
Фестиваль индийской культуры. Взгляд изнутри.

Виринда деви, научи, как сделать праздник:
Чтоб лес – шумел, чтоб птичий гомон, звонкий цокот,
Чтоб водопадов лился рокот, чтобы ветры
Срывали пух-пыльцу с цветов, нося повсюду
Роскошный запах, пчел жужжанье и веселье
Бегущих трав, скользящих волн, парящих стай…
Виринда деви, подари свой праздник Кришне:
Устрой все так, чтоб никогда не догадался
Наш волоокий босоногий шалунишка,
Что это все цветет и веет – для него,
Что ни одна из этих волн не шелохнется,
Что ни одна из этих птиц не встрепенется,
Когда, качаясь в новорожденной купели,
Он сладко спит, держа Вселенную в ладонях… 

   
ЗдОрово приезжать на иногородние фестивали. Заплатил символическую сумму денег – и тебе добрейшие тамошние вайшнавы предоставляют ночлег, еду… Вот тебе Махараджи, вот – культурная программа. Ты только поглощай и радуйся. Можешь служить, а можешь просто созерцать это великолепие – никто не настаивает на твоем служении. Другое дело – самим устроить фестиваль. «Новички» тюменской ятры с 27 по 29 июня 2010 года впервые «на своей шкуре» ощутили, что это такое – провести «Фестиваль индийской культуры» самим, сделать все возможное и невозможное для того, чтобы удовлетворить Махараджа – Чайтанья Чандра Чарана.
  И потому, что я была непосредственно в процессе подготовки и проведения фестиваля, играя в ней свои маленькие роли, я…не смогла физически просто увидеть то, что обычно видят репортеры – что творилось в фойе «Строителя» 27 числа. Концертную программу из зала видела незначительными урывками, не слышала отзывов зрителей, и должна повиниться: даже лекции Махараджа слушала в пол-уха, потому что ум бешено скакал, паникуя, что после лекции нужно выходить на сцену…
   В принципе, добрая половина тюменских преданных была в той же ситуации…Но ведь и она интересна! Посему предлагаю Вам, дорогие читатели, мой рассказ об ощущениях от Фестиваля и экспресс-опрос преданных. Итак...
               
                «Кухня» первого дня, или каково все это устроить…
   Нельзя не сказать пары слов о подготовке к Фестивалю. Кришна так устроил, что до Фестиваля меня не очень так напрягали-трогали на работе, и я с утра до позднего вечера писала, репетировала, репетировала, писала…С утра до окончания рабочего дня – газета, сценарий для спектакля, шесть правок сценария концерта, четыре правки первого пресс-релиза, написать объемный второй…И все это – прессованный комок нервов. Жуткое напряжение. Потому что хочется сделать как можно лучше, потому что все это прозвучит на весь город, – огромная ответственность…
   Вечером – хаос репетиции: дефиле, два спектакля, тексты ведущих… Впервые я окунулась в атмосферу подготовки концертной программы и поняла, какого титанического труда и скольких нервных затрат все это стоит режиссеру Елене Радковец: недисциплинированные актеры, приходящие или не приходящие на репетицию – на их личное усмотрение и, простите, но слегка несерьезно себя ведущие (это касается мужской половины актерства); катастрофическая нехватка репетиционного времени…да просто невозможно было музыку подключить… Я б на месте Елены в такую панику впала! Некогда, работая в игровой программе на телевидении, я привыкла к строжайшей дисциплине и безоговорочному подчинению слову режиссера, а здесь, с моей точки зрения, ну просто полный бардак!!! И как к моменту выхода на сцену все клеится – уму не постижимо… Надо быть очень предавшейся личностью, чтобы принять такую умопомрачительную ситуацию, и еще при этом активно внутри нее действовать…Елена – железный человек…
   День фестиваля. Стандартно впятером – Шриматампати, Лагху, Судеви, Вриндавана и я – с утра готовим прасад в расчете на 500 человек гостей. Объем в пять раз больше, чем обычно. Последнюю помидору режу уже на полном автопилоте. Как теперь с зелеными от кабачка руками идти на дефиле?!.. Приезжает за прасадом Эрик, говорит, что в «Строителе» уже толпа народу, в панике звонит дочь – не захватила костюм для спектакля. Бегу за костюмом, как-то отцарапываю руки…Не успеваю к началу спектакля. Дочь на сцену не выходит, выговаривает мне…Надо и это пережить…В каком-то тумане вижу огромную толпу людей, заполонивших зал (стулья несут! Пешком стоят!), слышу бодрые голоса ведущих со сцены. Вижу одним глазком, как классно она украшена!!! Значит, все нормально…В «гримерке» кто-то заматывает меня в сари, Лена Радковец из ничего (резинки «увели», лак еле наши) делает мне шикарную прическу. Теперь надо идти (Лена мне поручила отвечать за парад мод) в «Белый лотос» за пришедшим сегодня только товаром – одеждой. Ноги после готовки прасада не идут – ковыляют. Всем прабху идти со мной некогда. Наконец встречаю уже по дороге в «Лотос» Ваню, разворачиваю его, уводя от девушки, – вперед, за коробкой драгоценного тряпья…
  Единственное, что смогла себе позволить – послушать в зале лекцию Чайтанья Чандра Чарана. Рада, что в кои-то веки рядом со мной сидит – внимательно слушает дочь…В перерыве на пять минут выскальзываю в фойе, меня атакуют подруги-журналистки с морем вопросов…до лавок с товаром так и не дохожу, только с удовлетворением констатирую, что толпы около лавок – большие и бойкие…Дерево Радости просто не видела…
   …Свистопляска продолжается. Список очередности выходящих на дефиле…кому-то «понадобился». Я выложила бумажку на стул – ее нет. Хладнокровная Елена Калугина мужественно составляет список заново, потому что я раздаю «одежу» (пригодился таки опыт работы на «шмотошном» рынке – глазомер не подводит. Вот для чего меня готовил тогда Кришна!). Призываю разобрать костюмы в течение довольно приличного количества времени – все в жуткой суете, не воспринимают информации. Но приходит Мурари Хари – и мужская половина наконец весьма импозантно начинает обмундировываться… Кто-то просит после концерта помочь раздавать прасад…Ну, куда мы денемся с подводной лодки по имени «Курск»! Восхищаюсь танцором из Кургана Игорем Остапенко: между выходами на сцену умудряется красить и антуражить матадж (мне подобрал на сари красивый «челябинский» пояс), даже отмыл не желающие смываться глазки одному вьюнцу, и все – с шуточками-прибауточками, разряжающими дикую атмосферу закулисья…
   Все. Выходим. Лена Радковец подталкивает первую, вторую, третью…Дочь от страха издает продолжительный рык за кулисами…и воздушно порхает-кружится перед зрителями (хотя надо было чинно-модельно шагать). Я, вдохновленная ее нестандартным выходом, сиятельно выплываю на сцену (в голове: «Ну, вот, Светлана Геннадьевна, вы еще и топ-модэл, прости, Господи! Цирк уехал – клоуны остались»), зрители бурно аплодируют, значит, есть порох в пороховницах…После урываю с десяток комплиментов и от преданных, и от зрителей. Удивительно и приятно. И еще более удивительно, как замечательно (будто всю жизнь на сцене) дефилируют все наши!!! Но, само собой, топ-славу Нитая Баладева никто не покроет. Даже Чайтанья Чандра Чаран сказал, что нашему гиганту мысли за феерический выход на дефиле надо дать награду. В завершение костюмной суматохи на скорую руку обмундировываю скрипачку…Гости-музыканты радуются в новокостюмном амплуа – и мне радостно: Кришна размерчики «подогнал»…
   Переодевшись в будничное, спешу в кафе в фойе наверх. Там уже все раздаточные места заняты, мне и Диме Макаренко в руки попадаются тряпки – вытирать столы. Еще одна роль, о которой не мечтала! Столы на удивление чисты, и я изнемогаю от безделья!!! Просто дикий энтузиазм и море энергии! Откуда?! Ведь еще пару часов назад падала, как подкошенная… Приходит в голову мысль забирать посуду у тех, кто поел. Смотрю – Дима с той же мыслью несет те же пустые тарелки и…с тем же блеском в глазах. После на Бхакти-врикше он признается, как ему понравилось убирать…За столом слева смиренно ждет своей порции Чайтанья Чандра Чаран Махарадж. Трепещу от счастья, и…даже боюсь глянуть в его сторону…
   С какого переполоху я, после убранного фойе, где был прасад, убираю пустые бутылки и стаканчики в гримерной и за кулисами – одному Кришне известно. Ну, видимо, здесь Господь подключил мои опять-таки пригодившиеся клининговые навыки…И ведь умом понимаю, что все сделают местные уборщицы, но с таким наслаждением завзятой технички ворчу на разбросавших в изобилии мусор преданных и сплавляю мешки выносящим мусор прабху…Остатки прасада забирает для собачки бабуля-кассир...С ошалевшими глазами подходит Девананда пандит: «Светлана, у Вас такой озабоченный взгляд?». Отвечаю: «Вот когда отнесем в «Лотос» вещи, тогда расслаблюсь». Девананда рикошетит: «Я расслаблюсь только через три дня»…
   И, действительно, впереди еще два дня утренних и вечерних встреч с Чайтанья Чандра Чараном. Мне еще идти на даршан к Махараджу с написанным месяц назад отчетом о проделанной работе, играть роль в моем спектакле (дважды страшно!), читать впервые на всю ятру и перед Махараджем свои стихи (здесь страх просто зашкаливает)…
    Да, я немного видела из-за кулис, как чарующе танцуют челябинские кудесницы. И видела лица наших прабху при этом…Немного слышала «Бхаджан-бэнд» – радовалась, как органично им подпевала моя новая подруга Наташа из Мегиона…И, как бы то ни было, было ощущения счастья, что мы потянули такую громаду! И новое великолепное ощущение, что ты всего этого большого, пусть сумасшедше-сумбурного, но вполне удавшегося механизма – частичка, что все преданные – такие молодцы, талантищи и красавцы, что все это – для Кришны, что все это – просто класс!!!
…Тащим с Виталей коробку вещей в «Лотос»…Пытаюсь доказать юному придире, что надо писать статью о фестивале чуть погодя, а не на эмоциях. В очередной раз от него получаю по мозгам: «Эт Вы так пишете, чтобы подумать–критику навести»…Ни от кого еще не слышала столько упреков в адрес моей критики!!! Обязательно спрошу о том, как к этому всему относиться, у Чайтанья Чандра Чарана Махараджа…
               
                Блеск и треск второго-третьего дней…
     На второй день утром я встала все с тем же ощущением счастья: утренний Шримад-Бхагаватам от Гурудева! Его блистательный юмор и глубокие философские транскрипции священных писаний! Ноги сами несут в «Искусство жизни»…
   …Чайтанья Чандра Чаран прабху, когда ему сообщили о том, что тюменцы закончили на утренних службах изучать 10-ю песнь и сегодня начинают первую, мягко пошутил: «Я еще не дошел до 10-й, а вы уже закончили». Затем – рассказ о том, как Прабхупада писал комментарии Шримад Бхагаватам. Первые два тома были прокомментированы еще в Индии. Но, когда приехал на Запад, решил, что здесь невозможно распространить это знание: «Бхагаватам – это чистая гуна благости, а здесь только гуны страсти и невежества». И Прабхупада даже не вышел из корабля в Бостоне…   
    И – емкие, четкие, без лишних слов и с яркими метафорами фразы художника: «Бхагаватам – это единственное и последнее произведение, которое описывает природу Бога. Если мы потеряем его, то ничего не останется. Оно предназначено для людей, которые обладают полной верой. Если человек постигнет это знание – постигать больше нечего. Человек больше никогда не вернется к материальному существованию, вернется на круги своя, освободится от старости, болезней и смерти. Рождение и смерть – не присущи живому существу, противоестественны. Душа – это жизнь, она вечна. Нельзя найти источник жизни в материи, нельзя обрести вкус жизни в материи, нельзя обрести любовь в материи! Эти ценности привносятся душой в материю! Из куска камня можно сделать произведение искусства, которым можно наслаждаться. Материя – это вторжение чьей-то любви, чьего-то мастерства. В нее вкладывается духовная энергия и обманывает нас, – ведь камень остается камнем. Материальное тело – не живое, мертвое. Но когда в нем есть сознание, оно кажется живым и обманывает нас. Обманывает  в том смысле, что мы верим, что это – единственная наша форма существования, и другой формы не будет. Но Бхагаватам помогает вспомнить нам, кто мы, с платформы вечности: душа никогда не умирает»…
   После Бхагаватам – внезапный завтрак. Я была уверена, что утреннего прасада не будет (Лагху вчера сказала: «Больше помогать готовить не надо») , но Девананда Пандит спонтанно вчера вечером позвонил Лагху и Шриматампати, и вот – теплая кашка, булочки и напиток…Все таки преданные непредсказуемо щедры…
   После будет даршан у Махараджа. Не помню, кто подбегает ко мне и говорит, что можно занимать очередь на даршан. Каша, само собой, игнорируется, меня бьет крупная дрожь. Я – третья в очереди, но пропускаем тех, кто торопится, иногородних, пожилых…Чтоб уж совсем душа в пятки ушла. Меня добрые люди предупредили: на даршане надо перечислять все проблемы, чтоб Махарадж знал о тебе всю правду и мог подсказать-помочь. Но я решила так: сначала перечислю свое служение (ведь так поступал Бхакти Тиртха Свами – писал отчеты Прабхупаде о служении!!!), а потом, как смогу, –  о проблемах…Как хорошо, что я не послушала людей добрых! Чайтанья Чандра и знать не захотел о моих проблемах, отрезав: «С голоду не умираешь? Значит, все нормально». Но с удовольствием листал номера газеты (огромное спасибо Севаништхе прабху за то, что специально для Махараджа напечатал все номера заново – я все свои последние вечно кому-то раздаю), говорил о том, как работать в этом направлении дальше…каким должен быть журнал (на который сегодня вообще нет никаких ресурсов!!!)…Но – Махараджу виднее. Ведь выходит же газета по его наставлению…На фразу сострадательной Гаурочандрики о том, что, «может, сказать тому-то тому-то о матаджи, чтоб помог», – тихо, но твердо отрезает: «Не надо. У нее много энергии. Пусть все делает сама»…
    Не помню, как там остальные-прочие ходили на даршан, зачем я толкала в себя кашу…Одна матаджи сказала: «Я не пойму, ты радуешься или расстраиваешься», – глядя на потоки слез, льющиеся из меня. И то и другое. Как я, не умея сегодня заработать на жизнь, потяну журнал?! Но у меня, блин, оказывается, много энергии!!! Махараджу виднее…Ну, тогда нужна инициация. Тянуть некуда. И я, обнаглев и, сама пугаясь своей наглости, прошу рекомендации у Девананды прабху…
    …Вечерняя лекция. На порядок лучше, чем в прошлый раз, сыгранный нашей труппой спектакль «Рамаяна» (выучили текст!!!). Прогулка пешком – знакомство с курганскими преданными, живущими по соседству со мной у Лены Калугиной. Какие замечательные личности! Утренний Шримад-Бхагаватам. Встреча Гурудева с учениками и теми, кто на него медитирует. По милости Махараджа и  благодаря убедительным рекомендациям Девананды пандита, Гурудев разрешает читать пранамамантру даже тем, кто 16 кругов повторяет от силы месяц. Махарадж сегодня спонтанно милостив (после в Екатеринбурге такой номер не прошел – екатеринбуржским торопящимся не повезло).
   Впервые вижу совсем другого Чайтанья Чандра Чарана, когда отвечает на вопрос о своем Гуру – Джаяпатаке свами: нежная любовь, боль, восторг, – все отражается на его лице и в его голосе… Мне показалось, что Гуру даже так растрогался, что его глаза стали влажными от слез. Но сдержался.  Махарадж рассказывает, что Джаяпатака уникален тем, что в его присутствии стираются границы между учениками разных учителей. Это редкий дар. Гуру подчеркивает, что только когда повторение святого имени и деятельность-служение стоят на одном уровне, когда одно не превалирует над другим, возможен прогресс на духовном пути, одно помогает другому.   
  Отвечает на мой наболевший вопрос о критике: «Невежество надо критиковать беспощадно,  страсть – конструктивно, благость – нельзя критиковать. Почтительное отношение». Вот так все просто и сложно. Постараюсь соответствовать.
   После – матаджи Гаурочандрика разговаривает с матаджинской половиной ятры. О том, что нет разницы – замужем ты или нет. Качество служения от этого не должно страдать.
Служение всем найдется, – был бы энтузиазм. Помогает разобраться в их непростых семейных ситуациях, не перегнув палку в фанатизм, начинающим матаджи-преданным…Нежная и кроткая, мудрая и добрейшая Гаурочандрика…Когда она меня, грязную и лохматую после ночного поезда, обняла в Екатеринбурге, узнав, что я приехала на инициацию, когда больше меня радовалась ей, обходя рядом жертвенный костер… Не знаю, за что мне вся эта милость…
    После, как всегда, блистательной вечерней лекции играем мой спектакль, рассказываю стихи, танцует впервые для Махараджа (Индрадьюмна Свами не видел его танца) великолепный Игорь Остапенко…Грамоты преданным, которые сделали неоценимый вклад в Фестиваль…Все, кажется, неплохо получилось. Как призналась премированная Елена Радковец, «это не моя заслуга, а тюменских преданных. Без них бы ничего не получилось»…
     ….На Бхакти-врикше у Прадьюмны на следующий день Девананда пандит рассказывает, что по приезду в Тюмень Гурудев был молчалив, не отвечал на вопросы преданных, когда те его везли. В конце же Чайтанья Чандра Чаран наоборот «нападал» на присмиревших тюменцев: «Ну, как вам? Понравился фестиваль? Все хорошо?!» – был в прекрасном расположении духа. Девананда пандит сделал вывод, что наша ятра состоялась как семья, что мы сможем и впредь устраивать весьма обширные форумы. Начало положено…
      А я еду за Гурудевом в Екатеринбург, где еще три дня слушаю его лекции, смотрю спектакль екатеринбуржской труппы, знакомлюсь с удивительными личностями – ¬ актерами Никитой и Аней, приютившей нас – трех матаджи из Кургана, Нижневартовска и Тюмени – благостнейшей матаджи Нитья Сидхой, санкиртаню на грандиозной Ратха-Ятре в Парке культуры и, наконец, получаю инициацию. Екатеринбуржский храм, жертвенный огонь, величественный, согласно моменту, Гурудев, счастливые лица инициированных преданных и друзей…Мое новое имя… В газету подробно все это писать – не формат, но обязательно напишу в Интернете…Инициация – одно из главных событий в жизни любого преданного…


Рецензии