Истории

У многих пожилых людей есть свои «истории». И чем старше эти люди становятся, тем чаще повторяются эти истории, неважно для какой аудитории и неважно в какой раз, лишь бы слушали.

Вот на работе Зинаида Яковлевна встает посередине комнаты, поднимает кверху короткие ручки и начинает рассказывать про своего Колю. Коля – ее бывший муж. Он давно умер, ее память, естественно,  сохранила только хорошие воспоминания. В ее рассказах он святой, необыкновенный человек, таких сейчас «не делают». Конечно, они никогда не ссорились, жили в любви и согласии, все было просто замечательно.

У тетки моей «истории» были почти на каждый случай и на любое слово. Начинается разговор, и тут же вспоминается: «А вот у нас…» И это уже до бесконечности, один рассказ сменяется другим, можно и не пытаться вставить что-то свое.

У матери «историй» было гораздо меньше, но тем чаще они повторялись. В одних и тех же словах, выражениях, с неизменным пылом. Саша каждый раз терпеливо выслушивал, я иногда не выдерживала: «Ты это уже рассказывала!» После этого следовали обиды на жестокую дочь. Чаще всего это были истории «про гусей», «про грибы», «про отца», «про Петю». Возможно, интересно, если слышишь это в первый раз, но когда в тысяча первый…

Наверно и я скоро стану такой же. Что я начну повторять? Может быть хорошо, что существует вот такой литературный сайт, чтобы люди могли записать свои «истории» и не мучить ими окружающих. Здесь никто тебя не заставит перечитывать одно и то же сотни раз.

А истории матери я все-таки расскажу.

                Про гусей.
Меня в 16 лет забрали в войну  работать в Томск. Выбрали в нашем селе 100 девушек покрепче, посильнее. Сначала хотели научить нас обращаться с оружием, смеялись, подшучивали, что команду «ложись» неправильно понимаем. Но потом отправили в город, мы там работали сантехниками, таскали тяжелые батареи. Одна не выдержала, сбежала, ей дали пять лет тюрьмы.
Приехала я как-то домой к матери, а меня в милицию забрали, посадили в камеру с решетками. Стали заставлять признаться в том, что я украла у соседки гусей. Мужик, здоровый такой, мордастый, кричит на меня. Вроде бы я этих гусей в мешок с картошкой сунула и с собой увезла. А ведь тогда никакого моста через Обь не было, добирались на чем придется, пешком шли столько километров. И что бы с этими гусями за такое время стало? Чем он думал, когда говорил такое? А я все-таки выдержала, не заставил он меня оговорить себя, ничего они со мной не смогли сделать.
А у соседки потом несчастье за несчастьем. Так она сама к моей матери на коленях приползла, умоляла простить за то, что оговорила со злобы.

                Про грибы.
Здесь мы каждый год с Павлом дрова заготавливать ездили. Выделят делянку, и пили сам, как сумеешь. За день не успевали, часто оставались ночевать там, в лесу. А один раз на полянку наткнулись. Столько грибов! Да белые! У нас с собой ни корзин, ни ведер. Я сняла с себя кофту, комбинацию, в них набирали. После резали и на нитки нанизывали, сушиться вешали. Свекровь всю стену дома этими грибами завесила. В альбоме фотографии есть, посмотрите.

                Про отца.
И что я никогда у матери не спрашивала, кем был мой отец? Наверно, офицер. Высокий,  красивый, грамотный, совсем не похож на мужлана. Служил в армии, приехал домой, а у жены за это время от кого-то девочка родилась. Он и уехал, женился на нашей матери, нас пять человек детей у них было. И тут письмо приходит: «Бросай их всех, возвращайся к своей семье». Мать и не знала ничего про это, в восемнадцать лет замуж за него вышла. После смерти отца та женщина приехала, они подружились с матерью, к нам она хорошо относилась. Помню, как у отца зубы шатались и выпадали – цинга.

                Про Петю.
Голодали мы, когда война началась, есть нечего. Принесет мать обрат – молоко снятое, что там в нем, кое-где только крупинки жира попадаются. Мы пили, терпели. А Петя у нас самый младший, два года всего. Ходит и все время просит: «Иисть! Иисть!» До сих пор у меня его голос в ушах звучит.
Ты же его помнишь, видела, когда приезжали. Красивый, кудрявый. Только армию отслужил, женился. И  разбился. Упал с высокой черемухи, сразу насмерть.


Рецензии
Галина, поистине, не в бровь...
Верно явление подметили, его можно назвать устным народным графоманством.
Сама нетерпеливо говорила родным, сто раз, мол, слышала, но себе теми же граблями
лоб расшибаю...
Может, и вправду, лучше записывать, коли случаи из жизни почему-то не оставляют в покое, будоражат исподволь сознание, вновь и вновь просятся наружу...
Благодарю, Галина, помогли в новом ракурсе взглянуть на проблему, причем не с первого прочтения прочувствовала, второй раз любопытствую по ссылке от Ю.Пахотина.
Надо пошерстить Инет на тему, вполне достойную для разработки психологами. Интересно, что они об этом думают?!
Всего доброго.

Зоя Чепрасова   28.09.2014 23:15     Заявить о нарушении
Меня всегда обвиняли в молчаливости, замкнутости, предпочитала не выплескивать свою боль (а ее было очень много) на окружающих, а изложить лучше на страницах дневника. Потом понадобилось рассказать сыновьям об их отцах, которых они не знали, а старший и ни разу не видел. Сначала была повесть "Тебе, мой сын", нигде не публиковавшаяся, здесь ее нет, потом появился роман "Дом на берегу", все события, имена и фамилии подлинные. Впервые по кускам показала его друзьям на сайте "Одноклассники", порекомендовали разместить на "прозе". Вот его бы я хотела напечатать. В начале сентября мне предложили вступить в Российский союз писателей. Написала заявление, заплатила вступительный взнос, получила сообщение о том, что принята, но удостоверение еще пока не прислали. Не знаю что это дает, но я мечтала об этом с детства. Не пошла на филологический факультет, понимая, что буду, скорее всего, учителем в школе, выбрала физический, но мечта не оставляла в покое. Простите за столь пространный отзыв.

Галина Вольская   29.09.2014 11:19   Заявить о нарушении
Гала, я вам благодарна за доверие, спасибо, что отозвались, а не отписались.
Мне тоже важно разобраться в себе, но писаниной заниматься лень,пока прокручиваю прошлое в уме, осознаю многое в новом свете, с высоты возрастного опыта.
Читая других, лучше понимаешь время. Достаток в семьях был разным, но в общем-то,мораль, нравы и канва жизни была схожей почти во всем.
В восьмидесятых в моду входила аттестация, у нас в геологии тоже решили ее провести. Мой непосредственный начальник отметил в характеристике мне и еще одной коллеге, якобы, замкнутость. Галина Павловна обиделась, даже плакала, мне же было смешно и даже лестно. Никогда не умела дружить на бытовом уровне и обсуждать местные страсти-мордасти.
Спасибо, Гала, за вашу душевность.

Зоя Чепрасова   29.09.2014 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.